Роль и место прикладных задач в процессе обучения математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 октября, печатный экземпляр отправим 16 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 30.07.2019

Статья просмотрена: 2814 раз

Библиографическое описание:

Дерипаско, А. А. Роль и место прикладных задач в процессе обучения математике / А. А. Дерипаско. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 130-131. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61849/ (дата обращения: 04.10.2024).



В статье раскрывается роль и место прикладных задач в процессе обучения математики. Даются определения таких понятий как прикладная направленность обучения, прикладная задача. Делается вывод, что прикладные задачи в процессе обучения математики играют первостепенную роль. Они могут использоваться с разной дидактической целью.

Ключевые слова: задача, прикладная направленность, прикладная задача, процесс обучения, математик.

Задачи в процессе обучения математике играют первостепенную роль. Именно задачи служат связующим звеном между теорией и практикой, жизнью и наукой. Роль задач очень велика: они способствуют развитию логического мышления у обучающихся, формированию познавательного интереса к предмету, а также раскрытия творческого потенциала у школьников. Стоит отметить, что особое место в этом плане занимают задачи прикладного характера. Именно задачи прикладного характера позволяют осуществлять межпредметные связи математики с другими науками, такими как геометрия, физика, химия и т. д. Также стоит отметить, что эти задачи позволят показать возможность использования аппарата математики в решении практических задач других наук: кибернетике, информатике, медицине и т. д.

В педагогической литературе понятие прикладной задачи трактуется по-разному. Одни учёные (Г. Г. Маслова, Нгуен Ван Чанг, Л. Н. Тихонов, С. С. Варданян, Г. М. Возняк и т. д.) считают, что прикладной называется такая задача, которая требует перевода с естественного языка на математический. Другие учёные, такие как Я. А. Король, Н. Гайбуллаев, Г. М. Морозов и др. считали, что прикладная задача должна быть по своей постановке и методам решения более близкой к задачам, возникающим на практике. По мнению М. В. Крутихиной, «Под прикладной задачей понимает сюжетную задачу, сформулированную в виде задачи-проблемы и удовлетворяющую следующим условиям:

  1. Вопрос должен быть поставлен в таком виде, в каком он обычно ставится на практике (решение имеет практическую значимость);
  2. Все величины (если они заданы) должны быть реальными, взятыми из жизни»

На сегодняшний день, прикладная задача — это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами.

Методике решения прикладных задач уделено большое внимание в работах Ю. М. Калягина, В. В. Фирсова, Л. М. Фридмана и т. д. [4, с. 7].

«Решение прикладных задач состоит из нескольких этапов. Среди них выделяют формализацию, реализацию и интерпретацию.

В математике выделяют следующие принципы работы над задачей:

  1. Использование при решении задач практических методов: поиск, использование справочной литературы, дидактических материалов, исследование и т. д.
  2. Рассмотрение различных способов решения задачи и выбор оптимального варианта.
  3. Обучения обучающихся на каждом этапе решения прикладных задач.
  4. Обработка задачи согласно целям и требования обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основным средством усиления прикладной направленности в процессе обучения математики являются задачи, но только при одном условии, если эти задачи будут правильно подобраны» [3, с. 11].

Сегодня нужно серьезно работать над реализацией прикладной направленности в процессе обучения математики, т. к. прикладная направленность обучения способствует развитию познавательной активности обучающихся. Для реализация прикладной направленности в процессе обучения нужно перебрать множество примеров, задач, методов и средств обучения и выбрать из них наиболее оптимальные. Также, современные исследования показывают, что усилению прикладной направленности в процессе обучения может способствовать внедрение компьютерных технологий в учебный процесс.

К прикладным задачам в математике предъявляется ряд требований, но помимо основных требований предъявляются ещё и дополнительные: доступность материала; познавательная ценность задач прикладного характера на учеников; использование в задачах реальных величин, ситуаций [5].

На сегодняшний день стоит отметить, что интерес к прикладным задачам увеличивается. Повышенный интерес к прикладным задачам обуславливается тем, что они включены в КИМы по математике в ЕГЭ в 11 классе (задания В1, В14, С5 и т. д.) и в ОГЭ в 9 классе (В15, С2, С4 и т. д.). Прикладные задачи в процессе обучения математике имеют большое значение. Какое же место и какую роль играют прикладные задачи в школьном курсе математики? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к их функциям. Виноградова Л. В. в своей книге выделяет три основные функции прикладных задач:

  1. Обучающая функция. Большим плюсом данной функции является то, что она может быть использована на всех этапах современного урока.
  2. Воспитывающая функция. Она способствует расширению кругозора, а также формированию научного мировоззрения.
  3. Развивающая функция. Она заключается в том, что прикладные задачи учат детей применять теоретические знания на практике [1].

Роль прикладных задач в процессе обучения математике огромна. В первую очередь, прикладные задачи раскрывают всё многообразие практического применения математических знаний. Также решение прикладных задач способствует закреплению и углублению ранее изученного теоретического материала. Решая прикладные задачи, мы развиваем свою память, мышление, внимание.

