Эффективность применения современных информационных технологий в коммерческой деятельности фермеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 02.08.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Голубев А. В. Эффективность применения современных информационных технологий в коммерческой деятельности фермеров // Молодой ученый. — 2019. — №31. — С. 41-46. — URL https://moluch.ru/archive/269/61754/ (дата обращения: 16.09.2019).



В статье представлены результаты исследования применения современных информационных технологий в коммерческой деятельности фермерских хозяйств Украины. Выявлены преимущества, которые предоставляет мировая компьютерная сеть фермерам в продвижении сельскохозяйственной продукции.

Предложено оценивать эффективность веб-сайта фермерского господарства как эффективность инвестиционного проекта, применяя методы чистого дисконтного дохода и рассчитывая такие показатели, как индекс доходности и рентабельность проекта. Доказано, что рентабельность эксплуатации веб-сайта является достаточно высокой. Обоснована экономическая целесообразность развития фермерских интернет-услуг, в частности, создания веб-сайта фермерского хозяйства как инвестиционно привлекательного проекта.

Ключевые слова: фермерские хозяйства, маркетинг, коммерческая деятельность, экономическая эффективность, информационные технологии, веб-сайт.

Актуальность исследования. Фермерская предпринимательская деятельность является важной составляющей сферы аграрной экономики Украины. Фермерские хозяйства, основанные на предпринимательских принципах, содействуют не только развитию рыночных отношений в сельском хозяйстве, но и помогают в решении социальных проблем села, в частности обеспечению занятости населения, повышению их доходов, возрождению сельских территорий и тому подобное. Вопросы развития данного направления аграрного производства нашли свое отображение в работах И. В. Беззуба [1], В. П. Горевого [2], А. Г. Задорожникова [3], А. С. Мохненко [4]. В то же время эта проблема остается актуальной и требует дальнейших исследований. Одним из факторов, который сдерживает дальнейшее развитие фермерского движения в нашей стране, является недостаточное информационное обеспечение и применение современных компьютерных технологий фермерськими хозяйствами как важного элемента инфраструктуры аграрного бизнеса. Поэтому цель данной статьи заключается в обосновании целесообразности применения Интернет-технологий в коммерческой деятельности фермеров.

Изложение основного материала. В настоящее время мировая сеть Интернет выступает в роли мощного альтернативного маркетингового инструмента для многих компаний. Вот лишь несколько преимуществ применения Интернета в коммерческой деятельности: помогает быстрее и эффективнее использовать информацию для продвижения и продажи продукции, позволяет непосредственно и при меньших расходах взаимодействовать с клиентами в цепи снабжения, способствует возникновению новых и модернизации существующих услуг, развитию электронного бизнеса, а также улучшению образования и учебы и тому подобное. Названные преимущества — это лишь часть тех возможностей, которые открываются перед бизнесовыми структурами, которые используют Интернет. Это касается и аграрного бизнеса. Проникновение Интернет-технологий в сельское хозяйство должно помочь сельскохозяйственному сектору достичь соответствия мировым требованиям качества, урегулирования рынка сельскохозяйственной продукции и повышения эффективности аграрного производства. Это может изменить к лучшему аграрные рынки и отношения между отдельными элементами цепи снабжения и рыночной инфраструктуры, а также довести до высшего уровня насыщенности рынка продукцией аграрного сектора и удовлетворения потребностей потребителей.

Интернет предоставляет постоянный доступ к рынкам, расширяет права и возможности фермеров вести переговоры по более выгодным ценам, налаживать отношения в цепи создания стоимости. Кроме того, Интернет позволяет предпринимателям тратить меньше времени на маркетинг и продвижение своей продукции, намного более легко расширять клиентскую базу и подддерживать контакт с ней. Все это способствовало широкому внедрению компьютерных технологий в деятельность фермерских хозяйств развитых стран мира. Уже в 2000 г. почти четверть всех ферм США использовали Интернет в предпринимательской деятельности. Этот показатель является аналогичным для многих других развитых стран мира. Использование Интернета может осуществляться в нескольких направлениях, например создание собственного веб-сайта фермерского хозяйства. Использование интернет-маркетинга дает возможность владельцам веб-сайтов повысить уровень узнаваемости их фермерских хозяйств. Альтернативой для владельцев хозяйств, которые не могут участвовать в онлайновых продажах с помощью собственных веб-сайтов, является возможность занести информацию о ферме в интернет-каталог производителей. Отмеченные каталоги распределены на разные категории категории: платные и бесплатные; за целевыми группами; по размеру хозяйства и тому подобное. Такой опыт является полезным и актуальным для отечественных фермеров, поскольку демонстрирует возможности повышения их конкурентоспособности за счет применения компьютерных технологий.

