Роль и место прикладных задач в процессе обучения математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 30.07.2019

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Дерипаско А. А. Роль и место прикладных задач в процессе обучения математике // Молодой ученый. — 2019. — №31. — С. 130-131. — URL https://moluch.ru/archive/269/61849/ (дата обращения: 16.09.2019).



В статье раскрывается роль и место прикладных задач в процессе обучения математики. Даются определения таких понятий как прикладная направленность обучения, прикладная задача. Делается вывод, что прикладные задачи в процессе обучения математики играют первостепенную роль. Они могут использоваться с разной дидактической целью.

Ключевые слова: задача, прикладная направленность, прикладная задача, процесс обучения, математик.

Задачи в процессе обучения математике играют первостепенную роль. Именно задачи служат связующим звеном между теорией и практикой, жизнью и наукой. Роль задач очень велика: они способствуют развитию логического мышления у обучающихся, формированию познавательного интереса к предмету, а также раскрытия творческого потенциала у школьников. Стоит отметить, что особое место в этом плане занимают задачи прикладного характера. Именно задачи прикладного характера позволяют осуществлять межпредметные связи математики с другими науками, такими как геометрия, физика, химия и т. д. Также стоит отметить, что эти задачи позволят показать возможность использования аппарата математики в решении практических задач других наук: кибернетике, информатике, медицине и т. д.

В педагогической литературе понятие прикладной задачи трактуется по-разному. Одни учёные (Г. Г. Маслова, Нгуен Ван Чанг, Л. Н. Тихонов, С. С. Варданян, Г. М. Возняк и т. д.) считают, что прикладной называется такая задача, которая требует перевода с естественного языка на математический. Другие учёные, такие как Я. А. Король, Н. Гайбуллаев, Г. М. Морозов и др. считали, что прикладная задача должна быть по своей постановке и методам решения более близкой к задачам, возникающим на практике. По мнению М. В. Крутихиной, «Под прикладной задачей понимает сюжетную задачу, сформулированную в виде задачи-проблемы и удовлетворяющую следующим условиям:

  1. Вопрос должен быть поставлен в таком виде, в каком он обычно ставится на практике (решение имеет практическую значимость);
  2. Все величины (если они заданы) должны быть реальными, взятыми из жизни»

На сегодняшний день, прикладная задача — это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами.

Методике решения прикладных задач уделено большое внимание в работах Ю. М. Калягина, В. В. Фирсова, Л. М. Фридмана и т. д. [4, с. 7].

«Решение прикладных задач состоит из нескольких этапов. Среди них выделяют формализацию, реализацию и интерпретацию.

В математике выделяют следующие принципы работы над задачей:

  1. Использование при решении задач практических методов: поиск, использование справочной литературы, дидактических материалов, исследование и т. д.
  2. Рассмотрение различных способов решения задачи и выбор оптимального варианта.
  3. Обучения обучающихся на каждом этапе решения прикладных задач.
  4. Обработка задачи согласно целям и требования обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основным средством усиления прикладной направленности в процессе обучения математики являются задачи, но только при одном условии, если эти задачи будут правильно подобраны» [3, с. 11].

Сегодня нужно серьезно работать над реализацией прикладной направленности в процессе обучения математики, т. к. прикладная направленность обучения способствует развитию познавательной активности обучающихся. Для реализация прикладной направленности в процессе обучения нужно перебрать множество примеров, задач, методов и средств обучения и выбрать из них наиболее оптимальные. Также, современные исследования показывают, что усилению прикладной направленности в процессе обучения может способствовать внедрение компьютерных технологий в учебный процесс.

К прикладным задачам в математике предъявляется ряд требований, но помимо основных требований предъявляются ещё и дополнительные: доступность материала; познавательная ценность задач прикладного характера на учеников; использование в задачах реальных величин, ситуаций [5].

На сегодняшний день стоит отметить, что интерес к прикладным задачам увеличивается. Повышенный интерес к прикладным задачам обуславливается тем, что они включены в КИМы по математике в ЕГЭ в 11 классе (задания В1, В14, С5 и т. д.) и в ОГЭ в 9 классе (В15, С2, С4 и т. д.). Прикладные задачи в процессе обучения математике имеют большое значение. Какое же место и какую роль играют прикладные задачи в школьном курсе математики? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к их функциям. Виноградова Л. В. в своей книге выделяет три основные функции прикладных задач:

  1. Обучающая функция. Большим плюсом данной функции является то, что она может быть использована на всех этапах современного урока.
  2. Воспитывающая функция. Она способствует расширению кругозора, а также формированию научного мировоззрения.
  3. Развивающая функция. Она заключается в том, что прикладные задачи учат детей применять теоретические знания на практике [1].

Роль прикладных задач в процессе обучения математике огромна. В первую очередь, прикладные задачи раскрывают всё многообразие практического применения математических знаний. Также решение прикладных задач способствует закреплению и углублению ранее изученного теоретического материала. Решая прикладные задачи, мы развиваем свою память, мышление, внимание.

Прикладные задачи в процессе обучения математики можно использовать для различных дидактических целей:

  1. Иллюстрации учебного материала.
  2. Формированию практических умений и навыков.
  3. Мотивации обучения. Прикладная задача повышает интерес у учащихся к изучаемому предмету¸ т. к. для большинства учащихся ценность математического образования состоит в её практических возможностях.
  4. Закрепления и углубления ранее полученных знаний.
  5. Для постановки проблемы перед изучением нового материала. Использование прикладных задач обеспечит овладение учащимися теорией, учит учащихся приемам поиска, мыслительным операциям и т. д.

К сожалению, на сегодняшний день прикладным задачам в курсе математике уделяется слишком мало времени. По мнению Е. В. Егуповой, «Главной причиной низкого содержания прикладных задач в общеобразовательных учебниках — сложность подбора случаев применения математики на понятном для учащихся языке» [2, с. 39]. Сейчас учителя практически не уделяют времени решению прикладных задач, т. к. они считают, что на решение данного типа задач уходит слишком много времени, а обучающий результат при этом слишком мал. Прикладные задачи в процессе обучения математике должны занимать центральное место. Ученикам нужно постоянно тренировать умения использовать полученные на уроках математические знания на практике, в реальной жизни. Поэтому на каждом уроке учащимся нужно предлагать решать задачи с практическим содержанием. Решая такие задачи, у учащихся повысится интерес к предмету, повысится активность, сформируются элементарные математические навыки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прикладные задачи в процессе обучения математики занимают центральное место. Роль прикладных задач очень велика. Они могут использоваться с разной дидактической целью: могут мотивировать, объяснить связи математики с другими науками, способствовать развитию у обучающихся логического мышления, памяти и внимания.

Литература:

  1. Виноградова Л. В. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие / Л. В. Виноградова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 252 с.
  2. Егупова М. В. Использование практических задач в обучении геометрии // Математика в школе. 2011. № 10 с. 39–44
  3. Киякбаева А. Л. Необходимость использования прикладных задач в обучении математике // Молодой ученый. — 2015. — № 19. — С. 9–11. — URL https://moluch.ru/archive/99/22150/ (дата обращения: 29.07.2019).
  4. Терешин Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики. М.: Просвещение, 1990, 96 с.
  5. Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 96 с: ил.


Задать вопрос