В статье определен уровень отражения в Основном законе Российской Федерации конституционной защиты от террористических угроз, являющийся приоритетом государственной политики России.
Ключевые слова: терроризм, террористическая деятельность, противодействие терроризму, борьба с терроризмом, Конституция РФ.
Для государственной политики современной России характерно обеспечение каждому человеку естественных личных прав, в. т.ч. правá на мир и безопасность, гарантий жизни, свободы и защиты от различных форм насилия, жестокого обращения или унижения человеческого достоинства.
Терроризм представляет реальную угрозу человечеству и покушается на основное право человека — право на жизнь. Отличительная черта терроризма заключается в порождении им высокой общественной опасности, которая возникает в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми. Любые побуждения, продиктованные действиями террористов — политическими, идеологическими, классовыми, расовыми, национальными, религиозными, как правило, идеологизированы и проявляются непосредственно в соответствующей практической деятельности либо в угрозах такой деятельности, которые реально воспринимаются адресатами этих угроз [3].
Конституционно-правовой основой Российской Федерации по борьбе с терроризмом и с другими формами его проявления является Конституция Российской Федерации [1], которая обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории государства, чем создает основание для формирования всего национального законодательства в сфере противодействия терроризму и его проявлениям [2].
Основной закон РФ сформулировал ряд руководящих положений, констатирующих взятый государством курс на отвержение на законодательном уровне любых проявлений террористической направленности. Российская Федерация провозглашена демократическим правовым государством, в котором права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и находятся под защитой государства (ст. 2). Многонациональный народ России является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране (ст. 3), что указывает на отсутствие каких-либо преимуществ на осуществление властных полномочий у представителей какой-либо народности по отношению к иным народностям [3, c. 28].
Применительно к рассматриваемой проблеме конституционные нормы содержат конституционные принципы противодействия терроризму, меры конституционной ответственности за осуществление террористической деятельности и основы взаимодействия органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в указанной сфере.
Конституционные принципы противодействия терроризму заключены в следующих положениях Основного закона РФ:
– в преамбуле Конституции РФ указывается на неприятие борьбы, основанной на неравенстве;
– ст. 13 содержит конституционный постулат о запрете создания и функционирования тех общественных объединений, чьи цели или действия направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
– в ст. 14 утверждается такой базовый принцип, как отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом, а также отсутствие в качестве государственной или обязательной любой религии, запрещая теократическое или фундаментальное государство;
– ст. 19 устанавливает гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
– согласно ч. 2 ст. 21 никто не должен подвергаться пыткам, насилию и другому жестокому или уничижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;
– ст. 26 закрепляет право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, а также пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества;
– положения ст. 28 провозглашают свободу совести, свободу вероисповедания, в т. ч. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
– ст. 29 налагает запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также не допускает пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;
– право свободно выражать свои мысли и убеждения согласуется с правом на создание различных общественных объединений, в т. ч. для защиты своих интересов (ст. 30), а также правом граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации шествия и пикетирование (ст. 31);
– как элемент принципов противодействия терроризму можно рассматривать и ч. 3 ст. 68, в соответствии с которым всем народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития;
– конституционным принципом противодействия терроризму по национальным мотивам можно считать и гарантирование прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).
Указанные принципы направлены на решение следующих принципиально важных в свете рассматриваемой проблемы задач, охватывающих объединение и координацию усилий всех органов государственной власти, наделенных полномочиями в сфере противодействия терроризму, а также активное вовлечение в идеологическую сферу противодействия терроризму институтов гражданского общества, научной общественности, средств массовой информации, общественных организаций.
В целом конституционные принципы противодействия терроризму обозначают основополагающие, базовые начала, на которых строится формирование как концептуальной, так и институциональной подсистемы противодействия терроризму [4].
Таким образом, Основной закон Российской Федерации, как правовой инструмент в борьбе с терроризмом, запрещает пропаганду или агитацию, какую-либо социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть или вражду, а также создание общественных объединений, деятельность которых, направлена на насильственное изменение конституционного строя и нарушения целостности государства, на подрыв ее безопасности и создание вооруженных формирований.
Меры, направленные на борьбу с терроризмом, неизбежно приводят к ущемлению целого комплекса личных, социальных, политических, экономических и духовно-культурных прав человека, к нарушению баланса взаимосвязанных интересов гражданского общества и государства. Свой позитивный вклад в решение данных проблем вносит Конституционный Суд Российской Федерации, который формирует правовые позиции, затрагивающие конституционно-правовые основы пресечения и предупреждения действий террористической направленности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: офиц. текст / Сост. А. Таранин. — М.: АСТ, 2018. — 32 с.
- Ершова Ю. Н. Конституционные основы регулирования права на мир в Российской Федерации и зарубежных странах в контексте глобализации / Ю. Н. Ершова // Законность и правопорядок: правосознание и правовая культура современного общества: сб. мат. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 23 марта — 19 апреля 2018 г.). — Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2018. — С. 66–73.
- Кулешов, Р. В. Международное законодательство и Конституция РФ как нормативно-правовая основа для совершенствования антиэкстремистской и антитеррористической деятельности / Р. В. Кулешов // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2015. — № 3(31). — С. 27–31.
- Шукюров, Ш. Т. Анализ содержания некоторых конституционно-правовых основ борьбы с терроризмом участников Содружества Независимых Государств / Ш. Т. Шукюров // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. — 2017. — № 3–2. — С. 39–50.