Изучение основных величин и геометрического материала в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 14.06.2019

Статья просмотрена: 678 раз

Библиографическое описание:

Тесля, И. А. Изучение основных величин и геометрического материала в начальных классах / И. А. Тесля. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 444-447. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60647/ (дата обращения: 26.04.2024).



Тема урока: «Геометрические фигуры. Что изучает геометрия?»

УМК «Планета Знаний» учебник М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова Математика 4 класс (1 часть)

Цели урока:

Обучающие: учить различать геометрические фигуры, чертить их, решать геометрические задачи, создать условия для формирования знаний о геометрии.

Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать у учащихся самостоятельность, повышение любови к математике.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать внутреннюю позицию, познавательный интерес учебному материалу, к математике в целом.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; осуществлять контроль по результату;определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё мнение и уметь отстоять его; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь передавать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, договариваться; учиться работать в парах.

Предметные: различать геометрические фигуры, чертить их, решать геометрические задачи, создать условия для формирования знаний о геометрии

Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент. (2 минуты)

Здравствуйте дети. Я рада видеть всех вас. Желаю, чтобы урок принес вам только положительные эмоции. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на рабочий лад и приступим к работе.

—Записываем число и классная работа и оставляем строчку для темы сегодняшнего урока.

II. Актуализация знаний. (10 минут)

На прошлом уроке у нас была контрольная работа, с которой удалось всем справиться. Сейчас я раздам ваши тетради, вы посмотрите свои отметки, и проведем небольшую работу над ошибками. Анализируя результаты контрольной работы, я определила, что большинство ошибок было допущено в ходе решения арифметических задач. Давайте попробуем вместе решить задачу из контрольной работы. (К доске вызываются дети, которые не справились с решением данных заданий в контрольной работе)

Задача. Маша и Миша покупали по карандашу. Маше не хватило 7 рублей, а Мише не хватило 11 рублей. Тогда они сложили свои деньги, купили один карандаш, и у них осталось 4 рубля. Сколько стоил карандаш?

Решение этой задачи начинается с анализа условия и выдвижения предположения, например, «Пусть карандаш стоил 20 рублей, тогда у Маши было 13 рублей, а у Миши 9 рублей.

1) 13 + 9 = 22 (руб.) — общее количество денег у детей.

2) 22–20 = 2 (руб.) — осталось у детей.

— Могло ли у детей остаться 4 руб., если бы они купили карандаш за 20 руб.?

Удобнее всего записать решение в виде таблицы:

Пусть карандаш стоил

20

21

22

23

Тогда у Маши было бы

13

14

15

16

А у Миши было бы

9

10

11

12

Вместе у них было бы

22

24

26

28

Сколько денег у них осталось бы после покупки одного карандаша на двоих?

2

3

4

5

Мог ли карандаш столько стоить?

нет

нет

да

нет

Остались ли у вас еще вопросы по задачам из контрольной работы?

III. Открытие нового знания. (5 минут)

Сегодняшняя тема урока зашифрована. Кто попытается отгадать ребусы?

(На доску выводятся слайды с названием геометрических фигур).

— Как называются все эти предметы?

— А какая наука изучает геометрические фигуры?

— Вернемся к пропущенной строчке и запишем тему урока.

— Открываем учебник на странице 106. Упражнение 1.

— Поднимаем руку и называем те фигуры, которые мы знаем?

— Кто найдет на фотографиях зданий, представленные на странице учебника, геометрические фигуры, которые только что называли?

— Геометрические фигуры могут быть пространственные и плоские. Те, которые изображены в упражнение 1, называются пространственные, т.к. они занимают место в пространстве и их можно рассмотреть с разных сторон. Их изображают всегда из хорошо знакомых нам плоских фигур.

— Давайте вспомним их, выполнив упражнение 2.

— Какие плоские фигуры использовали при изображении пространственных фигур из 1 упражнения.

— Кто может сказать, какие же важные задачи может решать такая наука, как геометрия?

— Прочитайте на странице 107.

IV. Решение частных задач (10 минут)

А теперь я предлагаю Вам выполнить следующее задание. Объединитесь в пары. Каждая пара получает лист с заданиями.

Задание 1. Жители города Геометрикус запутались. Они просят вас:

− назвать геометрические фигуры, изображенные на листе;

− разделить данные фигуры на группы;

− найти среди различных фигур треугольники, квадраты и прямоугольники.

