Эффективность применения современных информационных технологий в коммерческой деятельности фермеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 02.08.2019

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Голубев, А. В. Эффективность применения современных информационных технологий в коммерческой деятельности фермеров / А. В. Голубев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 41-46. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61754/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье представлены результаты исследования применения современных информационных технологий в коммерческой деятельности фермерских хозяйств Украины. Выявлены преимущества, которые предоставляет мировая компьютерная сеть фермерам в продвижении сельскохозяйственной продукции.

Предложено оценивать эффективность веб-сайта фермерского господарства как эффективность инвестиционного проекта, применяя методы чистого дисконтного дохода и рассчитывая такие показатели, как индекс доходности и рентабельность проекта. Доказано, что рентабельность эксплуатации веб-сайта является достаточно высокой. Обоснована экономическая целесообразность развития фермерских интернет-услуг, в частности, создания веб-сайта фермерского хозяйства как инвестиционно привлекательного проекта.

Ключевые слова: фермерские хозяйства, маркетинг, коммерческая деятельность, экономическая эффективность, информационные технологии, веб-сайт.

Актуальность исследования. Фермерская предпринимательская деятельность является важной составляющей сферы аграрной экономики Украины. Фермерские хозяйства, основанные на предпринимательских принципах, содействуют не только развитию рыночных отношений в сельском хозяйстве, но и помогают в решении социальных проблем села, в частности обеспечению занятости населения, повышению их доходов, возрождению сельских территорий и тому подобное. Вопросы развития данного направления аграрного производства нашли свое отображение в работах И. В. Беззуба [1], В. П. Горевого [2], А. Г. Задорожникова [3], А. С. Мохненко [4]. В то же время эта проблема остается актуальной и требует дальнейших исследований. Одним из факторов, который сдерживает дальнейшее развитие фермерского движения в нашей стране, является недостаточное информационное обеспечение и применение современных компьютерных технологий фермерськими хозяйствами как важного элемента инфраструктуры аграрного бизнеса. Поэтому цель данной статьи заключается в обосновании целесообразности применения Интернет-технологий в коммерческой деятельности фермеров.

Изложение основного материала. В настоящее время мировая сеть Интернет выступает в роли мощного альтернативного маркетингового инструмента для многих компаний. Вот лишь несколько преимуществ применения Интернета в коммерческой деятельности: помогает быстрее и эффективнее использовать информацию для продвижения и продажи продукции, позволяет непосредственно и при меньших расходах взаимодействовать с клиентами в цепи снабжения, способствует возникновению новых и модернизации существующих услуг, развитию электронного бизнеса, а также улучшению образования и учебы и тому подобное. Названные преимущества — это лишь часть тех возможностей, которые открываются перед бизнесовыми структурами, которые используют Интернет. Это касается и аграрного бизнеса. Проникновение Интернет-технологий в сельское хозяйство должно помочь сельскохозяйственному сектору достичь соответствия мировым требованиям качества, урегулирования рынка сельскохозяйственной продукции и повышения эффективности аграрного производства. Это может изменить к лучшему аграрные рынки и отношения между отдельными элементами цепи снабжения и рыночной инфраструктуры, а также довести до высшего уровня насыщенности рынка продукцией аграрного сектора и удовлетворения потребностей потребителей.

Интернет предоставляет постоянный доступ к рынкам, расширяет права и возможности фермеров вести переговоры по более выгодным ценам, налаживать отношения в цепи создания стоимости. Кроме того, Интернет позволяет предпринимателям тратить меньше времени на маркетинг и продвижение своей продукции, намного более легко расширять клиентскую базу и подддерживать контакт с ней. Все это способствовало широкому внедрению компьютерных технологий в деятельность фермерских хозяйств развитых стран мира. Уже в 2000 г. почти четверть всех ферм США использовали Интернет в предпринимательской деятельности. Этот показатель является аналогичным для многих других развитых стран мира. Использование Интернета может осуществляться в нескольких направлениях, например создание собственного веб-сайта фермерского хозяйства. Использование интернет-маркетинга дает возможность владельцам веб-сайтов повысить уровень узнаваемости их фермерских хозяйств. Альтернативой для владельцев хозяйств, которые не могут участвовать в онлайновых продажах с помощью собственных веб-сайтов, является возможность занести информацию о ферме в интернет-каталог производителей. Отмеченные каталоги распределены на разные категории категории: платные и бесплатные; за целевыми группами; по размеру хозяйства и тому подобное. Такой опыт является полезным и актуальным для отечественных фермеров, поскольку демонстрирует возможности повышения их конкурентоспособности за счет применения компьютерных технологий.

