Реформы образования после распада СССР: плюсы и минусы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 05.08.2019

Статья просмотрена: 4346 раз

Библиографическое описание:

Васильцова, Е. В. Реформы образования после распада СССР: плюсы и минусы / Е. В. Васильцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61865/ (дата обращения: 05.05.2024).



«Уничтожение любой нации не требует использования атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимися», — данное изречение написано над входом в один из университетов Южной Африки.

Эти слова абсолютно точно показывают, что образование является одной из важнейших социальных сфер нашей страны, выявление проблем и поиски решений которых в современных условиях — одна из актуальных проблем современности, т. к. уровень образования является важнейшим показателем развития государства.

В период после распада СССР российское образование претерпело много глобальных изменений, проводимые реформы вызывали и вызывают до сих пор много споров и обсуждений. Пожалуй, не было более спорного для общества нововведения, чем появление Единого Государственного Экзамена.

С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Много споров и дебатов вызвала эта реформа образования, и вот спустя 9 лет повсеместного применения можно сделать выводы о плюсах и минусах этой системы.

К плюсам введения ЕГЭ можно отнести:

  1. Сдав один раз экзамены, можно подать документы в несколько учебных заведений. Результаты экзаменов действительны на протяжении четырех лет.
  2. Подать заявление в вуз и передать свои результаты можно из любой точки страны, не приезжая в нужный город, а просто воспользовавшись почтой.
  3. Коррупционная система устаревших экзаменов позволяла выучить ученику лишь один билет — одну тему, который он и отвечал при поступлении. Тесты же позволяют проверить знания по всем темам специальности, а экзамен затрагивает лишь одну-две.
  4. ЕГЭ унифицирует всю общеобразовательную систему России, подводит ее под одни стандарты. Нет психологического давления на ребенка, так как компьютер автоматически проверяет ответы, исключая предвзятость к ученику.

К минусам российское общество и многие научные деятели относят:

  1. Экзамен не объективно отображает знания ученика. Очень часто правильный ответ выбирают с помощью метода исключения (особенно это касается точных наук). По гуманитарным и общественным наукам это оценивание трудно проводить беспристрастно.
  2. Части А и В проверяют с помощью компьютерной системы. А, как известно, в ней иногда бывают сбои — в результате неправильное распознавание ответов является результатом снижения общего оценочного балла. Система проверки результатов Единого Экзамена пока далека от совершенства.
  3. Единый Государственный экзамен может привести к тому, что школьники станут безграмотными. А произойдет это по одной простой причине: ребят приучают к механической работе. Таким образом, их учат получать информацию в «узком варианте».
  4. Каждый институт имеет свои критерии оценивания знаний. Отобрать грамотного студента можно только при личном контакте с преподавателем.
  5. С помощью ЕГЭ не удалось полностью искоренить взяточничество и коррупцию. Эти негативные явления только укоренились в школах и лицеях.

Многочисленные опросы населения говорят о том, что на данный момент недовольных этой системой значительно больше, чем ее сторонников. И основная причина для недовольства заключается в том, что граждане считают систему формальной и поверхностной. С ее помощью достаточно сложно адекватно оценивать индивидуальные особенности и способности ученика. [1]

В декабре 2018 г. в Общественной палате РФ с докладом выступил народный учитель России Сергей Рукшин и довольно резко высказался о ЕГЭ: «ЕГЭ представляли как способ убрать коррупцию в приемных комиссиях вузов. Этого добились, и хотелось бы это сохранить. Но справился ли ЕГЭ с коррупцией в сфере образования? Нет, он переместил затраты родителей в другие сферы. Во-первых, невиданно расширился и подорожал репетиторский рынок. Во-вторых, коррупция проникла в сферу олимпиад, дающих право на поступление в вуз….Кроме того, ЕГЭ лишил вузы целевого контингента. Институты, в которые раньше шли ребята, с детства мечтающие делать ракеты, теперь вынуждены принимать тех, кто о ракетах и не думал, но у кого хватило баллов на поступление. Целевой мотивированный контингент иссякает”. [2]

Еще одной неоднозначной для российского образования реформой стало вступление РФ в 2003 г. в Болонский процесс. Причем в подписанном соглашении, к удивлению многих научных деятелей России, не было никаких оговорок, обеспечивающих национальные интересы российского образования. Итак, в 2011 г. все ВУЗы перешли на систему «бакалавр-магистратура» и на образовательные стандарты нового поколения (ФГОС).

Появление двухуровневой системы образования имеет как преимущества, так и недостатки для профессионального образования.

К плюсам можно отнести, что отучившись 4 года в бакалавриате, можно выбрать более узкую направленность в магистратуре, а также учиться в магистратуру можно пойти в любой ВУЗ, в том числе и зарубежный.

Помимо этого, есть и несколько существенных минусов:

  1. Сокращение времени обучения. После получения «Бакалавра» не все студенты продолжают обучение. Но за эти 4 года студент получает только базовые знания.
  2. Формально бакалавриат является полноценным высшим образованием, но работодатели зачастую не считают его таковым и отдают предпочтение специалистам и магистрам.

