В России 48 % компаний и организаций столкнулись с экономическими преступлениями за последние два года. Это значительно ниже результата 2014 года (60 %), но выше мирового значения (36 %). Снижение уровня преступности обусловлено следующими рыночными тенденциями: усиление роли внутреннего аудита в организациях и совершенствование систем выявления незаконной деятельности. Снижение экономической преступности в России объясняется усиленной ролью внутреннего аудита и совершенствованием других механизмов выявления мошеннических действий.
Ключевые слова: экономическая преступность, экономический кризис, внешнеэкономическая деятельность, антикоррупционная политика.
In Russia, 48 % of companies and organizations have faced economic crimes over the past two years. This is significantly lower than the result of 2014 (60 %), but higher than the world value (36 %). The decrease in the crime rate is due to the following market trends: the strengthening of the role of internal audit in organizations and the improvement of systems for detecting illegal activities. The decrease in economic crime in Russia is due to the increased role of internal audit and the improvement of other mechanisms for detecting fraud.
Keywords: economic crime, economic crisis, foreign economic activity, anti-corruption policy.
Среди экономических причин и факторов, порождающих преступность в сфере экономики, можно выделить: [8, С. 284]
– экономические кризисы подрывают стабильность потребностей населения, его социальных ценностей. Так, для России конца XX — начала XXI в. характерно состояние циклического экономического кризиса;
– дифференциация людей по уровню власти, дохода. При неравномерном распределении благ общества, бедные слои населения стремятся захватить определённую часть ресурсов, зачастую приступая закон; богатые стремятся к ещё большим благам, для этого они прибегают к незаконным операциям в отношении своих конкурентов;
– часть населения находится за чертой абсолютной бедности. Они не могут удовлетворить даже первостепенные потребности;
– инфляция, переходящая в гиперинфляцию, вынуждает людей подстраиваться под постоянные изменения в жизни государства, что естественно не может проходить бесконфликтно
– безработица, уровень которой составляет свыше 10 %, и крайне низкая социальная защищённость этой группы людей, приводит к тому, что они вынуждены добывать себе деньги преступным путём
– чрезмерно много налогов. Так, в сфере предпринимательства в России доля налоговых обложений составляет более 60 % всех доходов, законное предпринимательство в большей части секторов экономики становится невозможным. Большая часть руководителей вынуждены заниматься экономической преступностью.
– преступность в сфере внешнеэкономической деятельности.
Экономическая преступность оказывает негативное влияние на уровень экономической безопасности государства, под которой следует понимать способность экономики нормально функционировать и развиваться в неблагоприятных условиях. Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую систему. Являясь важной составляющей системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно составляет основу для формирования входящих в систему национальной безопасности государственной, военной, экологической, информационной, транспортной и др. видов безопасности. Иными словами, эффективная система обеспечения экономической безопасности является гарантом существующего политического строя, независимости и суверенитета страны, ее стабильного социально-экономического развития. [7, С. 127]
Общепринятого уголовно-криминологического понятия «экономическое преступление» в настоящее время не существует, несмотря на его широкое использование в научной литературе. Понимание экономических преступлений сегодня крайне неопределенно. Это, конечно, ограничивает возможности для конструктивного диалога по улучшению и гармонизации законодательства в борьбе с этим явлением. С другой стороны, сложность самого явления, динамическое изменение экономической криминальной практики, существенные национальные различия, связанные с плюрализмом исследовательских подходов, основанных на методологии и личных характеристиках, не позволяют нам полагаться на окончательное решение этой проблемы. Это связано не с несовершенством механизмов научного познания или неэффективной организацией научного обобщения, а с характером самой проблемы. То есть это феномен, значение которого не проявляется в полной мере, но изучение этой темы является сильным стимулом для постоянного поиска нового контента.
В последнее время антикоррупционная сфера в России существенно изменилась. Самый распространенный вид экономической преступности — незаконное управление активами. Этот вид легче обнаружить в связи с его простотой по сравнению с взяточничеством, коррупцией и киберпреступностью. [6, С. 35]
В России респонденты заявили, что понесли убытки от 100 000 до 1 млн. долларов. Кроме того, компания понесла не только финансовые, но и косвенные убытки. Руководители многих компаний были вынуждены прекратить свою деятельность, провести расследования и принять профилактические меры, а также понести моральный и психологический ущерб. Существует много причин экономических преступлений. Наиболее распространенные причины — «треугольник мошенничества»».
- Способность или способность совершать экономическое преступление. Конечно, важно выявить слабые стороны бизнес-процессов вашего бизнеса и улучшить контроль над тем, где могут возникнуть утечки. Этот аспект также указывает на умственную незрелость некоторых сотрудников. В связи с этим мы рекомендуем диагностировать команду, чтобы выявить сильные и слабые стороны каждого сотрудника, повысить мотивацию и повысить взаимодействие сотрудников с работодателем.
- Определенная мотивация или внешнее давление. Поскольку некоторые источники мошенничества не могут быть рассчитаны, лучшим вариантом является улучшение контроля всех подразделений компании. Не в смысле давления на сотрудников, а чтобы сделать все бизнес-процессы более понятными и прозрачными.
- Способность оправдать совершенство / самодовольство. Этот мотив чаще всего используется сотрудниками, которые считают, что их руководство несправедливо по отношению к ним. Поэтому руководству необходимо время от времени пересматривать систему премирования и другие поощрения сотрудников. Поскольку наиболее важным фактором, способствующим мошенничеству, является возможность совершать мошенничество, отсюда вытекает важность оценки рисков. Исследование риска выявляет слабые места в системе контроля и, таким образом, минимизирует риски [9, С. 58].