Актуальной остается необходимость донести до украинских фермеров возможные преимущества применения компьютерных технологий (в частности Интернета) в их деятельности. В первую очередь, это проведение маркетинговых исследований с помощью Интернета. В рыночных условиях эффективный план маркетинга начинается с надежных маркетинговых исследований. Именно Интернет является экономически выгодным и универсальным способом получить любую информацию для разработки продукта, проведения конкурентного анализа, ценообразования, и для создания новых идей. Во-вторых, повышение эффективности продвижения выработанной продукции. Интернет-поисковые системы генерируют значительное количество ссылок и информационных ресурсов, что позволяет фермеру повысить шансы найти новых клиентов на свою продукцию и поддерживать связи с уже существующими клиентами. Кроме того, применение компьютерных технологий способствует снижению операционных расходов и, соответственно, обеспечивает высшие доходы.

Важным направлением использования Інтрернет ресурсов является создание своего собственного веб-сайта, который может служить одновременно рекламой продукции фермерского хозяйства и исполнять роль интернет- магазина. Анализ украинского пространства Интернет-сети не дал возможности найти такие сайты отечественных фермеров. В то же время, мы нашли несколько сайтов, которые представляют собой посреднические платформы продажи фермерской продукции. Но это лишь новый тип посреднической деятельности. Мы считаем целесообразным фермерам самостоятельно развивать прямой маркетинг и создавать свои собственные веб-сайты.

Оценка эффективности функционирования веб-сайта фермерского хозяйства может осуществляться по качественным и количественным показателям. Оценивая экономическую эффективность функционирования фермерских интернет-услуг, будем рассматривать их как целое направление процесса электронной коммерции. Учитывая это, предлагаем эффективность веб-сайта фермерского хозяйства оценивать как эффективность инвестиционного проекта, применяя методы чистого дисконтного дохода и рассчитывая такие показатели как индекс доходности и рентабельность проекта. По результатам проведенного нами маркетингового исследования отечественных фермерских хозяйств и информации, полученной из открытых источников Интернет-сети относительно зарубежного опыта в этой сфере, выявлено следующее. Интернет-услуги приобретают популярность. Исследования, представленные на сайте Е — Соmmеrсе, говорят, что объем розничной электронной коммерции продуктами питания по прогнозам вырастет до 2020 года на 20 % и превысит продажи ОFFLINЕ. В среднем количество клиентов, которые посещают веб-сайт через Интернет растет на 1200 лиц ежемесячно, из них 5 % (то есть 60 клиентов) делают заказ. Средний чек покупателя представляет 650 грн. Таким образом, средний доход (объем закупок) фермерского хозяйства увеличивается в среднем на 39 тыс. грн. ежемесячно. На базе проведенных нами маркетинговых исследований вновь созданный веб-сайт фермерского хозяйства в первые четыре месяца после ввода в эксплуатацию используется лишь на 40 %. В таблице 1 представлены прогнозные изменения показателей.

Таблица 1

Прогнозные изменения показателей

Этап

Сроки

Увеличение объемов продажи, тис.грн

Использование потенциала веб-сайта,%

на месяц

вместе

І

Первые 4 месяца

15,6

62,4

40

ІІ

Следующие 8 месяцев

39

312

100

[Источник: рассчитано автором]

Реализация данного проекта требует определенных капиталовложений, потому для расчета эффективности использования веб-сайта необходимо провести детальный анализ расходов на его реализацию. Для этого разделим все расходы на одноразовые, связанные с предпроектной подготовкой, и текущие затраты, которые обеспечивают работу данного проекта.

В таблице 2 представлены одноразовые инвестиции, необходимые для создания веб-сайта банка. Указанные в таблице показатели сформированы, исходя из средней стоимости всех необходимых программных средств, расходов на обслуживание, доставку и монтаж, включая консультативные услуги, а также расходы на регистрацию домена. В общей сумме одноразовые расходы сравняются 18 тыс. грн.

Таблица 2

Одноразовые расходы на реализацию проекта интернет- услуг

Показатели

Сумма, тыс. грн

Стоимость оборудования и программного обеспечения

7,3

Доставка и монтаж оборудования

1,0

Создание сайта

9,2

Регистрация домена

0,5

Всего

18,0

[Источник: расчеты автора]

В таблице 3 представлены текущие расходы, разделенные на постоянные, которые не зависят от количества операций, и переменные, которые непосредственно зависят от объемов продаж, проведенных через Интернет.

