Ключевые ориентиры выстраивания образовательного процесса в высшей школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 12.06.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Фортова, Л. К. Ключевые ориентиры выстраивания образовательного процесса в высшей школе / Л. К. Фортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60652/ (дата обращения: 26.04.2024).



В представленной работе автор аргументированно обосновывает значимость и актуальность проблематики, связанной с реализацией гуманистических начал в образовательном процессе современного вуза. В статье последовательно демонстрируются некоторые закономерности развития и трансформации представлений о гуманистических идеях, их значении для любой социальной деятельности; раскрывает значение и потенциал гуманистических начал в контексте современной образовательной парадигмы; делается вывод о перспективах развития образования с опорой на гуманистические идеи.

Ключевые слова: гуманизм, образовательный процесс, обучающиеся, дидактические задачи, познание, фасилитация, уважение, развитие.

Актуальность изучения вопросов, связанных с гуманистически ориентированным образовательным процессом в современном вузе детерминирована следующими факторами:

  1. Период происходящего реформирования в образовательной системе, периодически сопровождающийся негативными событиями, обусловил потребность социума в гуманистически ориентированной дидактической парадигме, которая с одной стороны должна содержать в себе позитивные образовательные концепции, с другой она должна сохранить устоявшиеся и хорошо зарекомендовавшие себя достижения классической отечественной образовательной системы.
  2. Основополагающий тезис гуманизма, предусматривающий совершенствование индивида в совокупности его индивидуальных качеств, должен опираться на интеграцию личностного, деятельностно-диалогического и когнитивного подходов в неразрывной связи с культурологическим, таки образом формируя благоприятную среду для теоретико-прикладного базиса гуманистической педагогики.
  3. Большинство педагогов встречают в своей практике необходимость выстраивания дидактической траектории по изучаемой дисциплине с опорой на психолого-педагогические ориентиры, принимая во внимание образовательные цели и задачи, учитывая личностные особенности обучающихся, и, вместе с тем, учитывая свою манеру преподавания. Вариативность и масштабность дидактических задач предъявляет к педагогу особые требования, предполагающие не только использование на практике известных методов решения, но и самостоятельного выстраивания образовательных векторов.

Как правило, гуманизм представляют в виде системы взглядов и ценностей, опирающихся на особую высокую значимость человека вне зависимости от его социального, материального и должностного положения, утверждающую право индивида на свободу выбора и развития. Гуманистические взгляды на образовательный процесс развивались в течение долгого времени. Еще в эпоху древности, когда происходило формирование понимания образования через призму создания условий для познания традиций и обычаев вне зависимости от возраста, указывается необходимость опоры на имеющиеся природные задатки и свойства человека, значимость удовлетворения его стремления к взаимодействию с себе подобными, к познанию окружающего мира, и, самое главное, себя самого. В результате происходило развитие взглядов об образце социально зрелого индивида, воспитанного на основе идей калогатии (идеал человека во всех его проявлениях) и арете (идеальное, совершенное поведение лица). Гуманистические ценности в древнегреческих обычаях выражались в системе воспитания социально полноценной личности через призму формирования самосознания молодого поколения, осознания ментальных ценностей, развитие индивидуального, независимого образа мышления, включенности в окружающую среду. В 20 веке гуманизм приобретает прагматичный оттенок и, все чаще, отождествляется с практической активностью индивида, ассоциируясь со специфическим образом жизни, основой воспитания человека, особым мировосприятием. В идеях отечественных демократов (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) ключевое место занимают проблемы совести, равенства людей, право человека на свободу самовыражения и реализацию своих потребностей и свобод. Таким образом, в течение своего развития, идея гуманизма претерпевала различные изменения, способствовавшие ее совершенствованию.

Развитие гуманистического восприятия, как правило, происходит в ходе обучения и воспитания, которые, в свою очередь, опираются на узловые начала гуманистической педагогики: бытие человека не безгранично, однако у него есть свобода и необходимая для этого независимость; личность свободна потому, что у нее всегда есть выбор; важнейшим источником информации выступает экзистенциальный настрой индивида, его социальная и психическая практика, эмоции и переживания, которые он испытывает в текущий момент времени, что дает ему возможность осознать настоящий вкус к жизни, ее полноту; человеческая природа зависит не от его поступков, а от его отношения к ним, к своему месту в жизни; человек нацелен на перманентное развитие, реализацию своего потенциала. Вышесказанное детерминирует генезис этических принципов, среди которых выделяются следующие: человек должен нести ответственность за свою деятельность; личность выбирая свой путь несет ответственность за свой выбор, поскольку индивид — это создатель своей жизни, своего витального пути; идеальные взаимоотношения основываются на признании исключительной ценности другого человека, его права на свободу выбора; такие чувства и эмоции человека, как ненависть, злоба, боль и т. п. в своей совокупности образуют его социальный опыт, который является индивидуальным богатством каждого человека, поэтому должны оцениваться с пониманием. Изложенное позволяет заключить, что ключевое место в контексте гуманистического подхода занимает гармоничная и всесторонне развитая личность, стремящаяся к перманентному самосовершенствованию и самопознанию, нацеленная на раскрытие своего потенциала, обладающая готовностью к получению новых знаний, способностью к преобразованию окружающей среды, умением выстраивать конструктивную жизненную стратегию. Формирование такой личности должно являться важнейшей целью обучения и воспитания. Современный вуз должен формировать необходимые условия для понимания и реализации обучающимися своих желаний и потребностей. Важно понимать, что обучающиеся имеют право ошибаться, осуществлять инициативный творческий поиск, который должен поощряться преподавателем посредством тактичной фасилитации в противовес оценкам или наказанию.