В России службы внутреннего аудита и безопасности компании первыми выявляют наиболее экономические преступления. Кстати, в России за последние два года произошли некоторые изменения: роль внутреннего аудита значительно возросла, а роль службы безопасности для бизнеса значительно ослабла.
Методы расследования мошенничества. Большинство респондентов предпочитают проводить внутреннее расследование. Кроме того, в рамках внутреннего расследования обычно привлекаются внешние специалисты с соответствующей квалификацией и опытом. 46 % респондентов отметили, что большинство из тех, кто работает в компании, это те, кто совершил экономическое преступление. Обычно типичный мошенник выглядит так: это мужчина (77 %), в возрасте от 31 до 40 лет (62 %), имеет высшее образование (72 %) и работает в компании от 3 до 5 лет (62 %). Такой образ сотрудника обычно чаще всего находится вне подозрений, но подводит именно он.
Меры против правонарушителей. В России чаще всего производят увольнения, что соответствует мировой тенденции. Однако по сравнению с мировой практикой такие меры, как гражданские иски и правоохранительные органы, используются менее широко. 41 % респондентов считают, что их компания, вероятно, столкнется с мошенничеством при закупках товаров и услуг в течение следующих двух лет. В целом российские респонденты отражают глобальные тенденции, но существуют следующие различия в прогнозировании будущего: в России киберпреступность считается менее угрожающей.
Деловая этика и соответствие нормативным требованиям. Современная бизнес-среда характеризуется растущей глобализацией, более строгим соблюдением законов и повышенными требованиями к социальной ответственности. Хотя риски и угрозы постоянно меняются, эффективная программа соответствия должна помочь руководству предвидеть и управлять этими рисками. Кажется, что сегодня существует разрыв между тем, что на самом деле происходит в компании, и тем, что совет директоров / исполнительный директор думает о ситуации. Согласно опросу, менеджеры среднего звена по-прежнему являются наиболее вероятными правонарушителями, которые считают корпоративные ценности неясными или что программы стимулирования несправедливы. [7, С. 126]
Легализации денежных средств, полученных преступным путем («отмывание денег») уничтожает ценности. Он способствует совершению экономических преступлений и аморальных действий, таких как коррупция, терроризм, уклонение от уплаты налогов, незаконный оборот наркотиков и незаконный оборот. Эти преступления совершаются путем хранения или перевода необходимых средств. Легализация таких средств может нанести ущерб компании и негативно повлиять на итоговую ситуацию с доходами.
Согласно исследованию, сумма денег, генерируемых преступной деятельностью во всем мире, составляет от 2 до 5 % мирового ВВП, или от 1 до 2 триллионов долларов в год. В то же время, по данным ООН по наркотикам и преступности, властям удается поглотить менее 1 % незаконных финансовых потоков в мире. Законодательство касается не только организаций, действующих в сфере финансовых услуг. Любая компания, занимающаяся финансовыми операциями, включая небанковские организации, предлагающие услуги наличными (например, поставщики услуг цифровой / мобильной оплаты и розничные продавцы), также подпадает под действие всемирного законодательства по борьбе с отмыванием денег. Многие из этих новых членов еще не отвечают требованиям законодательства. Согласно данным компании WealthInsight, к 2017 году расходы на соблюдение требований законодательства ПОД увеличатся до 8 млрд. долларов США.
Однако крупные штрафы за несоблюдение требований увеличивают растущие издержки. Оценка таких рисков должна проводиться на регулярной основе и учитывать различные обстоятельства, такие как рабочая среда, международные стандарты и национальное законодательство. Результаты опроса показывают, что подавляющее большинство респондентов финансового сектора (88 % в России и 74 % в мире) проводят проверки рисков ПОД / ФТ во всех своих бизнес-единицах и в странах, где они работают.
Организации по оценке рисков охватили требования по борьбе с отмыванием денег / финансированием терроризма: результаты опроса показывают, что компании принимают различные меры для минимизации рисков ПОД / ФТ. Чаще всего они используют мониторинг процессов, проверяют достоверность данных, ужесточают требования «Знай своего клиента» (ЗСК) по ряду сегментов клиентов, а также повышают эффективность программ по обеспечению соответствия нормативным требованиям, в первую очередь мониторинг систем отчетности и информирование руководства о проблемах
Несмотря на то, что за последние два года уровень экономической преступности сократился на 20 %, большинство российских лидеров уверены, что им придется считаться с мошенничеством в ближайшем будущем.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.; в ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. N 237. 25 дек. 1993 г.; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 31. Ст. 4398.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 № 199-ФЗ)//Собрание законодательства Российской Федерации — 1994 г. — N 32.- Ст. 3301;Официальный Интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 29.07.2017.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 28.03.2017 № 39-ФЗ)//Собрание законодательства Российской Федерации — 29.01.1996 г. — N 5.- Ст. 410;Официальный Интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 28.03.2017.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 14.05.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1; 2017. N 27. Ст. 3947.
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // «Российская газета», N 295, 29.12.2010; / Официальный Интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 06.10.2015.
- Василишин И. И. Реализация модели единого объекта недвижимости в российском и германском гражданском обороте / И. И. Василишин, Н. С. Буднецкий // Международное публичное и частное право. 2016. N 1. С. 34–38.
- Курятникова О. С., Хазеева А. С., Султанов А. А. Борьба с незаконным предпринимательством // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. N 7–1. С. 124–128.
- Ларичев В. Д., Давыдова А. В., Иконников Д. Н., Казаков А. Я. Система и меры предупреждения преступлений в банках при проведении расчетно-кредитных операций: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 282–291.
- Ларичев В. Д., Жуковская И. В., Дегтярев С. В. Правовые меры предупреждения рейдерства // Научные труды. 2015. N 4(9).