Задание 2. Жители города Геометрикус просят вас рассмотреть внимательно рисунки. Дорисовать в пустых клеточках фигуры таким образом, чтобы в каждой строке и каждом столбике было по пять разных предметов.

Задание 3. Жители города Геометрикус просят вас посмотреть на рисунок и вставить пропущенную фигуру. Продолжить данную последовательность и дорисовать фигуру

ФИЗ.МИНУТКА (2 минуты)

Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачек. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

V. Закрепление знаний и способов действий. (10 минут)

Продолжаем работу.

— Выполняем упражнение 6 на странице 107 (самостоятельно)

— А теперь давайте решим задачи. Упражнение 7(а, в).

— Для этого нам необходимо вспомнить, что же такое периметр, площадь квадрата и по каким формулам мы сможем их найти.

Площадь квадрата равна квадрату его стороны.

Периметр квадрата равен сумме его четырех сторон.

Формула для вычисления площади квадрата имеет следующий вид:

Площадь квадрата

где a — сторона квадрата.

Формула для вычисления периметра квадрата следующая:

Периметр квадрата

где a — сторона квадрата.

VI. Задавание домашнего задания (1 минута)

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Страница 107 № 5(1 столбик), № 7(в)

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. (5 минут)

Какая тема сегодня была на уроке?

— Что нового узнали?

— Сложно ли было?

— А теперь давайте подытожим наш урок.

Вместе с соседом по парте давайте составим синквейн. Вы уже знакомы с этой формой работы, поэтому затруднений не должно возникнуть. (выборочная проверка синквейнов).

— Большое спасибо вам за урок. Все потрудись хорошо. До свидания, ребята!

Анализ. На данном уроке нами использовались средства наглядности (презентация, опорные схемы геометрических фигур), работа в парах, фронтальная работа, применялся исследовательский подход при решении арифметической задачи, технология критического мышления.

Использование наглядности на уроках открытия нового знания способствует тому, что у школьников, благодаря зрительному восприятию геометрических фигур, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Также нами использовался метод наглядности при проверке знаний учащихся (зрительная опора), мы предложили им картинки с изображением геометрических фигур для самостоятельной работы.

Средства наглядности на данном уроке стимулировали познавательный интерес к изучаемой теме, способствовали развитию эмоционального отношения к обучению.

Работа в парах на данном уроке предполагает активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, самостоятельность, инициативность, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.

Задания, выполняемые детьми в паре, рассчитано на то, что обучающиеся выполняют индивидуально, а затем осуществляют взаимоконтроль. Эта часть работы заключается в нахождении заданных фигур, с классификацией фигур по разным признакам (по цвету, фигуры, имеющие углы и не имеющие углов, плоские и объемные тела). Задание предполагает развитие у школьников «геометрического зрения», логических УУД — анализ, сравнение.

Фронтальная работа предполагала решение с классом задач из учебника, обсуждение нового материала, работу над ошибками. Фронтальная работа способствовала включению школьников в работу класса, помогла выявить знания учеников и определить наиболее слабые места в их знаниях, внести уточнения. С помощью этой формы работы были включены в общую деятельность те школьники, которые по тем или иным причинам отключились от общей работы класса.

Исследовательский метод обучения на данном уроке применялся в ходе решения арифметической задачи. Этот метод, предусматривал организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки познавательной и практической задач, требующих самостоятельного творческого решения. В ходе решения арифметической задачи сначала выдвигались предположения (гипотезы) о возможных числовых значениях искомых, они проверялись с помощью вычислений и рассуждений, затем полученные результаты анализировались и выдвигались новые предположения с учетом полученных результатов.

Использование на данном уроке приема синквейн ТРКМ способствовал развитию личностных качеств учащихся, умения анализировать и синтезировать информацию по пройденному на уроке материалу, а также некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

В качестве способов оценивания деятельности школьников использовалась словесная оценка, поощрения, «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты — «Хорошо», «Мне нравится, как ты стараешься», «Отлично!», «Хорошо, спасибо, тебя было интересно слушать», «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так,…», «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!». На уроке использовался прием самооценки школьников «синквейн», а также мы заполняли «листы достижений», в которых фиксировали текущие оценки по всем формируемым на данном уроке навыкам.

Основные термины (генерируются автоматически): фигура, контрольная работа, урок, арифметическая задача, житель города, задача, карандаш, минута, фронтальная работа, ходя решения.


