К вопросу об использовании танцевальных движений в академическом хоровом пении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 06.08.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Поливода М. Л. К вопросу об использовании танцевальных движений в академическом хоровом пении // Молодой ученый. — 2019. — №31. — С. 136-139. — URL https://moluch.ru/archive/269/61904/ (дата обращения: 16.09.2019).



Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Хор является важным средством музыкального воспитания детей. Также занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному и всестороннему развитию личности ребенка. В процессе занятий формируются такие качества, как: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие, креативность. Развиваются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, воля. Приобретаются специальные умения и навыки: сценическая культура, эстетический вкус, творческие способности, певческие навыки, музыкальная грамотность, ораторское искусство. Благодаря коллективной форме занятий и личному общению детей открывается мир социальных отношений, что выступает важной стороной в их духовном и нравственном воспитании. Хоровое пение способствует формированию музыкальной культуры, объединяет единой творческой деятельностью, развивает способность работы в команде, заставляет детей слушать друг друга, учиться друг у друга и уважать мнение других. Опыт увлеченности, успешности, атмосферы радости, полученный в детском хоре, создает основу для будущей работы в коллективе.

Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение — это еще и одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения — сольного и хорового — укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание. Также систематическое выполнение дыхательной, звуковой гимнастики регулирует и углубляет дыхание, разогревает голосовые мышцы, что приводит к укреплению голосового аппарата и лёгких, и, как следствие, является профилактикой утомляемости и заболеваний голосового аппарата.

Ровное положение корпуса во время пения в положении сидя и стоя укрепляет мышцы пресса и спины, формируя правильную осанку, что является профилактикой искривления позвоночника. Занятия хоровым пением также снимают нервно-психическое напряжение детей. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья ребенка.

Несмотря на огромное значение занятий хоровым пением на всестороннее развитие личности, многие дети с хорошими музыкальными способностями проявляют нежелание заниматься хоровым исполнительством, на начальном этапе обучения нередко наблюдается снижение мотивации к занятиям. Часто дети бросают обучение на 1–3 году обучения, когда желание заниматься любимым делом подменяется принуждением и непосильным трудом в силу отсутствия интереса к занятиям. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью заниматься музыкой и хоровым пением, в связи с большим положительным влиянием регулярных занятий на развитие личности ребенка и низкой мотивацией к обучению в системе музыкального образования.

Чтобы узнать, что влияет на мотивацию к занятиям хоровым пением, почему дети избегают занятий, какие у них интересы, желания, стремления, мы провели анкетирование среди детей детской школы искусств № 4 г. Владивостока. Всего было проанкетировано 50 детей в возрасте 7–10 лет.

В результате исследования мы выяснили, что детям нравится петь (90 %), участвовать в концертах (70 %), общаться с другими детьми (60 %), одевать сценические костюмы (78 %), ездить на гастроли (80 %). Используют приобретенные навыки в жизни вне музыкальной школы 32 % детей.

Одной их причин нежелания ходить в музыкальную школу, оказалась необходимость долго сидеть или стоять во время занятий, находясь в одной позе длительное время. Наблюдается недостаток двигательной активности детей. От долгого статического напряжения дети начинают жаловаться на боль в ногах, спине. Соответственно, снижается мотивация к занятиям хоровым пением.

На вопрос: что бы вы хотели изменить на уроках хорового пения, большинство ответило — петь веселые песни и танцевать, хлопать, двигаться.

В результате мы видим, что наблюдается естественная потребность ребенка в двигательной активности, которой недостаточно при занятиях академическим хоровым пением. Ограничение двигательной активности приводит к гипокинезии, что крайне не желательно для детей младшего школьного возраста, поскольку она оказывает отражательное влияние на их организм, ухудшая общую работоспособность и здоровье.

В тоже время педагог должен поддержать ученика, не погасить желание заниматься музыкой. Мы считаем, что интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо поддерживать и оживлять.

Соединение пения с движением и танцами — эффективное средство развития у детей интереса к пению.

К проблеме взаимосвязи музыки с движением, пластикой, танцем постоянно обращались и обращаются специалисты разных областей знаний — музыканты, педагоги, балетмейстеры. Известный швейцарский педагог 20 века Э. Жак-Далькроз разработал целую систему ритмического воспитания, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Для детей дошкольного возраста «Ритмика» является важнейшим звеном в освоении, развитии чувства метрориритма. Систематические занятия, двигательные упражнения, тематические танцы и игры развивают воображение детей, формируют ощущение собственного тела, стимулируют двигательную и умственную активность.

По мнению Д. Е. Огороднова движение положительно влияет на постановку певческого аппарата, а руки являются особым артикуляционным аппаратом, влияющим на голос через пластику жеста [1].

