Роль и место прикладных задач в процессе обучения математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 30.07.2019

Статья просмотрена: 2456 раз

Библиографическое описание:

Дерипаско, А. А. Роль и место прикладных задач в процессе обучения математике / А. А. Дерипаско. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 130-131. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61849/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье раскрывается роль и место прикладных задач в процессе обучения математики. Даются определения таких понятий как прикладная направленность обучения, прикладная задача. Делается вывод, что прикладные задачи в процессе обучения математики играют первостепенную роль. Они могут использоваться с разной дидактической целью.

Ключевые слова: задача, прикладная направленность, прикладная задача, процесс обучения, математик.

Задачи в процессе обучения математике играют первостепенную роль. Именно задачи служат связующим звеном между теорией и практикой, жизнью и наукой. Роль задач очень велика: они способствуют развитию логического мышления у обучающихся, формированию познавательного интереса к предмету, а также раскрытия творческого потенциала у школьников. Стоит отметить, что особое место в этом плане занимают задачи прикладного характера. Именно задачи прикладного характера позволяют осуществлять межпредметные связи математики с другими науками, такими как геометрия, физика, химия и т. д. Также стоит отметить, что эти задачи позволят показать возможность использования аппарата математики в решении практических задач других наук: кибернетике, информатике, медицине и т. д.

В педагогической литературе понятие прикладной задачи трактуется по-разному. Одни учёные (Г. Г. Маслова, Нгуен Ван Чанг, Л. Н. Тихонов, С. С. Варданян, Г. М. Возняк и т. д.) считают, что прикладной называется такая задача, которая требует перевода с естественного языка на математический. Другие учёные, такие как Я. А. Король, Н. Гайбуллаев, Г. М. Морозов и др. считали, что прикладная задача должна быть по своей постановке и методам решения более близкой к задачам, возникающим на практике. По мнению М. В. Крутихиной, «Под прикладной задачей понимает сюжетную задачу, сформулированную в виде задачи-проблемы и удовлетворяющую следующим условиям:

  1. Вопрос должен быть поставлен в таком виде, в каком он обычно ставится на практике (решение имеет практическую значимость);
  2. Все величины (если они заданы) должны быть реальными, взятыми из жизни»

На сегодняшний день, прикладная задача — это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами.

Методике решения прикладных задач уделено большое внимание в работах Ю. М. Калягина, В. В. Фирсова, Л. М. Фридмана и т. д. [4, с. 7].

«Решение прикладных задач состоит из нескольких этапов. Среди них выделяют формализацию, реализацию и интерпретацию.

В математике выделяют следующие принципы работы над задачей:

  1. Использование при решении задач практических методов: поиск, использование справочной литературы, дидактических материалов, исследование и т. д.
  2. Рассмотрение различных способов решения задачи и выбор оптимального варианта.
  3. Обучения обучающихся на каждом этапе решения прикладных задач.
  4. Обработка задачи согласно целям и требования обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основным средством усиления прикладной направленности в процессе обучения математики являются задачи, но только при одном условии, если эти задачи будут правильно подобраны» [3, с. 11].

Сегодня нужно серьезно работать над реализацией прикладной направленности в процессе обучения математики, т. к. прикладная направленность обучения способствует развитию познавательной активности обучающихся. Для реализация прикладной направленности в процессе обучения нужно перебрать множество примеров, задач, методов и средств обучения и выбрать из них наиболее оптимальные. Также, современные исследования показывают, что усилению прикладной направленности в процессе обучения может способствовать внедрение компьютерных технологий в учебный процесс.

К прикладным задачам в математике предъявляется ряд требований, но помимо основных требований предъявляются ещё и дополнительные: доступность материала; познавательная ценность задач прикладного характера на учеников; использование в задачах реальных величин, ситуаций [5].