Проектом предусматривается использования помещений, которые имеются в наличии у фермера, а потому реализация данного проекта никоим образом не влияет на размер арендной платы, которая и не включается в расчет.

Так как в соответствии с документацией срок эксплуатации приобретенного оборудования и программного обеспечения складывает 5 годы, то месячные амортизационные отчисления оборудования и программного обеспечения рассчитаем за формулой:

Ам = В/Т= 8300/(12*5) = 138,

где Ам — амортизационное отчисление, грн.

В — стоимость оборудования и программного обеспечения с учетом расходов на монтаж и доставку, грн.

Т — срок эксплуатации, мес.

Таблица 3

Текущие расходы на поддержку веб-сайта

Постоянные расходы, грн./мес

Амортизация оборудования и ПО

138

Абонентская плата за размещение сайта

200

Электроэнергия

30

Ремонт и обслуживание оборудования

300

Вместе постоянных расходов

668

Переменные расходы,% от объемов покупок (заказов)

Себестоимость элемента услуги (заказ)

30

Вместе переменных расходов

30

[Источник: расчеты автора по данным экономиста фермерского господарства]

Для оценки эффективности проекта рассчитаем коэффициент дисконтирования за формулой [5]:

d = d1 +d2 +d3, где

d1 — среднегодовой депозитный процент в банках,

d2 — коэффициент риска

d3 — среднегодовой уровень инфляции.

В нашем случае среднегодовой депозитный процент представляет 9 %. В соответствии с морфологической таблицей [6] коэффициент риска равняется 12 %. Уровень инфляции в 2017 году оценивается на уровне 15 процентов. Поэтому d= 36 %.

Все необходимые показатели для определения эффективности инновационного проекта внесем в таблицу 4, где отобразим все необходимые инвестиционные затраты и объемы операций.

Таблица 4

Инвестиционные затраты иобъемы операций

Показатели

Единица измерения

Значение

Одноразовые расходы

тыс. грн

18,0

Постоянные расходы

тыс. грн

0,7

в т. ч. амортизация

тыс. грн

0,14

Объемы операций за

I этап

тис.грн

62,4

ІІ этап

тис.грн

312,0

Всего

тис.грн

393,4

Месячный объем операций

I этап

тис.грн

15,6

ІІ этап

тис.грн

39

Переменные расходы

% от объемов продаж

30

[Источник: сформировано автором]

В табл. 5 представлены общие текущие расходы в разрезе разных периодов, которые необходимы для определения чистого дисконтного дохода.


Таблица 5

Расчет текущих расходов по периодам, тыс. грн

Этап

0

І

ІІ

Период

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Объем операций

0

15,6

31,2

46,8

62,4

101,4

140,4

179,4

218,4

257,4

296,4

335,4

374,4

Затраты переменны

0

4,7

9,6

14,0

18,7

30,4

42,2

53,8

65,5

77,2

88,9

100,6

112,3

Затраты постоянные

0

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

Затраты полные

0

5,4

10,3

14,7

19,4

31,1

42,9

54,5

66,4

77,9

89,6

101,3

113

[Источник: рассчитано автором]

Расчет общих расходов на создание и обслуживание веб-сайта как сумму соответствующих расходов представлен в табл. 6.

Таблица 6

Расходы на создание иэксплуатацию веб-сайта, тыс.грн

Этап

0

І

ІІ

Период

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Одноразовые Расходы

18,0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Текущие расходы

0

5,4

10,3

14,7

19,4

31,1

42,9

54,5

66,4

77,9

89,6

101,3

113

Вместе

18,0

5,4

10,3

14,7

19,4

31,1

42,9

54,5

66,4

77,9

89,6

101,3

113

[Источник: рассчитано автором]

Таблица 7 демонстрирует денежные доходы от инвестиционного проекта, которые состоят из доходов от операций и амортизационных отчислений.

Таблица 7

Доходы от создания иэксплуатации веб-сайта банка по периодамв первом году, тис.грн

Этап

0

І

ІІ

Период

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Объем операций

0

15,6

31,2

46,8

62,4

101,4

140,4

179,4

218,4

257,4

296,4

335,4

374,4

Амортизация

0

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

0,14

Вместе

0

15,7

31,3

46,9

62,5

101,5

140,5

179,5

218,5

257,5

296,5

335,5

374,5

[Источник: рассчитано автором]

В таблице 8 представлены расчеты потоков денежных средств.

