Для описания процесса дирижирования в целом воспользуемся определением, которое выводит в своем исследовании Б. Ф. Смирнов: «мануальное искусство дирижирования есть одна из главных сторон двуединой художественной деятельности дирижера, обеспечивающая его сотворчество с оркестровым коллективом в процессе совместного музыкального исполнительства». [3, с. 76] Это определение отсылает к двум составляющим дирижирования: техническому процессу, связанному с непосредственным управлением оркестровым исполнительством и пластическому искусству, которое является интерпретационным средством мануально-образного выражения музыки и творческого взаимодействия с оркестром.
Таким образом, дирижирование подразумевает развернутую функциональную систему. Б. Ф. Смирнов выделяет следующие функции дирижера оркестра: информирующая, коммуникативная, реализующая, корректирующая, художественно-прикладная, эмоционально-заразительная [3, с. 147]. Все эти функции определяют управляющую деятельность дирижера в форме выразительно-художественного мануального искусства.
Позитивный результат коммуникации дирижера с коллективом строится на двусторонней связи «дирижер-оркестр», осуществление которой является сущностью деятельности дирижера. Эта связь становится тем более актуальной в процессе общения дирижера с любительским коллективом, так как отсутствие профильного образования и профессиональных технических навыков создает специфику общения в коллективе и способно усложнить задачи творческого взаимодействия оркестра и дирижера. В процессе исполнения оркестр воспринимает как технику движений дирижера, так и его эмоциональное воздействие, которое способно передаваться через мимику, взгляд, энергетику жеста. Однако данная коммуникация может быть затруднена именно отсутствием достаточного опыта восприятия профессиональных жестов исполнителями любительского оркестра.
В связи с этим возрастает роль внешнего артистизма дирижера в процессе коммуникации с оркестром. Связь дирижирования и актерского искусства подчеркивается во многих исследованиях методики и практики дирижирования. Как утверждает А. М. Лазовский, «... Дирижёр в идеале должен потенциально быть и режиссёром, ... и актёром…» [2, с. 83]. Более красочно еще в XIX веке об этом сказал французский критик Жан д’Удин: «Дирижёр... танцует мимику симфонии, которой дирижирует» [4, с. 77].
Коммуникация дирижера и оркестра начинается с ауфтакта и представляет собой процесс непрерывного обмена информацией через мануальную технику и эмоционально-выразительное воздействие. Особое внимание в работе с любительским оркестром дирижер должен обращать на активизацию творческого воображения и художественного восприятия оркестрантов. Способность дирижера вызвать эмоциональную отдачу исполнителей является необходимым условием получения высококачественного художественно исполнения.
Однако на практике дирижер любительского коллектива часто сталкивается с необходимостью выполнения и функций руководителя оркестра. Его работа охватывает и психолого-педагогическое, и организационное направления. Педагогическая работа во многом связана с ознакомлением исполнителей с основами дирижерской мануальной техники. Все участники любительского оркестра должны иметь представление о функциональности информирующих, управляющих и корректирующих жестов дирижера для осуществления адекватного отклика во время исполнения. Кроме того, исполнители оркестра должны осознавать значение характеристик дирижерского жеста: ритм, темп, пластичность, сила, масса являются основой эмоционально-художественной нагрузки жеста, а такие характеристики как форма, точность, длительность способствуют скоординированности исполнения.
В любительском коллективе творческая деятельность не связана с профессиональными амбициями и получением материальной выгоды. Практическое ее осуществление требует от руководителя особой организационной планомерности, систематичности деятельности, так как направлена на объединение неоднородной группы единомышленников, зачастую имеющих различные возрастные и личностные характеристики, но при этом выражающих потребность в активном творческом взаимодействии.
Дирижер любительского оркестра сталкивается с необходимостью определять состав, работать над формированием репертуара оркестра, и подготовкой сценических выступлений.