На сегодняшний день стоит отметить, что интерес к прикладным задачам увеличивается. Повышенный интерес к прикладным задачам обуславливается тем, что они включены в КИМы по математике в ЕГЭ в 11 классе (задания В1, В14, С5 и т. д.) и в ОГЭ в 9 классе (В15, С2, С4 и т. д.). Прикладные задачи в процессе обучения математике имеют большое значение. Какое же место и какую роль играют прикладные задачи в школьном курсе математики? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к их функциям. Виноградова Л. В. в своей книге выделяет три основные функции прикладных задач:

  1. Обучающая функция. Большим плюсом данной функции является то, что она может быть использована на всех этапах современного урока.
  2. Воспитывающая функция. Она способствует расширению кругозора, а также формированию научного мировоззрения.
  3. Развивающая функция. Она заключается в том, что прикладные задачи учат детей применять теоретические знания на практике [1].

Роль прикладных задач в процессе обучения математике огромна. В первую очередь, прикладные задачи раскрывают всё многообразие практического применения математических знаний. Также решение прикладных задач способствует закреплению и углублению ранее изученного теоретического материала. Решая прикладные задачи, мы развиваем свою память, мышление, внимание.

Прикладные задачи в процессе обучения математики можно использовать для различных дидактических целей:

  1. Иллюстрации учебного материала.
  2. Формированию практических умений и навыков.
  3. Мотивации обучения. Прикладная задача повышает интерес у учащихся к изучаемому предмету¸ т. к. для большинства учащихся ценность математического образования состоит в её практических возможностях.
  4. Закрепления и углубления ранее полученных знаний.
  5. Для постановки проблемы перед изучением нового материала. Использование прикладных задач обеспечит овладение учащимися теорией, учит учащихся приемам поиска, мыслительным операциям и т. д.

К сожалению, на сегодняшний день прикладным задачам в курсе математике уделяется слишком мало времени. По мнению Е. В. Егуповой, «Главной причиной низкого содержания прикладных задач в общеобразовательных учебниках — сложность подбора случаев применения математики на понятном для учащихся языке» [2, с. 39]. Сейчас учителя практически не уделяют времени решению прикладных задач, т. к. они считают, что на решение данного типа задач уходит слишком много времени, а обучающий результат при этом слишком мал. Прикладные задачи в процессе обучения математике должны занимать центральное место. Ученикам нужно постоянно тренировать умения использовать полученные на уроках математические знания на практике, в реальной жизни. Поэтому на каждом уроке учащимся нужно предлагать решать задачи с практическим содержанием. Решая такие задачи, у учащихся повысится интерес к предмету, повысится активность, сформируются элементарные математические навыки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прикладные задачи в процессе обучения математики занимают центральное место. Роль прикладных задач очень велика. Они могут использоваться с разной дидактической целью: могут мотивировать, объяснить связи математики с другими науками, способствовать развитию у обучающихся логического мышления, памяти и внимания.

Литература:

  1. Виноградова Л. В. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие / Л. В. Виноградова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 252 с.
  2. Егупова М. В. Использование практических задач в обучении геометрии // Математика в школе. 2011. № 10 с. 39–44
  3. Киякбаева А. Л. Необходимость использования прикладных задач в обучении математике // Молодой ученый. — 2015. — № 19. — С. 9–11. — URL https://moluch.ru/archive/99/22150/ (дата обращения: 29.07.2019).
  4. Терешин Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики. М.: Просвещение, 1990, 96 с.
  5. Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 96 с: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, прикладная задача, процесс обучения, процесс обучения математики, прикладная направленность, математик, прикладной характер, дидактическая цель, логическое мышление, первостепенная роль.


Похожие статьи

Необходимость использования прикладных задач в обучении...

Прикладная направленность обучения математике включает межпредметные связи с

Прикладные задачи в мотивации обучения: В преподавании математики очень важна

1. методическая обработка задачи согласно целям обучения и требованиям к системе задач.

Пути реализации прикладной направленности обучения...

Проблема прикладной направленности обучения математике не нова и на всех этапах ее.

Прикладные задачизадачи из различных областей жизни, не связанных с математикой, но

В формировании личности учащегося в процессе обучения целям курса математики...

Роль задач в обучении математике | Статья в журнале...

