Изучение основных величин и геометрического материала в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 14.06.2019

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Тесля И. А. Изучение основных величин и геометрического материала в начальных классах // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 444-447. — URL https://moluch.ru/archive/262/60647/ (дата обращения: 19.07.2019).



Тема урока: «Геометрические фигуры. Что изучает геометрия?»

УМК «Планета Знаний» учебник М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова Математика 4 класс (1 часть)

Цели урока:

Обучающие: учить различать геометрические фигуры, чертить их, решать геометрические задачи, создать условия для формирования знаний о геометрии.

Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать у учащихся самостоятельность, повышение любови к математике.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать внутреннюю позицию, познавательный интерес учебному материалу, к математике в целом.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; осуществлять контроль по результату;определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё мнение и уметь отстоять его; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь передавать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, договариваться; учиться работать в парах.

Предметные: различать геометрические фигуры, чертить их, решать геометрические задачи, создать условия для формирования знаний о геометрии

Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент. (2 минуты)

Здравствуйте дети. Я рада видеть всех вас. Желаю, чтобы урок принес вам только положительные эмоции. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на рабочий лад и приступим к работе.

—Записываем число и классная работа и оставляем строчку для темы сегодняшнего урока.

II. Актуализация знаний. (10 минут)

На прошлом уроке у нас была контрольная работа, с которой удалось всем справиться. Сейчас я раздам ваши тетради, вы посмотрите свои отметки, и проведем небольшую работу над ошибками. Анализируя результаты контрольной работы, я определила, что большинство ошибок было допущено в ходе решения арифметических задач. Давайте попробуем вместе решить задачу из контрольной работы. (К доске вызываются дети, которые не справились с решением данных заданий в контрольной работе)

Задача. Маша и Миша покупали по карандашу. Маше не хватило 7 рублей, а Мише не хватило 11 рублей. Тогда они сложили свои деньги, купили один карандаш, и у них осталось 4 рубля. Сколько стоил карандаш?

Решение этой задачи начинается с анализа условия и выдвижения предположения, например, «Пусть карандаш стоил 20 рублей, тогда у Маши было 13 рублей, а у Миши 9 рублей.

1) 13 + 9 = 22 (руб.) — общее количество денег у детей.

2) 22–20 = 2 (руб.) — осталось у детей.

— Могло ли у детей остаться 4 руб., если бы они купили карандаш за 20 руб.?

Удобнее всего записать решение в виде таблицы:

Пусть карандаш стоил

20

21

22

23

Тогда у Маши было бы

13

14

15

16

А у Миши было бы

9

10

11

12

Вместе у них было бы

22

24

26

28

Сколько денег у них осталось бы после покупки одного карандаша на двоих?

2

3

4

5

Мог ли карандаш столько стоить?

нет

нет

да

нет

Остались ли у вас еще вопросы по задачам из контрольной работы?

III. Открытие нового знания. (5 минут)

Сегодняшняя тема урока зашифрована. Кто попытается отгадать ребусы?

(На доску выводятся слайды с названием геометрических фигур).

— Как называются все эти предметы?

— А какая наука изучает геометрические фигуры?

— Вернемся к пропущенной строчке и запишем тему урока.

— Открываем учебник на странице 106. Упражнение 1.

— Поднимаем руку и называем те фигуры, которые мы знаем?

— Кто найдет на фотографиях зданий, представленные на странице учебника, геометрические фигуры, которые только что называли?

— Геометрические фигуры могут быть пространственные и плоские. Те, которые изображены в упражнение 1, называются пространственные, т.к. они занимают место в пространстве и их можно рассмотреть с разных сторон. Их изображают всегда из хорошо знакомых нам плоских фигур.

— Давайте вспомним их, выполнив упражнение 2.

— Какие плоские фигуры использовали при изображении пространственных фигур из 1 упражнения.

— Кто может сказать, какие же важные задачи может решать такая наука, как геометрия?

— Прочитайте на странице 107.

IV. Решение частных задач (10 минут)

А теперь я предлагаю Вам выполнить следующее задание. Объединитесь в пары. Каждая пара получает лист с заданиями.

Задание 1. Жители города Геометрикус запутались. Они просят вас:

− назвать геометрические фигуры, изображенные на листе;

− разделить данные фигуры на группы;

− найти среди различных фигур треугольники, квадраты и прямоугольники.