Состав любительского оркестра, в отличие от профессиональных коллективов, может быть скорректирован руководителем в соответствии с внешними условиями деятельности коллектива. А. С. Каргин оправдывает это организационными сложностями, когда приходится «использовать те инструменты, которые имеются в наличии, и на которых уже играют участники» [1, с. 40]. В практике деятельности любительских коллективов нередко встречаются составы инструментов, объединенные по такому принципу. Однако дирижеру необходимо приложить максимум усилий, чтобы создать необходимые условия для формирования состава, способного качественно воплотить его музыкальный замысел. Например, руководитель и дирижер любительского гитарного оркестра Хироки Ниибори (Япония) на протяжении более шестидесяти лет сотрудничал с профессиональными гитарными мастерами, что привело к разработке более двадцати пяти видов гитар и их тесситурных разновидностей и безусловному обогащению тембровых возможностей оркестра и диапазона его звучания. Однако дирижер должен в полной мере осознавать последствия введения новых или исключения из оркестрового состава традиционных для него инструментов.
Дирижер во время исполнения взаимодействует не только с оркестром, но и со слушателями. Одним из способов взаимодействия на слушателя является репертуар. По качеству и наполнению репертуара можно определить глубину художественной и общественной роли оркестра. В статье А. Г. Фатхуллиной [5, с. 1210] выделены следующие функции репертуара любительского музыкального коллектива: образовательная — повышение общего технического и выразительного исполнительского уровня оркестрантов; воспитательная — формирование эстетических критериев слушателей и оркестрантов; просветительская — формирование позитивного восприятия выбранного направления работы у слушателей.
На практике дирижер любительского оркестра часто сам занимается инструментовкой произведений в соответствии с особенностями состава и техническими возможностями участников. Инструментовка для каждого состава оркестра (симфонический, народный, духовой, гитарный, эстрадный) имеет целый ряд принятых приемов и стилевых норм, которых необходимо придерживаться при работе с музыкальным текстом. Например, в инструментовке произведений для народного оркестра строго распределяются функции групп инструментов: мелодическая линия традиционно проводится группой домр, группа балалаек, гуслей и баянов исполняют функции аккомпанемента, контрапункта, усиления.
В гитарном оркестре существуют свои особенности инструментовки, так как этот состав отличает единство тембра и тесситурное деление инструментов. Однако такие характеристики состава при грамотно сформированном голосоведении позволяют создавать сложнейшие стереофонические музыкальные картины, добиваться полифонической глубины именно за счет тембрального единства.
Также результативность работы дирижера любительского оркестра зависит от грамотно организованной репетиционной работы. Методические исследования подтверждают необходимость чередования групповой и сводной репетиционных форм работы. На групповой репетиции дирижера с оркестром решаются задачи по определению аппликатуры, детальной проработке технических приемов, оттачиванию исполнительских задач каждой группы оркестра. Сводная репетиция связана с созданием полноценной художественной картины, затрагивающей вопросы фразировки, динамики, темпа, построения формы, создания художественного образа.
Эффективность репетиционного процесса поддерживается следующими факторами: заблаговременная подготовка к репетиции; планирование репетиционного процесса — определение его содержания, объема, задач; соблюдение оптимального темпа и продолжительности работы, учет индивидуальных особенностей коллектива; сохранение продуктивного психологического фона во время работы.
Таким образом, работа дирижера любительского оркестра является сложным систематическим процессом, в который включены не только непосредственно профессиональные задачи управления исполнительским процессом оркестра, но и задачи исследователя, руководителя, организатора, инструментовщика любительского оркестра.
Литература:
- Каргин A. C. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. — 3-е изд. — М.: Музыка, 1987. — 160 е., нот.
- Лазовский A. M. Записки дирижёра. — 2-е изд. — М.: Совет, композитор, 1968. — 558 с.
- Смирнов Б. Ф. Дирижерское искусство как художественный и социокультурный феномен: дис.... д-ра искусствоведения. Челябинская гос. акад. культуры и искусств, Челябинск, 2004.
- Удин Ж.д’ Искусство и жест / Пер. с фр. С.Волконского. — СПб.: Аполлон, 1911. — 248 с.
- Фатхуллина А. Г. Любительский музыкальный коллектив в системе образования молодежи // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1207–1211.