Таблица 8

Потоки денежных средств, тыс. грн

Этап

0

І

ІІ

Период

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Приток

0

15,7

31,3

46,9

62,5

101,5

140,5

179,5

218,5

257,5

296,5

335,5

374,5

Отток

18,0

5,4

10,3

14,7

19,4

31,1

42,9

54,5

66,4

77,9

89,6

101,3

113

Итого

-18,0

10,3

21

32,2

43,1

70,4

97,6

125

152,1

179,6

206,9

234,2

261,5

Источник: рассчитано автором


Учитывая, что денежные потоки возникают в разные периоды времени реализации проекта, их необходимо привести к единому периоду времени, то есть сделать дисконтирование денежных потоков. Данный расчет проведем с использованием коэффициента дисконтирования d=36 %. Это позволит рассчитать дисконтный доход по периодам и общий чистый доход данного проекта. В нашем случае чистый дисконтный доход равняется 1120 тыс. грн. в первый год эксплуатации веб-сайта банка. Дальше рассчитаем такой показатель эффективности как индекс доходности за следующей формулой:

ИД = , где

Di — доходы і-го периода реализации проекта

Ri — расходы і-го периода реализации проекта

d — коэффициент дисконтирования

n — количество периодов реализации проекта.

В нашем случае он равняется ИД = 1120/18= 62,2

Индекс доходности показывает величину текущей стоимости доходов в расчете на каждую гривню чистых инвестиций. Чем выше этот показатель, тем эффективнее является проект.

Дальше рассчитаем уровень рентабельности за первый год эксплуатации веб-сайта. Для этого найдем общие расходы за весь период и применим коэффициент дисконтирования. Получим 523,4 тыс. грн. Рентабельность в первый год будет представлять 1120/523,4*100 % = 213 %. Критерием экономической эффективности инновационного проекта является положительное значение рентабельности.

Следовательно, выполненные нами расчеты дали возможность установить, что развитие интернет-услуг для фермерского хозяйства, в частности создание веб-сайта (электронного магазина), является экономически эффективным, имеет высокую инвестиционную привлекательность, поскольку такие показатели экономической эффективности как чистый дисконтный доход, индекс доходности и рентабельность находят на достаточно высоком уровне. Поэтому развитие и широкое применение в маркетинговой деятельности фермерских хозяйств современных информационных технологий считаем экономически обоснованным

Выводы. Повышение эффективности деятельности фермерских хозяйств по сбыту сельськохозяйственной продукции возможно благодаря широкому внедрению современных информационных технологий в их маркетинговую деятельность. Это касается всех составляющих комплекс- маркетинга, начиная с развития электронных услуг и заканчивая внедрением современных технологий в продвижение выращенной продукции. В то же время большинство украинских фермеров еще не оценили преимущества, которые предлагает всемирная сеть, и продолжают рассматривать веб-сайт как что-то дополнительное и необязательное для работы, а потому оставляют разработку веб-сайта и внедрение он-лайн услуг через них без надлежащего внимания. Вместе с тем выполненные нами расчеты дали возможность установить, что развитие интернет-услуг, в частности создание веб-сайта фермерского хозяйства, является экономически эффективным и инвестиционо привлекательным.

Литература:

  1. Беззуб І. Перспективи розвитку сімейних фермерських господарств в Україні. Електронний ресурс. Режим доступу: httр://nbuviар.gоv.uа/indех.рhр?орtiоn=соm_соntеnt&viеw=аrtiсlе&id=419:аgrорrоmislоvij-sеktоr-2&саtid=71&Itеmid=382
  2. Горьовий В. П. Менеджмент фермерських господарств [текст]: навч. посіб. / За ред. В. П. Горьового — К.: «Центр учбової літератури», 2014. — 366 с.
  3. Застрожніков А. Г. Розвиток фермерського землеволодіння і землекористування / А. Г. Застрожніков // Агросвіт. — 2007. — № 15. — С. 27–31.
  4. Мохненко А. С. Розвиток фермерських господарств в системі факторів конкурентного середовища: теорія, методологія, практика. Дис. на здоб. д.е.н. Херсон, 2011, с.438
  5. Синадський В. Ставки дисконтування та їх обрахунок // Україна фінансова. 2011. Електронний ресурс. Режим доступу: httр://www.ufin.соm.uа/аnаlit_mаt/sdu/085.htm
  6. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 / Гунин В. Н., Баранчеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Москва: ИНФРА-М, 1999. 328 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фермерское хозяйство, расход, индекс доходности, таблица, чистый дисконтный доход, программное обеспечение, инвестиционный проект, коммерческая деятельность, коэффициент дисконтирования, экономическая эффективность.


Похожие статьи

Определение ставки дисконтирования при оценке...