Похожие статьи

Обучение старших дошкольников решению арифметических задач

В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в

Как ответим на вопрос задачи? Запишите в своих тетрадях решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков.

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

Анализ контрольных работ учащихся, наблюдения и исследования показывают, что ошибки

Опыт работы лучших учителей показывает, что подготовку к решению арифметических

Прежде чем приступить к обучению решения арифметических задач, учитель должен ясно...

Обучение детей старшего дошкольного возраста решению...

Анализ решения задач детьми старшего дошкольного возраста показывает, что зачастую выбор арифметического действия определяется

Для того чтобы найти необходимое действие для решения арифметической задачи, дети должны осознать ее структуру в целом, другими...

Особенности решения арифметических задач умственно...

Кроме этого, решение арифметических задач является одним из важных этапов подготовки

3. Ковригина, З. Н. Особенности построения урока в системе компенсирующего обучения

8. Попова Е. А. Работа с таблицами при обучении младших школьников решению задач на...

Система работы учителя математики по формированию навыков...

Целый урок посвящается либо решению задач по определённой теме, либо решению одной задачи

Рассматриваем основные методы решения текстовых задач: арифметический

Такая работа результативна при тренировке навыков решения типовых задач.

Ситуационная задача как один из современных методических...

Задания к работе с данной информацией. Эти задания составлены согласно таксономии целей полного усвоения знаний Б

Контрольно-оценочная.

Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Логические задачи на математических кружках в основной школе

Данная статья посвящена обзору применения логических задач на математических кружках в основной школе. Использование логических задач на внеклассной работе позволяет совершенствовать логическое мышление, формировать интерес к предмету...

Составление обращенных задач как инструмент развития...

Следующий шаг работы над обращением задачи заключается в осуществлении школьниками

Учитель должен указать, что в условие обращённых задач включается лишь ответ задачи.

Арифметическая прогрессия — это последовательность чисел, в которой каждое.

Развитие познавательных компетенций через различные виды...

Решение задач -> алгебраический материал.Эта группа содержит упражнения

На этапе решения задач, основанных на конкретном смысле сложения и вычитания

Ира начертила фигуру, у которой сторон на 2 меньше. Как называется фигура, которую начертила Ира?

Похожие статьи

Обучение старших дошкольников решению арифметических задач

В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в

Как ответим на вопрос задачи? Запишите в своих тетрадях решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков.

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

Анализ контрольных работ учащихся, наблюдения и исследования показывают, что ошибки

Опыт работы лучших учителей показывает, что подготовку к решению арифметических

Прежде чем приступить к обучению решения арифметических задач, учитель должен ясно...

Обучение детей старшего дошкольного возраста решению...

Анализ решения задач детьми старшего дошкольного возраста показывает, что зачастую выбор арифметического действия определяется

Для того чтобы найти необходимое действие для решения арифметической задачи, дети должны осознать ее структуру в целом, другими...

Особенности решения арифметических задач умственно...

Кроме этого, решение арифметических задач является одним из важных этапов подготовки

3. Ковригина, З. Н. Особенности построения урока в системе компенсирующего обучения

8. Попова Е. А. Работа с таблицами при обучении младших школьников решению задач на...

Система работы учителя математики по формированию навыков...

Целый урок посвящается либо решению задач по определённой теме, либо решению одной задачи

Рассматриваем основные методы решения текстовых задач: арифметический

Такая работа результативна при тренировке навыков решения типовых задач.

Ситуационная задача как один из современных методических...

Задания к работе с данной информацией. Эти задания составлены согласно таксономии целей полного усвоения знаний Б

Контрольно-оценочная.

Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Логические задачи на математических кружках в основной школе

Данная статья посвящена обзору применения логических задач на математических кружках в основной школе. Использование логических задач на внеклассной работе позволяет совершенствовать логическое мышление, формировать интерес к предмету...

Составление обращенных задач как инструмент развития...

Следующий шаг работы над обращением задачи заключается в осуществлении школьниками

Учитель должен указать, что в условие обращённых задач включается лишь ответ задачи.

Арифметическая прогрессия — это последовательность чисел, в которой каждое.

Развитие познавательных компетенций через различные виды...

Решение задач -> алгебраический материал.Эта группа содержит упражнения

На этапе решения задач, основанных на конкретном смысле сложения и вычитания

Ира начертила фигуру, у которой сторон на 2 меньше. Как называется фигура, которую начертила Ира?

Задать вопрос