Актуальной остается необходимость донести до украинских фермеров возможные преимущества применения компьютерных технологий (в частности Интернета) в их деятельности. В первую очередь, это проведение маркетинговых исследований с помощью Интернета. В рыночных условиях эффективный план маркетинга начинается с надежных маркетинговых исследований. Именно Интернет является экономически выгодным и универсальным способом получить любую информацию для разработки продукта, проведения конкурентного анализа, ценообразования, и для создания новых идей. Во-вторых, повышение эффективности продвижения выработанной продукции. Интернет-поисковые системы генерируют значительное количество ссылок и информационных ресурсов, что позволяет фермеру повысить шансы найти новых клиентов на свою продукцию и поддерживать связи с уже существующими клиентами. Кроме того, применение компьютерных технологий способствует снижению операционных расходов и, соответственно, обеспечивает высшие доходы.

Важным направлением использования Інтрернет ресурсов является создание своего собственного веб-сайта, который может служить одновременно рекламой продукции фермерского хозяйства и исполнять роль интернет- магазина. Анализ украинского пространства Интернет-сети не дал возможности найти такие сайты отечественных фермеров. В то же время, мы нашли несколько сайтов, которые представляют собой посреднические платформы продажи фермерской продукции. Но это лишь новый тип посреднической деятельности. Мы считаем целесообразным фермерам самостоятельно развивать прямой маркетинг и создавать свои собственные веб-сайты.

Оценка эффективности функционирования веб-сайта фермерского хозяйства может осуществляться по качественным и количественным показателям. Оценивая экономическую эффективность функционирования фермерских интернет-услуг, будем рассматривать их как целое направление процесса электронной коммерции. Учитывая это, предлагаем эффективность веб-сайта фермерского хозяйства оценивать как эффективность инвестиционного проекта, применяя методы чистого дисконтного дохода и рассчитывая такие показатели как индекс доходности и рентабельность проекта. По результатам проведенного нами маркетингового исследования отечественных фермерских хозяйств и информации, полученной из открытых источников Интернет-сети относительно зарубежного опыта в этой сфере, выявлено следующее. Интернет-услуги приобретают популярность. Исследования, представленные на сайте Е — Соmmеrсе, говорят, что объем розничной электронной коммерции продуктами питания по прогнозам вырастет до 2020 года на 20 % и превысит продажи ОFFLINЕ. В среднем количество клиентов, которые посещают веб-сайт через Интернет растет на 1200 лиц ежемесячно, из них 5 % (то есть 60 клиентов) делают заказ. Средний чек покупателя представляет 650 грн. Таким образом, средний доход (объем закупок) фермерского хозяйства увеличивается в среднем на 39 тыс. грн. ежемесячно. На базе проведенных нами маркетинговых исследований вновь созданный веб-сайт фермерского хозяйства в первые четыре месяца после ввода в эксплуатацию используется лишь на 40 %. В таблице 1 представлены прогнозные изменения показателей.

Таблица 1

Прогнозные изменения показателей

Этап

Сроки

Увеличение объемов продажи, тис.грн

Использование потенциала веб-сайта,%

на месяц

вместе

І

Первые 4 месяца

15,6

62,4

40

ІІ

Следующие 8 месяцев

39

312

100

[Источник: рассчитано автором]

Реализация данного проекта требует определенных капиталовложений, потому для расчета эффективности использования веб-сайта необходимо провести детальный анализ расходов на его реализацию. Для этого разделим все расходы на одноразовые, связанные с предпроектной подготовкой, и текущие затраты, которые обеспечивают работу данного проекта.

В таблице 2 представлены одноразовые инвестиции, необходимые для создания веб-сайта банка. Указанные в таблице показатели сформированы, исходя из средней стоимости всех необходимых программных средств, расходов на обслуживание, доставку и монтаж, включая консультативные услуги, а также расходы на регистрацию домена. В общей сумме одноразовые расходы сравняются 18 тыс. грн.

Таблица 2

Одноразовые расходы на реализацию проекта интернет- услуг

Показатели

Сумма, тыс. грн

Стоимость оборудования и программного обеспечения

7,3

Доставка и монтаж оборудования

1,0

Создание сайта

9,2

Регистрация домена

0,5

Всего

18,0

[Источник: расчеты автора]

В таблице 3 представлены текущие расходы, разделенные на постоянные, которые не зависят от количества операций, и переменные, которые непосредственно зависят от объемов продаж, проведенных через Интернет.