Современное хоровое исполнительство, предъявляя ряд новых требований к деятельности хорового коллектива, ставит перед хормейстером и певцами сложную задачу по овладению новыми исполнительскими принципами и приемами. Классическое хоровое исполнительство начинает развиваться в новом жанре, который называется хоровой театр. Существует ряд научных работ посвященных этой проблеме, исследующих более сложную форму исполнения, нежели в исполнении хоровых сочинений традиционным способом и связана с гармоничным выстраиванием певческо-сценического пространства [2,3]. Театрализацию хоровых произведений активно используют многие детские хоры, хоровые студии. В творчестве выдающихся современных композиторов А. Шнитке, Р. Щедрина, В. Гаврилина, С. Слонимского, С. Губайдулиной, В. Калистратова, В. Рубина реализуются идеи хорового театра. На сегодняшний день, мы видим несколько коллективов, успешно продвигающих данное направление хорового искусства: Новосибирский Камерный хор, Саратовский губернский театр хоровой музыки, Самарский камерный хоровой театр, Московский и Владимирский хоровые театры. Среди детских коллективов известны концертный детский хор Саратовского губернского театра хоровой музыки, детская хоровая студия «Преображение», коллективы Московской музыкально-хоровой школы «Радость». Пение в движении рассмотрено в работе Е. Ю. Накишовой [4]. Автором был проведен сравнительный анализ традиционных условий вокально-хоровой деятельности и условий хорового театра, переосмысление статуса участника хора, где повышаются требования к его сольному мастерству, что предполагает внимание к индивидуальным качествам голоса, тембра.

Слияние пения и танца также используют в жанре мюзикла. О. Л. Монд исследуя специфику мюзикла считает, что обучение детей и подростков умению «петь телом» на сегодняшний день является актуальной и требует научного подхода с разработкой методической базы [5].

В нашем хоровом коллективе было замечено, что не все обучающиеся дети владеют своим телом настолько, чтобы своё эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в художественном движении, тело не слушается. Способность петь и танцевать требуют значительных усилий. Поэтому владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко, выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое она у детей вызывает. Мы считаем, что именно осознанное движение, усиливает эмоциональное переживание содержания музыки, а значит, и её воздействие на детей.

В своем диссертационном исследовании О. Л. Монд говорит о формировании навыка синхронизации пения и движения, при этом «солист должен так уметь двигаться, чтобы танец не мешал вокальному исполнению даже самых сложных арий» [6]. Мы видим, что понятие «хорошо двигается» тесно связано с таким понятием как «ритмичность», т. е. умение слышать музыкальный ритм. Развиваются эти умения и навыки благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными ощущениями. Редкий ребёнок сможет найти самостоятельно связь своего тела с музыкой и творчески подойти к любому танцу, дети копируют движения друг друга, у них нет внутреннего чувства прислушаться к своим мышцам.

А. А. Евтодьевой предложена эффективная методика занятий, направленная на развитие вокальных и танцевальных способностей детей дошкольного возраста. Проанализировав факторы, влияющие на формирование певческих навыков, автор пособия предлагает оригинальную организацию игрового распевания в обучении детей движениям [7]. Мы разделяем точку зрения автора, что пение, сопровождающееся танцевальными движениями, жестами способствует не только прочному запоминанию текста, но и развитию координации движений, увеличению двигательной активности, а сам процесс занятий делает интересным и занимательным.

В связи с этим мы разработали комплекс физических упражнений направленных на увеличение двигательной активности детей при занятиях в академическом хоре. Занятия проводятся два раза в неделю по 40 минут, после хорового пения. Мы используем упражнения на формирование правильной осанки, координацию, снятие напряжения с мышц ног, развитие силовых способностей и гибкости. Также разучиваем различные танцевальные движения, которые впоследствии применяются в сочетании с хоровым пением. Занятия проводятся под музыку детского фитнеса и под детский песенный репертуар, Также во время хорового пения используются физкультминутки для снятия напряжения с мышц спины, ног.

Таким образом, интерес к проблеме соединения хорового пения с танцевальными движениями не случаен. После конкурсных прослушиваний, члены жюри особо отмечают те хоровые коллективы, которые пытаются использовать элементы танца, при этом не мешающие пению. Они отмечают, что у хора появляется особое звучание, а у самих детей горят глаза. Показателем является синхронность исполнения движений у всех участников хора, умение координировать движения рук, ног, головы при пении хоровых произведений, естественность движений в соответствии с характером музыки.

Литература:

  1. Огороднов Д. Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека. Пение рождается на кончиках пальцев// Музыкальная жизнь. — № 12.-2011.с.21–36
  2. Киреева Н. Ю. Хоровая театрализация (коммуникативные аспекты): автореф. дис.... канд. искусствоведения. Саратов, 2010.
  3. Овчинникова Т. К. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре автореф. дис. … по искусствоведению 17.00.02 Ростов на Дону 2009 http://cheloveknauka.com/horovoy-teatr-v-sovremennoy-otechestvennoy-muzykalnoy-kulture#ixzz5v3xJHLuc
  4. НакишоваЕ. Ю. Хоровой театр детей и подростков как художественно-педагогическое явление Образование и наука 2011 № 3 (82) с.71
  5. Монд О. Л. Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах мюзикла.// Молодой учёный. — 2010 — № 3. с. 284–289
  6. Монд О. Л. Теоретико-методологические аспекты подготовки вокалиста (на материале учебной работы с исполнителями современного музыкального спектакля) автореф. канд.пед.наук Москва 2010 HYPERLINK «Монд %20О.Л. %20Теоретико-методологические %20аспекты %20подготовки %20вокалиста %20(на %20материале %20учебной %20работы %20с %20исполнителями %20современного %20музыкального %20спектакля) %20автореф. %20канд.пед.наук %20Москва %202010 %20https://www.dissercat.com/content/teoretiko-metodologicheskie-aspekty-podgotovki-vokalista/readhttps://www.dissercat.com/content/teoretiko-metodologicheskie-aspekty-podgotovki-vokalista/read
  7. Евдотьева А. А. Учимся петь и танцевать играя. Методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме Калуга 2007 file://:/knigaposobieevtod-evoyuchimsyapet-itancevat--igraya.pdf


Задать вопрос