Важно понимать, что выстраивание дидактического процесса должно опираться на принятие обучающихся такими, какие они есть, постараться представить себя на их месте, проникнуться их эмоциями и чувствами, проявлять открытость и дружелюбие. Такая атмосфера будет создавать необходимый базис для реализации разнообразных педагогических форм и методов в зависимости от поставленной дидактической цели. Образовательный процесс в этом контексте выстраивается таким образом, чтобы обучающийся уяснил для себя личностную ценность получаемых сведений, что будет для него основой дальнейшего освоения всех дисциплин.

Изложенное дает основание заключить, что нравственно-психологическим фундаментом педагогической деятельности, детерминируя социально-педагогическое наполнение обучения и воспитания молодежи выступает гуманистическая составляющая, одновременно играя важную роль в формировании полноценного человека и гражданина, катализатором его морально-нравственного и духовного развития, личностного роста, фактором, способствующим эволюции его витально значимых компетенций и способностей. Реализация гуманистических начал в университетском образовании позволит: преодолеть консерватизм, характерный для образовательной системы и не допустить поспешной модернизации образования; выстроить продуманный механизм использования образования как инструмента социальной интеграции; определить приоритетные подходы к высшему образованию, опирающиеся на его доминантные свойства; выстроить гуманистически ориентированную образовательную концепцию.

Литература:

  1. Громыко Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов. // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 31–37.
  2. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 164 с.
  3. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 84–89.
  4. Овчинников О. М., Фортова Л. К. Some features of pedagogical support of professional self-determination of students // Перспективы науки. 2018. № 9 (108). С. 73–75.
  5. Фортова Л. К., Фабриков М. С. Превенция деформации правового сознания обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 518–519. — URL https://moluch.ru/archive/119/33054/ (дата обращения: 21.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, современный вуз, ключевое место, образовательная система, окружающая среда, свобода выбора.


Похожие статьи

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Ключевые слова:образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Построение образовательной среды современной школы

Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды. Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Образовательная средасистема влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее

В самом широком контексте образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с...

Экологизация образования и экологическая образовательная...

Экологическая образовательная среда способствует экологизации, это формирование

Экологическая образовательная среда в современном техническом вузе — составной

В процессе создания экологической образовательной среды осуществляется не только...

Средовый подход в образовании: безопасная образовательная...

Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало ключевым, как в

Образовательная среда - целостная качественная характеристика внутренней жизни школы

Например, В.А. Ясвин определяет образовательную среду как систему влияний и условий...

К вопросу об организации образовательной среды в высшем...

Ключевые слова: образовательная среда, образовательное пространство, подход

«Среда — совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и

С его точки зрения, окружающая среда включает в себя ряд внешних условий, которые могут...

Диагностика и формирование экологического сознания студентов...

Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в

экологическое мышление, экологическая культура , окружающая среда , экологическое

Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств...

Теоретические основания исследования образовательной среды...

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе.

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем...

Основные термины (генерируются автоматически): гуманитарная среда, технический вуз, образовательный процесс, конкурентоспособный

Современный технический вуз и его экологическая среда. Экологическая образовательная среда охватывает не только...

Теоретико-методологические подходы к экологизации рисковой...

Ключевые слова: экологизация, экология образования, экологические риски, рисковая образовательная среда, педагогическая система. Введение. Экологическая образовательная среда в современном техническом вузе — комплекс мер и мероприятий...

Похожие статьи

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Ключевые слова:образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Построение образовательной среды современной школы

Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды. Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Образовательная средасистема влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее

В самом широком контексте образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с...

Экологизация образования и экологическая образовательная...

Экологическая образовательная среда способствует экологизации, это формирование

Экологическая образовательная среда в современном техническом вузе — составной

В процессе создания экологической образовательной среды осуществляется не только...

Средовый подход в образовании: безопасная образовательная...

Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало ключевым, как в

Образовательная среда - целостная качественная характеристика внутренней жизни школы

Например, В.А. Ясвин определяет образовательную среду как систему влияний и условий...

К вопросу об организации образовательной среды в высшем...

Ключевые слова: образовательная среда, образовательное пространство, подход

«Среда — совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и

С его точки зрения, окружающая среда включает в себя ряд внешних условий, которые могут...

Диагностика и формирование экологического сознания студентов...

Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в

экологическое мышление, экологическая культура , окружающая среда , экологическое

Современный учебно-воспитательный процесс требует новых, нетрадиционных средств...

Теоретические основания исследования образовательной среды...

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе.

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем...

Основные термины (генерируются автоматически): гуманитарная среда, технический вуз, образовательный процесс, конкурентоспособный

Современный технический вуз и его экологическая среда. Экологическая образовательная среда охватывает не только...

Теоретико-методологические подходы к экологизации рисковой...

Ключевые слова: экологизация, экология образования, экологические риски, рисковая образовательная среда, педагогическая система. Введение. Экологическая образовательная среда в современном техническом вузе — комплекс мер и мероприятий...

Задать вопрос