Проектом предусматривается использования помещений, которые имеются в наличии у фермера, а потому реализация данного проекта никоим образом не влияет на размер арендной платы, которая и не включается в расчет.

Так как в соответствии с документацией срок эксплуатации приобретенного оборудования и программного обеспечения складывает 5 годы, то месячные амортизационные отчисления оборудования и программного обеспечения рассчитаем за формулой:

Ам = В/Т= 8300/(12*5) = 138,

где Ам — амортизационное отчисление, грн.

В — стоимость оборудования и программного обеспечения с учетом расходов на монтаж и доставку, грн.

Т — срок эксплуатации, мес.

Таблица 3

Текущие расходы на поддержку веб-сайта

Постоянные расходы, грн./мес

Амортизация оборудования и ПО

138

Абонентская плата за размещение сайта

200

Электроэнергия

30

Ремонт и обслуживание оборудования

300

Вместе постоянных расходов

668

Переменные расходы,% от объемов покупок (заказов)

Себестоимость элемента услуги (заказ)

30

Вместе переменных расходов

30

[Источник: расчеты автора по данным экономиста фермерского господарства]

Для оценки эффективности проекта рассчитаем коэффициент дисконтирования за формулой [5]:

d = d1 +d2 +d3, где

d1 — среднегодовой депозитный процент в банках,

d2 — коэффициент риска

d3 — среднегодовой уровень инфляции.

В нашем случае среднегодовой депозитный процент представляет 9 %. В соответствии с морфологической таблицей [6] коэффициент риска равняется 12 %. Уровень инфляции в 2017 году оценивается на уровне 15 процентов. Поэтому d= 36 %.

Все необходимые показатели для определения эффективности инновационного проекта внесем в таблицу 4, где отобразим все необходимые инвестиционные затраты и объемы операций.

Таблица 4

Инвестиционные затраты иобъемы операций

Показатели

Единица измерения

Значение

Одноразовые расходы

тыс. грн

18,0

Постоянные расходы

тыс. грн

0,7

в т. ч. амортизация

тыс. грн

0,14

Объемы операций за

I этап

тис.грн

62,4

ІІ этап

тис.грн

312,0

Всего

тис.грн

393,4

Месячный объем операций

I этап

тис.грн

15,6

ІІ этап

тис.грн

39

Переменные расходы

% от объемов продаж

30

[Источник: сформировано автором]

В табл. 5 представлены общие текущие расходы в разрезе разных периодов, которые необходимы для определения чистого дисконтного дохода.


Таблица 5

Расчет текущих расходов по периодам, тыс. грн

Этап

0

І

ІІ

Период

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Объем операций

0

15,6

31,2

46,8

62,4

101,4

140,4

179,4

218,4

257,4

296,4

335,4

374,4

Затраты переменны

0

4,7

9,6

14,0

18,7

30,4

42,2

53,8

65,5

77,2

88,9

100,6

112,3

Затраты постоянные

0

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

Затраты полные

0

5,4

10,3

14,7

19,4

31,1

42,9

54,5

66,4

77,9

89,6

101,3

113

[Источник: рассчитано автором]

Расчет общих расходов на создание и обслуживание веб-сайта как сумму соответствующих расходов представлен в табл. 6.

Таблица 6

Расходы на создание иэксплуатацию веб-сайта, тыс.грн

Этап

0

І

ІІ

Период

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Одноразовые Расходы

18,0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Текущие расходы

0

5,4

10,3

14,7

19,4

31,1

42,9

54,5

66,4

77,9

89,6

101,3

113

Вместе

18,0

5,4

10,3

14,7

19,4

31,1

42,9

54,5

66,4

77,9

89,6

101,3

113

[Источник: рассчитано автором]

Таблица 7 демонстрирует денежные доходы от инвестиционного проекта, которые состоят из доходов от операций и амортизационных отчислений.

Таблица 7

Доходы от создания иэксплуатации веб-сайта банка по периодамв первом году, тис.грн

Этап

0

І

ІІ

Период

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Объем операций

0

15,6

31,2

46,8

62,4

101,4

140,4

179,4

218,4

257,4

296,4

335,4

374,4

Амортизация

0

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

Вместе

0

15,7

31,3

46,9

62,5

101,5

140,5

179,5

218,5

257,5

296,5

335,5

374,5

[Источник: рассчитано автором]

В таблице 8 представлены расчеты потоков денежных средств.

