Специфика преподавания зарубежной литературы в школе: сравнительно-исторический метод | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 октября, печатный экземпляр отправим 14 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 30.07.2019

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Молчанова, О. В. Специфика преподавания зарубежной литературы в школе: сравнительно-исторический метод / О. В. Молчанова, А. В. Шининова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61842/ (дата обращения: 29.09.2020).



Вопрос о том, что такое методика преподавания литературы, актуален для целого ряда антропологически направленных наук, как то: психология, педагогика, литературоведение и др. Нынешнее состояние исследуемой нами научной дисциплины — результат богатейшего педагогического опыта многих веков. Само развитие методики преподавания шло бок о бок с развитием всего российского общества и, соответственно, подвергалось тем трансформациям, что происходили в обществе, опиралось на те ценности и идеалы, которые превалировали в определённый исторический период.

Часть учёных понимает под методикой преподавания литературы практическое литературоведение; другие, акцентируя в ней дидактический аспект, именуют её искусством обучать; третьи ставят в фокус своего внимания организационный аспект методики преподавания, видя в ней возможность грамотной, эффективной организации учебного процесса; четвёртые, говоря о методике преподавания литературы, делают приоритет психологической стороне, а именно — обращают основное внимание на особенности психологии школьника, изучающего литературу.

Сегодня наша методическая мысль из-за изменившихся реалий человеческого бытия в XXI веке (Интернет, новые информационные технологии) серьёзно озабочена состоянием литературного образования. И интерес со стороны многих гуманитарных наук к методике преподавания литературы на современном этапе её развития, разнородность мнений о её научном статусе у разных исследователей, — всё это свидетельствует об актуальности данного вопроса. Остановимся на сравнительном методе преподавания литературы.

Сравнительный (сравнительно-исторический) метод не является инструментом исключительно литературоведения. Он представлен практически во всех научных дисциплинах, в том числе в самой, пожалуй, близкой к литературоведению науке — лингвистике, где под ним подразумевается «совокупность приёмов и процедур историко-генетического исследования языковых семей и групп, а также отдельных языков, используемая в сравнительно-историческом языкознании для установления исторических закономерностей развития языков» [4; с. 485].

Возможно ли применение сравнительного метода изучения художественных произведений на уроках литературы в современной школе? Попробуем разобраться в данном вопросе. Действительно, прав был великий русский учёный В. М. Жирмунский, говоривший о единстве исторического процесса и постоянном культурном взаимодействии между народами. Постоянный диалог культур с неизбежностью отразился в произведениях художественной литературы, созданной в разных странах. Посредством использования сравнительного метода на уроках литературы учителю удастся показать, что межкультурное взаимодействие выразилось в произведениях художественной литературы в виде использования аналогичных (или схожих) тем, сюжетов и мотивов.

Рассмотрим философию такого литературного направления, как символизм. Принято считать, что эстетика русского поэтического символизма своими корнями уходит в поэзию французских символистов (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). В общих чертах это, несомненно, так. Прежде всего, и у французских символистов, и у соотечественников центральной категорией их эстетической системы был символ — знак неизречённого. И у тех, и у других наблюдались попытки экспериментировать с формой стиха, особенно с его звуковой организацией. Но если у французов семантическая сторона поэтического текста всегда имела хоть какое-то значение, то у русских последователей смысл часто минимизировался, а на первое место выступали искусные экзерсисы с формой и звуком, и здесь «конечно вспоминается Бальмонт с его самодовлеющей, почти гипертрофированной ролью звука в тексте» [3; с. 2]: «Чуждый чарам чёрный чёлн./ Чуждый чистым чарам…» [1; с. 133].

Другой пример. Постмодернизм в школьной программе бегло изучается лишь в старших классах. Но в качестве темы исследовательского проекта или творческой работы учитель может предложить сравнительное сопоставление романа Д. Фаулза «Волхв» и романа С. Соколова «Школа для дураков».

Тяга к сопряжению времён и пространств, восприятие главным героем происходящего в романе не как некоей сукцессивной (поэтапной) последовательности, а как некоего симультанного (единомоментного) акта, сосуществование эпох в границах одной отдельно взятой ситуации, — все эти способы передачи мышления главных героев характерны для обоих произведений. Разница лишь в том, что герой Фаулза Николас психически здоров, а умение его объединять времена и пространства в едином акте восприятия объясняется, скорее, его творческой натурой. Центральный же персонаж романа Соколова — человек не вполне здоровый душевно, а потому, вероятно, неслучайно, что «способ повествования, который Саша Соколов избирает для героя своего романа — «поток сознания», который активно использовался представителями предшествующей автору литературной эпохи — модернистами (У. Фолкнер, Д. Джойс, В.Вулф и др.)» [2; с. 7].

От себя добавим, что и в анализируемом романе Фаулза у «нормального», казалось бы, героя, то и дело выявляется «поток сознания». Нам кажется бесспорным, что «двухголосый» нарратив романа «Школа для дураков», который материализован в двойственности личности главного героя, способствует более адекватному воплощению эстетики постмодернизма; в частности, таких её приёмов как игра, искажение времени, пастиш и проч. [2; с.8]. Сравнивая «двухголосие» Нимфеи (у Соколова) и Николаса (у Фаулза) мы приходим к поразительному заключению: поэтические приёмы организации текста в постмодернистской прозе у русского писателя тождественны приёмам организации текста у писателя английского, несмотря на то, что герой одного произведения будто бы «нормальный» человек, а герой другого — человек душевно больной.