Задание 2. Жители города Геометрикус просят вас рассмотреть внимательно рисунки. Дорисовать в пустых клеточках фигуры таким образом, чтобы в каждой строке и каждом столбике было по пять разных предметов.

Задание 3. Жители города Геометрикус просят вас посмотреть на рисунок и вставить пропущенную фигуру. Продолжить данную последовательность и дорисовать фигуру

ФИЗ.МИНУТКА (2 минуты)

Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачек. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

V. Закрепление знаний и способов действий. (10 минут)

Продолжаем работу.

— Выполняем упражнение 6 на странице 107 (самостоятельно)

— А теперь давайте решим задачи. Упражнение 7(а, в).

— Для этого нам необходимо вспомнить, что же такое периметр, площадь квадрата и по каким формулам мы сможем их найти.

Площадь квадрата равна квадрату его стороны.

Периметр квадрата равен сумме его четырех сторон.

Формула для вычисления площади квадрата имеет следующий вид:

Площадь квадрата

где a — сторона квадрата.

Формула для вычисления периметра квадрата следующая:

Периметр квадрата

где a — сторона квадрата.

VI. Задавание домашнего задания (1 минута)

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Страница 107 № 5(1 столбик), № 7(в)

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. (5 минут)

Какая тема сегодня была на уроке?

— Что нового узнали?

— Сложно ли было?

— А теперь давайте подытожим наш урок.

Вместе с соседом по парте давайте составим синквейн. Вы уже знакомы с этой формой работы, поэтому затруднений не должно возникнуть. (выборочная проверка синквейнов).

— Большое спасибо вам за урок. Все потрудись хорошо. До свидания, ребята!

Анализ. На данном уроке нами использовались средства наглядности (презентация, опорные схемы геометрических фигур), работа в парах, фронтальная работа, применялся исследовательский подход при решении арифметической задачи, технология критического мышления.

Использование наглядности на уроках открытия нового знания способствует тому, что у школьников, благодаря зрительному восприятию геометрических фигур, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Также нами использовался метод наглядности при проверке знаний учащихся (зрительная опора), мы предложили им картинки с изображением геометрических фигур для самостоятельной работы.

Средства наглядности на данном уроке стимулировали познавательный интерес к изучаемой теме, способствовали развитию эмоционального отношения к обучению.

Работа в парах на данном уроке предполагает активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, самостоятельность, инициативность, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.

Задания, выполняемые детьми в паре, рассчитано на то, что обучающиеся выполняют индивидуально, а затем осуществляют взаимоконтроль. Эта часть работы заключается в нахождении заданных фигур, с классификацией фигур по разным признакам (по цвету, фигуры, имеющие углы и не имеющие углов, плоские и объемные тела). Задание предполагает развитие у школьников «геометрического зрения», логических УУД — анализ, сравнение.

Фронтальная работа предполагала решение с классом задач из учебника, обсуждение нового материала, работу над ошибками. Фронтальная работа способствовала включению школьников в работу класса, помогла выявить знания учеников и определить наиболее слабые места в их знаниях, внести уточнения. С помощью этой формы работы были включены в общую деятельность те школьники, которые по тем или иным причинам отключились от общей работы класса.

Исследовательский метод обучения на данном уроке применялся в ходе решения арифметической задачи. Этот метод, предусматривал организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки познавательной и практической задач, требующих самостоятельного творческого решения. В ходе решения арифметической задачи сначала выдвигались предположения (гипотезы) о возможных числовых значениях искомых, они проверялись с помощью вычислений и рассуждений, затем полученные результаты анализировались и выдвигались новые предположения с учетом полученных результатов.

Использование на данном уроке приема синквейн ТРКМ способствовал развитию личностных качеств учащихся, умения анализировать и синтезировать информацию по пройденному на уроке материалу, а также некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

В качестве способов оценивания деятельности школьников использовалась словесная оценка, поощрения, «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты — «Хорошо», «Мне нравится, как ты стараешься», «Отлично!», «Хорошо, спасибо, тебя было интересно слушать», «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так,…», «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!». На уроке использовался прием самооценки школьников «синквейн», а также мы заполняли «листы достижений», в которых фиксировали текущие оценки по всем формируемым на данном уроке навыкам.



Задать вопрос