Таблица 8

Потоки денежных средств, тыс. грн

Этап

0

І

ІІ

Период

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Приток

0

15,7

31,3

46,9

62,5

101,5

140,5

179,5

218,5

257,5

296,5

335,5

374,5

Отток

18,0

5,4

10,3

14,7

19,4

31,1

42,9

54,5

66,4

77,9

89,6

101,3

113

Итого

-18,0

10,3

21

32,2

43,1

70,4

97,6

125

152,1

179,6

206,9

234,2

261,5

Источник: рассчитано автором


Учитывая, что денежные потоки возникают в разные периоды времени реализации проекта, их необходимо привести к единому периоду времени, то есть сделать дисконтирование денежных потоков. Данный расчет проведем с использованием коэффициента дисконтирования d=36 %. Это позволит рассчитать дисконтный доход по периодам и общий чистый доход данного проекта. В нашем случае чистый дисконтный доход равняется 1120 тыс. грн. в первый год эксплуатации веб-сайта банка. Дальше рассчитаем такой показатель эффективности как индекс доходности за следующей формулой:

ИД = , где

Di — доходы і-го периода реализации проекта

Ri — расходы і-го периода реализации проекта

d — коэффициент дисконтирования

n — количество периодов реализации проекта.

В нашем случае он равняется ИД = 1120/18= 62,2

Индекс доходности показывает величину текущей стоимости доходов в расчете на каждую гривню чистых инвестиций. Чем выше этот показатель, тем эффективнее является проект.

Дальше рассчитаем уровень рентабельности за первый год эксплуатации веб-сайта. Для этого найдем общие расходы за весь период и применим коэффициент дисконтирования. Получим 523,4 тыс. грн. Рентабельность в первый год будет представлять 1120/523,4*100 % = 213 %. Критерием экономической эффективности инновационного проекта является положительное значение рентабельности.

Следовательно, выполненные нами расчеты дали возможность установить, что развитие интернет-услуг для фермерского хозяйства, в частности создание веб-сайта (электронного магазина), является экономически эффективным, имеет высокую инвестиционную привлекательность, поскольку такие показатели экономической эффективности как чистый дисконтный доход, индекс доходности и рентабельность находят на достаточно высоком уровне. Поэтому развитие и широкое применение в маркетинговой деятельности фермерских хозяйств современных информационных технологий считаем экономически обоснованным

Выводы. Повышение эффективности деятельности фермерских хозяйств по сбыту сельськохозяйственной продукции возможно благодаря широкому внедрению современных информационных технологий в их маркетинговую деятельность. Это касается всех составляющих комплекс- маркетинга, начиная с развития электронных услуг и заканчивая внедрением современных технологий в продвижение выращенной продукции. В то же время большинство украинских фермеров еще не оценили преимущества, которые предлагает всемирная сеть, и продолжают рассматривать веб-сайт как что-то дополнительное и необязательное для работы, а потому оставляют разработку веб-сайта и внедрение он-лайн услуг через них без надлежащего внимания. Вместе с тем выполненные нами расчеты дали возможность установить, что развитие интернет-услуг, в частности создание веб-сайта фермерского хозяйства, является экономически эффективным и инвестиционо привлекательным.

Литература:

  1. Беззуб І. Перспективи розвитку сімейних фермерських господарств в Україні. Електронний ресурс. Режим доступу: httр://nbuviар.gоv.uа/indех.рhр?орtiоn=соm_соntеnt&viеw=аrtiсlе&id=419:аgrорrоmislоvij-sеktоr-2&саtid=71&Itеmid=382
  2. Горьовий В. П. Менеджмент фермерських господарств [текст]: навч. посіб. / За ред. В. П. Горьового — К.: «Центр учбової літератури», 2014. — 366 с.
  3. Застрожніков А. Г. Розвиток фермерського землеволодіння і землекористування / А. Г. Застрожніков // Агросвіт. — 2007. — № 15. — С. 27–31.
  4. Мохненко А. С. Розвиток фермерських господарств в системі факторів конкурентного середовища: теорія, методологія, практика. Дис. на здоб. д.е.н. Херсон, 2011, с.438
  5. Синадський В. Ставки дисконтування та їх обрахунок // Україна фінансова. 2011. Електронний ресурс. Режим доступу: httр://www.ufin.соm.uа/аnаlit_mаt/sdu/085.htm
  6. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 / Гунин В. Н., Баранчеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Москва: ИНФРА-М, 1999. 328 с.


Задать вопрос