Прикладные задачи в процессе обучения математики можно использовать для различных дидактических целей:

  1. Иллюстрации учебного материала.
  2. Формированию практических умений и навыков.
  3. Мотивации обучения. Прикладная задача повышает интерес у учащихся к изучаемому предмету¸ т. к. для большинства учащихся ценность математического образования состоит в её практических возможностях.
  4. Закрепления и углубления ранее полученных знаний.
  5. Для постановки проблемы перед изучением нового материала. Использование прикладных задач обеспечит овладение учащимися теорией, учит учащихся приемам поиска, мыслительным операциям и т. д.

К сожалению, на сегодняшний день прикладным задачам в курсе математике уделяется слишком мало времени. По мнению Е. В. Егуповой, «Главной причиной низкого содержания прикладных задач в общеобразовательных учебниках — сложность подбора случаев применения математики на понятном для учащихся языке» [2, с. 39]. Сейчас учителя практически не уделяют времени решению прикладных задач, т. к. они считают, что на решение данного типа задач уходит слишком много времени, а обучающий результат при этом слишком мал. Прикладные задачи в процессе обучения математике должны занимать центральное место. Ученикам нужно постоянно тренировать умения использовать полученные на уроках математические знания на практике, в реальной жизни. Поэтому на каждом уроке учащимся нужно предлагать решать задачи с практическим содержанием. Решая такие задачи, у учащихся повысится интерес к предмету, повысится активность, сформируются элементарные математические навыки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прикладные задачи в процессе обучения математики занимают центральное место. Роль прикладных задач очень велика. Они могут использоваться с разной дидактической целью: могут мотивировать, объяснить связи математики с другими науками, способствовать развитию у обучающихся логического мышления, памяти и внимания.

Литература:

  1. Виноградова Л. В. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие / Л. В. Виноградова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 252 с.
  2. Егупова М. В. Использование практических задач в обучении геометрии // Математика в школе. 2011. № 10 с. 39–44
  3. Киякбаева А. Л. Необходимость использования прикладных задач в обучении математике // Молодой ученый. — 2015. — № 19. — С. 9–11. — URL https://moluch.ru/archive/99/22150/ (дата обращения: 29.07.2019).
  4. Терешин Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики. М.: Просвещение, 1990, 96 с.
  5. Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 96 с: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, прикладная задача, процесс обучения, процесс обучения математики, прикладная направленность, математик, прикладной характер, дидактическая цель, логическое мышление, первостепенная роль.


Похожие статьи

Геометрические задачи как основа обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов

В статье рассматриваются вопросы обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов на основе исследования как методики развития математического мышления у школьников в рамках личностно-ориентированного обучения. Выделены о...

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Аналитические исследования в экономике как методологическая основа преподавания экономико-математических дисциплин в высшем образовании

Аналитические исследования — это часть исследования операций, которые, входят в научную область, которая разрабатывает принципы постановки и решения задач улучшения функционирования производственных, управляющих и обслуживающих систем и способы реали...

Системный анализ и математика: синтез наук в современном высшем образовании

В настоящее время дисциплина «Системный анализ» имеет синтетический характер, объединяет широкий круг вопросов от теоретических аспектов функционирования и управления сложными системами в практические методы анализа систем, их моделирования и приняти...

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике

Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Реализация развивающей функции обучения через решение физических задач

Профессиональное становление обучающихся средних профессиональных заведений происходит в процессе изучения учебных и специальных дисциплин, в разнообразии видов их деятельности. Особая роль отводится дисциплине «Физика». Статья посвящена рассмотрению...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Похожие статьи

Геометрические задачи как основа обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов

В статье рассматриваются вопросы обучения школьников выделению существенных признаков геометрических объектов на основе исследования как методики развития математического мышления у школьников в рамках личностно-ориентированного обучения. Выделены о...

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Аналитические исследования в экономике как методологическая основа преподавания экономико-математических дисциплин в высшем образовании

Аналитические исследования — это часть исследования операций, которые, входят в научную область, которая разрабатывает принципы постановки и решения задач улучшения функционирования производственных, управляющих и обслуживающих систем и способы реали...

Системный анализ и математика: синтез наук в современном высшем образовании

В настоящее время дисциплина «Системный анализ» имеет синтетический характер, объединяет широкий круг вопросов от теоретических аспектов функционирования и управления сложными системами в практические методы анализа систем, их моделирования и приняти...

Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике

Данная статья посвящена роли практико-ориентированных задач в обучении математике и их значимости при формировании у учащихся функциональной грамотности.

Реализация развивающей функции обучения через решение физических задач

Профессиональное становление обучающихся средних профессиональных заведений происходит в процессе изучения учебных и специальных дисциплин, в разнообразии видов их деятельности. Особая роль отводится дисциплине «Физика». Статья посвящена рассмотрению...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Задать вопрос