Каждая конкретная учебная математическая задача предназначается для достижения чаще всего не одной, а нескольких педагогических, дидактических, учебных целей. И эти цели характеризуются как содержанием задачи, так и назначением, которое придает задаче учитель.

Профессиональная направленность обучения математике

Профессиональная направленность обучения математике. Автор : Ивина Наталья Анатольевна.

Главная цель содержания дисциплины «Математика» заключается в приобретении выпускниками СПО определенной математической подготовки, в умении...

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

В процессе обучения математике, наряду с образовательными целями, должны реализовываться и определенные воспитательные

Главное состоит в том, чтобы планомерно использовать изучаемый материал, сам процесс учения, и в частности процесс решения...

Развитие самостоятельности будущих учителей в процессе их...

В статье анализируется процесс подготовки будущих учителей к решению задач прикладного характера с точки зрения продуктивного обучения в

Библиографическое описание: Боташева З. Х. Развитие самостоятельности будущих учителей в процессе их подготовки к решению...

К вопросу о прикладной направленности математики

И действительно, математика используется повсеместно, для решения задач из самых

Прикладные задачи в мотивации обучения: В преподавании математики очень важна

Основными целями реализации профессиональной направленности обучения математике...

Прикладная направленность преподавания математики как...

Рассмотрим примеры задач ориентированных на реализацию прикладной и практической направленности обучения математике при

Безусловно, направленность курса математики на профессиональную деятельность служит важным фактором ориентации на будущую...

Тенденции изменений целевых ориентиров обучения математике...

Позднее цели обучения были классифицированы наобразовательные, воспитательные и

На сегодняшний день, согласно действующего ФГОС ООО, цели обучения математике как

В процессе освоения предметного содержания «обучающиеся развивают логическое и...

Похожие статьи

Необходимость использования прикладных задач в обучении...

Прикладная направленность обучения математике включает межпредметные связи с

Прикладные задачи в мотивации обучения: В преподавании математики очень важна

1. методическая обработка задачи согласно целям обучения и требованиям к системе задач.

Пути реализации прикладной направленности обучения...

Проблема прикладной направленности обучения математике не нова и на всех этапах ее.

Прикладные задачизадачи из различных областей жизни, не связанных с математикой, но

В формировании личности учащегося в процессе обучения целям курса математики...

Роль задач в обучении математике | Статья в журнале...

Каждая конкретная учебная математическая задача предназначается для достижения чаще всего не одной, а нескольких педагогических, дидактических, учебных целей. И эти цели характеризуются как содержанием задачи, так и назначением, которое придает задаче учитель.

Профессиональная направленность обучения математике

Профессиональная направленность обучения математике. Автор : Ивина Наталья Анатольевна.

Главная цель содержания дисциплины «Математика» заключается в приобретении выпускниками СПО определенной математической подготовки, в умении...

Функции задач в обучении математике | Статья в журнале...

В процессе обучения математике, наряду с образовательными целями, должны реализовываться и определенные воспитательные

Главное состоит в том, чтобы планомерно использовать изучаемый материал, сам процесс учения, и в частности процесс решения...

Развитие самостоятельности будущих учителей в процессе их...

В статье анализируется процесс подготовки будущих учителей к решению задач прикладного характера с точки зрения продуктивного обучения в

Библиографическое описание: Боташева З. Х. Развитие самостоятельности будущих учителей в процессе их подготовки к решению...

К вопросу о прикладной направленности математики

И действительно, математика используется повсеместно, для решения задач из самых

Прикладные задачи в мотивации обучения: В преподавании математики очень важна

Основными целями реализации профессиональной направленности обучения математике...

Прикладная направленность преподавания математики как...

Рассмотрим примеры задач ориентированных на реализацию прикладной и практической направленности обучения математике при

Безусловно, направленность курса математики на профессиональную деятельность служит важным фактором ориентации на будущую...

Тенденции изменений целевых ориентиров обучения математике...

Позднее цели обучения были классифицированы наобразовательные, воспитательные и

На сегодняшний день, согласно действующего ФГОС ООО, цели обучения математике как

В процессе освоения предметного содержания «обучающиеся развивают логическое и...

Задать вопрос