Выяснение сущности такой научной дисциплины как методика преподавания литературы по-прежнему очень актуально. Развитие методики преподавания как науки происходило изоморфно процессам, происходящим в обществе, и менялось в соответствии с общественными изменениями, с опорой на ценности и идеалы, которые были наиболее актуальны в определённый исторический период.

Применённый на уроках литературы сравнительный метод поможет показать, что межкультурное взаимодействие выразилось в произведениях художественной литературы в виде использования аналогичных (или схожих) тем, сюжетов и мотивов. Учитель, выбирая сравнительный метод в качестве инструмента исследовательской работы, предполагает потенциальную возможность диалога культур, неизбежное возникновение в один и тот же временной отрезок произведений с «родственными» сюжетами, использование (часто без намерения подражать) тождественных мотивов и близких тем. И, конечно, не подлежит сомнению мысль, что сравнительное изучение литератур (компаративистика) является на сегодня одним из важнейших направлений современной филологии

Литература:

  1. Бальмонт К. Лирика. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 256 с.
  2. Щукина Ж. В. Диссоциативное расстройство идентичности главного героя романа С. Соколова «Школа для дураков» // Клаузура, М., 2017 (3).
  3. Щукина Ж. В.Поэтический шлейф нерастрёпанной тени Сергея Ивкина // Клаузура, М., 2018 (5).
  4. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685 с.
Основные термины (генерируются автоматически): методика преподавания литературы, сравнительный метод, урок литературы, художественная литература, вид использования, герой, главный герой, исторический период, межкультурное взаимодействие, научная дисциплина.


Похожие статьи

Приёмы использования художественной литературы на уроке...

Значение художественной литературы в решении

Стоит отметить еще один из приемов использования художественной литературы на уроках истории - это разбор литературного памятника. Проводится он методом комментированного чтения или развернутой беседы.

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной...

В научной литературе особенности литературы эпохи постмодерна были освещены такими исследователями как И. П. Ильин, Н. Б

Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм...

Эффективность исторического подхода в художественном...

О важности использования исторического подхода на занятиях академического рисунка.

В частных вопросах методики преподавания рисунка Брюллов особое внимание обращал на

Кардовский разработал метод построения трехмерного изображения на двухмерной плоскости...

Система комплексно-ориентированных заданий на уроках...

Значение урока литературы трудно переоценить: именно там дети получают представления о вечных нравственных ценностях, добре и зле; узнают о мире и людях, о современных литературных произведениях; сочувствуют героям, смеются, плачут...

Методика преподавания экономических дисциплин...

Методика как учение о методах обучения и воспитания представляет собой часть общей теории образования и обучения — дидактики

Частные методики преподавания отдельных дисциплин являются звеньями общей системы педагогических наук. Они включают в себя и...

Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на...

Уроки литературы должны помочь научить учеников правильно понимать и оценивать киноискусство, видеть

Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к

Но, самое главное, возвращаясь от фильма к книге...

Уровневая дифференциация на уроках литературы — путь...

В методике преподавания литературы доказано, что учителю литературы необходимо регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся. Для выявления результатов предшествующего обучения и их корректировки диагностику нужно...

Инновационные методы обучения на практических занятиях по...

Одним из методов преподавания литературы является выразительное чтение. Однако не все ресурсы этого метода активно используются преподавателями. Обычно читается лирика или драматическое произведение, прозаические произведения редко исполняются на занятиях в...

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы...

Уроки-практикумы выступают одной из форм трансформации традиционных способов

Данный вид урока учитывает реализацию деятельного подхода в обучении с учетом задачи

Преподаватель всегда имеет возможность выбора художественных текстов, объема...

Похожие статьи

Приёмы использования художественной литературы на уроке...

Значение художественной литературы в решении

Стоит отметить еще один из приемов использования художественной литературы на уроках истории - это разбор литературного памятника. Проводится он методом комментированного чтения или развернутой беседы.

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной...

В научной литературе особенности литературы эпохи постмодерна были освещены такими исследователями как И. П. Ильин, Н. Б

Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм...

Эффективность исторического подхода в художественном...

О важности использования исторического подхода на занятиях академического рисунка.

В частных вопросах методики преподавания рисунка Брюллов особое внимание обращал на

Кардовский разработал метод построения трехмерного изображения на двухмерной плоскости...

Система комплексно-ориентированных заданий на уроках...

Значение урока литературы трудно переоценить: именно там дети получают представления о вечных нравственных ценностях, добре и зле; узнают о мире и людях, о современных литературных произведениях; сочувствуют героям, смеются, плачут...

Методика преподавания экономических дисциплин...

Методика как учение о методах обучения и воспитания представляет собой часть общей теории образования и обучения — дидактики

Частные методики преподавания отдельных дисциплин являются звеньями общей системы педагогических наук. Они включают в себя и...

Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на...

Уроки литературы должны помочь научить учеников правильно понимать и оценивать киноискусство, видеть

Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к

Но, самое главное, возвращаясь от фильма к книге...

Уровневая дифференциация на уроках литературы — путь...

В методике преподавания литературы доказано, что учителю литературы необходимо регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся. Для выявления результатов предшествующего обучения и их корректировки диагностику нужно...

Инновационные методы обучения на практических занятиях по...

Одним из методов преподавания литературы является выразительное чтение. Однако не все ресурсы этого метода активно используются преподавателями. Обычно читается лирика или драматическое произведение, прозаические произведения редко исполняются на занятиях в...

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы...

Уроки-практикумы выступают одной из форм трансформации традиционных способов

Данный вид урока учитывает реализацию деятельного подхода в обучении с учетом задачи

Преподаватель всегда имеет возможность выбора художественных текстов, объема...

Задать вопрос