Например, в некоторых сферах — в частности в юриспруденции — есть неписаные правила, не позволяющие брать бакалавров на определенные позиции. Кроме того, в случаях, где при приеме на работу строго соблюдаются формальные требования, например на госслужбе, бакалавры не имеют права занимать многие управленческие должности. [3]

Как говорит в своей книге судья Конституционного суда РФ, Доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Бондарь Н. С.: «Двухуровневая система, в которой, как предполагается, около 75 % юристов будут готовиться по программам бакалавриата, может привести к утрате признанного статуса юридического образования как элитного, фундаментального. Таким оно всегда воспринималось, к этому всегда стремились в России, начиная с Петровских времен и первых императорских Уставов университетов». [4]

Подводя итоги, следует отметить, что образование — фундамент благополучия нации. Анализируя плюсы и минусы данных реформ образования, проводимых после распада СССР, я пришла к выводу, что стремление обеспечить своим гражданам единое мировое пространство для обучения и обмена научными открытиями в различны сферах является важным этапом развития страны.

Однако, при введении реформ и радикальном отказе от сложившегося типа советского обучения, Россия обязана сделать все, чтобы сохранить национальные интересы своего образования.

Литература:

1. «Реформы российского образования и постсоветское пространство» // Электронный ресурс: http://rossiyanavsegda.ru/read/1262/ (Дата обращения 17.04.2019 г.)

2. «Не реформировать ли реформы»// Электронный ресурс: https://spbvedomosti.ru/people/sergey-rukshin/(дата обращения: 18.04.2019 г.)

3. «Болонская система образования. «За» и «против»,, Элктронный ресурс: //http://educationadvisor.ru/expert_opinion/bolonskaya_sistema_ obrazovaniya_za_i_protiv/ (Дата обращения: 18.04.2019 года)

4. Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. Серия «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 3. 2-е изд., доп. — М.: Изд-во «Юрист». 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): российское образование, ВУЗ, ЕГЭ, единый Государственный экзамен, распад СССР, Российская Федерация, Россия, экзамен.


Похожие статьи

Единый государственный экзамен: достоинства и недостатки

Статья посвящена актуальной проблеме российского образованияЕдиному государственному экзамену, его достоинствам и недостаткам. Ключевые слова: экзамен, тест, задание, методика преподавания, достоинства, недостатки, уровень знаний.

Российская система образования: достоинства и недостатки

Образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно

- расширяется возможность получения высшего образования в ведущих ВУЗах России.

Но ЕГЭ это не единственное новшество в российской системе образования.

Система российского образования: проблема государственной...

Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) — «форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих...

Об автоматизации процедуры проведения единого...

Аннотация. В статье проанализирована процедура проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Неэффективность использования современных информационных технологий в процедуре ЕГЭ в настоящее время приводит к большим затратам времени и средств...

Российская система образования на переходном этапе

Ключевые слова: система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс

С момента появления «Новой России» отечественная система образования прибывает в состоянии перманентного реформирования.

Современное школьное образование в России: плюсы и минусы

Россия, ЕГЭ, образование, знание, российская система образования, школьное образование, современное образование, российское образование, Единый государственный экзамен, школа.

Динамика дискурсивных репрезентаций ЕГЭ в высказываниях...

И хотя Единый экзамен стал привычным опытом для сотен тысяч школьников и их семей

Введение Единого экзамена и обращение с ним порождает в образовательной политики и

Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ ) — «форма объективной оценки качества...

ЕГЭ в российском профессиональном дискурсе

В работе рассматривается репрезентация единого государственного экзамена (ЕГЭ) в российском профессиональном дискурсе. Информационную базу работы составили 68 статей «Учительской газеты», выбранные по ключевым словам в архиве информационного агентства...

Коррупция в сфере образования как социальное явление...

В Российской Федерации проводится Единый государственный экзамен для выпускников 11 классов

Отрицательным последствием введения ЕГЭ является увеличение доли платного образования, так как теперь финансируется обучение тех, кто сдаёт ЕГЭ на высокий балл.

Похожие статьи

Единый государственный экзамен: достоинства и недостатки

Статья посвящена актуальной проблеме российского образованияЕдиному государственному экзамену, его достоинствам и недостаткам. Ключевые слова: экзамен, тест, задание, методика преподавания, достоинства, недостатки, уровень знаний.

Российская система образования: достоинства и недостатки

Образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно

- расширяется возможность получения высшего образования в ведущих ВУЗах России.

Но ЕГЭ это не единственное новшество в российской системе образования.

Система российского образования: проблема государственной...

Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) — «форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих...

Об автоматизации процедуры проведения единого...

Аннотация. В статье проанализирована процедура проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Неэффективность использования современных информационных технологий в процедуре ЕГЭ в настоящее время приводит к большим затратам времени и средств...

Российская система образования на переходном этапе

Ключевые слова: система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс

С момента появления «Новой России» отечественная система образования прибывает в состоянии перманентного реформирования.

Современное школьное образование в России: плюсы и минусы

Россия, ЕГЭ, образование, знание, российская система образования, школьное образование, современное образование, российское образование, Единый государственный экзамен, школа.

Динамика дискурсивных репрезентаций ЕГЭ в высказываниях...

И хотя Единый экзамен стал привычным опытом для сотен тысяч школьников и их семей

Введение Единого экзамена и обращение с ним порождает в образовательной политики и

Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ ) — «форма объективной оценки качества...

ЕГЭ в российском профессиональном дискурсе

В работе рассматривается репрезентация единого государственного экзамена (ЕГЭ) в российском профессиональном дискурсе. Информационную базу работы составили 68 статей «Учительской газеты», выбранные по ключевым словам в архиве информационного агентства...

Коррупция в сфере образования как социальное явление...

В Российской Федерации проводится Единый государственный экзамен для выпускников 11 классов

Отрицательным последствием введения ЕГЭ является увеличение доли платного образования, так как теперь финансируется обучение тех, кто сдаёт ЕГЭ на высокий балл.

Задать вопрос