Важнейшим направлением развития современного гражданско-процессуального законодательства является упрощение судопроизводства.
С 1 июня 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 02.03.2016 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» [1],который вводит в Гражданское процессуальное судопроизводство институт упрощенного производства, имевший ранее место в арбитражном процессе.
Цель введения упрощенного судопроизводства основана на процессуальной экономии средств, времени (как суда, так и участников гражданского судопроизводства), на повышении качества и эффективности правосудия.
В порядке упрощенного судопроизводства процедура рассмотрения дел, предусмотренная ГПК, дает право участникам судопроизводства реализовать свои процессуальные права с помощью своевременного направления в суд нужных доказательств по делу. При этом, в случае возникновения необходимости исследования дополнительных доказательств, обстоятельств, провести экспертизу и т. д., суд вправе перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Традиционная процессуальная форма на протяжении долгого времени в некоторых случаях усложняла и затягивала процесс. Поэтому возник вопрос, относительно более простых и быстрых способов разрешения гражданских дел как в России, так и за рубежом. Упрощенное производство предоставляет возможность сократить время разрешения споров и уменьшить затраты лиц, участвующих в деле, а также снизить судебную нагрузку.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами общей юрисдикции положений ГПК РФ об упрощенном производстве Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснения относительно дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, указав, что упрощенное производство представляет собой специальный порядок рассмотрения дел, предусмотренный главой 21.1 ГПК РФ, согласно которой судами общей юрисдикции рассматриваются дела искового производства. В отличие от приказного производства рассмотрение дел в порядке упрощенного производства не исключает наличие спора о праве.
В арбитражном процессе упрощенное производство появилось ранее, и несмотря на активное и многолетнее использование в арбитражном процессе упрощенного производства, после введения в гражданский процесс, были получены негативные высказывания со стороны правоприменителей, которое выразилось как в достаточно осторожном использовании новых норм в судебной деятельности, так и в активной критике новых положений. Так, Ю. Ф. Беспалов и О. А. Егорова пишут: «Представляется, что правила, изложенные в ст. ст. 232.2, 232.3 ГПК РФ, напротив, свидетельствуют об усложнении производства по делу. Правильно понять и выполнить данные правила способен лишь судья, имеющий опыт работы и высокий уровень профессиональных знаний. Правила упрощенного производства возлагают на судью многочисленные обязанности по определению категории дел, которые можно рассмотреть в упрощенном порядке, предмета доказывания, доказательств, которые должны представить стороны в суд и друг другу, и по совершению ряда других процессуальных действий.
Установлено множество запретов для рассмотрения дела в упрощенном порядке. В положениях содержатся условия, установление которых уже в ходе упрощенного производства влечет переход к рассмотрению дела в общем исковом порядке.
Эти правила значительно увеличивают занятость судьи, его нагрузку. Сложные правила упрощенного производства создают больше возможностей для судебной ошибки». [2]
Что касается практики, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за вторую половину 2016 года и первую половину 2017 года судами общей юрисдикции было рассмотрено в порядке упрощенного производства чуть более 1 % всех рассмотренных гражданско-правовых споров за указанный период. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что суды в настоящее время сталкиваются со множеством проблем, вызванных недостаточной разработанностью института упрощенного производства, а также отсутствием единообразия в вопросах толкования норм, регламентирующих упрощенный порядок рассмотрения дел.
Также хочется процитировать Михаила Константиновича Треушникова, который также высказал свою точку зрения относительно данной темы: ”На сегодняшний день судебный департамент публикует около 13 миллионов гражданских дел. Таким образом, уместно говорить о том, что судебная система задыхается. И при этом должен быть метод спасения. Таким методом является изменение процесса. При этом постепенно наблюдается невидимый переход к административному методу разрешения вопроса — так называемый упрощенный порядок судопроизводства. И теперь, у нас, у ученых, стоит огромная задача-отстоять ценности гражданско-процессуального права, выработанный столетиями.” По мнению Треушникова путем упрощения, нельзя разрешить ту трудность, которая создана.”
Дела, которые рассматриваются в порядке упрощенного судопроизводства отражены в статье 232.2, к таким категориям относятся дела:
1) по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает сто тысяч рублей, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства (статья 122 и часть третья статьи 125 настоящего Кодекса);
2) по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает сто тысяч рублей;
3) по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.
В ч.3 ст 232.2 также определены дела, которые не подлежат рассмотрению в суде в порядке упрощенного производства:
− если вытекают из административных правоотношений;
− связаны с государственной тайной;
− затрагивают права детей;
− дела особого производства;
Также в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены иные дела, если достигнуто согласие сторон.
Следующей особенностью рассмотрения дел в порядке упрощенного производства является то, что при упрощенном судопроизводстве:
− не ведется протокол судебного заседания
− не проводится подготовка к судебному заседанию
− не изготавливается решение в окончательном объеме, сторонам рассылаются только копий резолютивной части судебного решения, которая также размещена на сайте суда.
Рассмотрение дел и его порядок согласно ст. 232.3 ГПК РФ в упрощенном производстве отличается от общих правил искового производства. Исковое заявление подается в суд с соблюдением требований ст. 131,132 ГПК РФ по общим правилам подсудности. Порядок рассмотрения дела в упрощенном порядке можно чисто условно поделить на три этапа.
1) вынесение судом определения о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства;
2) вынесение судом определения о возможности сторон на предоставление доказательств друг другу и суду.
3) рассмотрение дела в упрощенном порядке, которое должно проводиться судом после истечения последнего установленного срока на основании полученных материалов без вызова сторон.
В заключении нужно сказать, что при желании любое дело возможно перевести на рассмотрение по общим правилам искового производства, что повлечет за собой в дальнейшем увеличение сроков рассмотрения дела, и в совокупности составит более длительное время, чем если бы оно изначально рассматривалось по общим правилам искового производства. В этом случае, ни о какой экономии финансовых средств и процессуального времени не может быть и речи.
Литература:
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 02.03.2016 N 45-ФЗ
- Беспалов Ю. Ф., Егорова О. А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю. Ф. Беспалова. М., 2017.
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ
- Боловнев М. А. Упрощенное производство как средство противодействия злоупотреблениям процессуальными правами // Современное право. 2017. № 10. С. 110–112.
- Бортникова Н. А. Упрощенные судебные производства // Российский судья. 2017. № 2. С. 22–27.