При проведении анализа экономической эффективности инвестиционного проекта

Наиболее часто при инвестиционных расчетах ставка дисконтирования определяется как

где R - требуемая норма доходности (ставка дисконтирования, альтернативные издержки)

Анализ показателей эффективности инвестиционного проекта

Чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость — Net Present Value, NPV) — показывает эффективность вложения в инвестиционный проект: величину денежного потока в течение срока его реализации и приведенную к текущей стоимости (дисконтирование).

Анализ экономической эффективности инвестиционного...

При анализе эффективности инвестиционного проекта расходы, понесенные до момента принятия

Инвестиционные расходы — стоимость внеоборотных активов, создаваемых в ходе

Поправка на риск определяется на основании суммарного риска проекта из таблицы 1.

Ставка дисконтирования как ключевой элемент в оценке...

Прежде чем рассчитывать эффективность инвестиционного проекта, инвестору необходимо определить ставку дисконтирования, необходимую для проведения расчетов, то есть ту норму доходности, которую инвестор ожидает от проекта.

Анализ показателей эффективности инвестиционных проектов

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, модифицированная внутренняя норма доходности, индекс рентабельности, срок окупаемости инвестиций. Переходный этап в Российской Федерации...

Проблема оценки эффективности инвестиционных проектов...

Чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость — Net Present Value, NPV) — показывает эффективность вложения в инвестиционный проект: величину денежного потока в течение срока его реализации и приведенную к текущей стоимости (дисконтирование).

Сравнительный анализ методов экономической оценки инвестиций

Анализ показателей эффективности инвестиционных проектов. Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, модифицированная внутренняя норма доходности, индекс рентабельности, срок окупаемости...

Влияние отдельных видов рисков на ставку дисконтирования при...

Эффективность инновационных инвестиционных проектов можно определить с помощью методики, предложенной Министерством Финансов Российской Федерации в 1999 году, рассчитав чистый дисконтированный доход (NPV), индекс доходности (PI), внутреннюю...

Достоинства и недостатки методов экономической оценки...

Анализ показателей эффективности инвестиционных проектов. Чистый дисконтированный доход (NPV) — это разница между

Ставка дисконтирования как ключевой элемент в оценке... Также ориентировочная величина поправок на риск неполучения предусмотренных проектом...

Похожие статьи

Определение ставки дисконтирования при оценке...

При проведении анализа экономической эффективности инвестиционного проекта

Наиболее часто при инвестиционных расчетах ставка дисконтирования определяется как

где R - требуемая норма доходности (ставка дисконтирования, альтернативные издержки)

Анализ показателей эффективности инвестиционного проекта

Чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость — Net Present Value, NPV) — показывает эффективность вложения в инвестиционный проект: величину денежного потока в течение срока его реализации и приведенную к текущей стоимости (дисконтирование).

Анализ экономической эффективности инвестиционного...

При анализе эффективности инвестиционного проекта расходы, понесенные до момента принятия

Инвестиционные расходы — стоимость внеоборотных активов, создаваемых в ходе

Поправка на риск определяется на основании суммарного риска проекта из таблицы 1.

Ставка дисконтирования как ключевой элемент в оценке...

Прежде чем рассчитывать эффективность инвестиционного проекта, инвестору необходимо определить ставку дисконтирования, необходимую для проведения расчетов, то есть ту норму доходности, которую инвестор ожидает от проекта.

Анализ показателей эффективности инвестиционных проектов

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, модифицированная внутренняя норма доходности, индекс рентабельности, срок окупаемости инвестиций. Переходный этап в Российской Федерации...

Проблема оценки эффективности инвестиционных проектов...

Чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость — Net Present Value, NPV) — показывает эффективность вложения в инвестиционный проект: величину денежного потока в течение срока его реализации и приведенную к текущей стоимости (дисконтирование).

Сравнительный анализ методов экономической оценки инвестиций

Анализ показателей эффективности инвестиционных проектов. Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, модифицированная внутренняя норма доходности, индекс рентабельности, срок окупаемости...

Влияние отдельных видов рисков на ставку дисконтирования при...

Эффективность инновационных инвестиционных проектов можно определить с помощью методики, предложенной Министерством Финансов Российской Федерации в 1999 году, рассчитав чистый дисконтированный доход (NPV), индекс доходности (PI), внутреннюю...

Достоинства и недостатки методов экономической оценки...

Анализ показателей эффективности инвестиционных проектов. Чистый дисконтированный доход (NPV) — это разница между

Ставка дисконтирования как ключевой элемент в оценке... Также ориентировочная величина поправок на риск неполучения предусмотренных проектом...

Задать вопрос