Национальные интересы Российской Федерации включают в себя интересы личности, общества и государства в различных сферах его работы. Национальные интересы всегда носят долгосрочный характер, на соблюдении национальных интересов основывается процесс определения стратегических и текущих задач внутренней и внешней политики государства. Они обеспечиваются органами государственной власти, которые также взаимодействуют с общественными организациями, работающими на основе Конституции и системы законодательства РФ.
Сущность интересов личности состоит в обеспечении ее конституционных прав и свобод, личной безопасности, роста качества и уровня жизни, а также постоянном физическом, интеллектуальном и духовном развитии человека.
Национальные интересы общества заключаются в упрочнении основ демократического устройства общества, формировании правового социально государства и гражданского общества, а также достижении общественного согласия и духовного обновления нашей страны. [7]
Национальные интересы государства заключаются в неизменности и непоколебимости конституционного строя, стойкости принципов суверенитета и целостности нашей страны, политической, экономической и социальной стабильности, установления высокого уровня правопорядка, а также развитии правосознания населения, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
При этом важно помнить, что реализация национальных интересов возможна только при условии наличия высокого уровня устойчивого экономического развития государства. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
В методологии понятие национальных интересов является основным инструментом для исследования вопроса обеспечения национальной безопасности. В науке недостаточно проработана и уяснена сущность национального интереса, что обусловлено отсутствием научных исследований по данному вопросу. В. Л. Манилов справедливо подметил, что такую ключевую вещь, как национальные интересы России, не удавалось пробить вот уже более дести лет. Требуется более глубокое понимание национального интереса, хотя, по мнению А. Уолферса, эта категория не может в принципе иметь точного определения. По мнению автора работы, для постижения сущности национальных интересов стоит следовать правилам формальной логики взаимосвязанных понятий: потребности, интерес, ценности, национальные интересы. [6]
В первую очередь необходимо отметить, что большинство исследований выявили связь потребностей и интересов человека. Потребность — это нужда в чем-либо, которая требует удовлетворения. Потребности есть у всех живых существ, и они являются основой их активности. Человеческие же потребности имеют особую природу, обусловленную общественно-производственной детальностью. Человеческие потребности сочетают в себе объективное и субъективное. Объективность характеризуется ее существованием в реальной действительности независимо от любых факторов. Находя свое отражение в сознании человека, объективные потребности приобретают субъективный характер существования с целью их реализации в жизни.
Вторым важным моментом следует отметить, что понятие национальный интерес производно от общего понятия интереса. Интерес от лат. «interest» — имеет значение, важно. Ожегов С. И. определяет интерес через нужды, потребности, желание вникнуть в суть, узнать, понять. В. И. Даль в своем словаре определяет как значение, важность дела, внимание, возбуждаемое по отношению к значительному, важному, полезному или кажущемуся таким. Не смотря на разницу в определениях, общий смысл интереса — иметь значение.
Наука социология представляет интерес как реальную причину социальных действий, идей участвующих в них индивидов и социальных групп. Для психологии интерес это отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному и значимому, для философии — категория, отражающая осознание потребностей индивидом, социальной группой, обществом. Так же, по мнению социологов, интерес — сознание, переходящее в действие. В общем, интерес — это совокупность объективного и субъективного.
В науке существует полемика по поводу соотношения объективного и субъективного в интересе. По мнению Г. Е. Глезермана интерес представляет собой объективное явление. М. И. Заозеров, отмечает субъективность интереса. Следует принять во внимание точку зрения М. В. Демина, согласно которой интерес, не зависимый от сознания личности, может выступать в качестве фактора определения будущей деятельность человека. Однако, чтобы стать непосредственной причиной конкретного поведения человека, объективный интерес должен пройти через призму сознания человека и стать субъективным.
Таким образом, интерес является сложным комплексным понятием, которое представляет собой внешнее выражение осознанной потребности человека и включает в себя субъективные и объективные составляющие, наделенные ценностным характером. [10, С. 13–16]
В-третьих, сущность национального интереса изучалась преимущественно политологами и социологами. После включения в Оксфордскую энциклопедию в 1935 г. термин национальный интерес вошел в научный оборот.
Вопрос соотношения понятий национального интереса и национальной безопасности также остается в современной доктрине спорным. С одной стороны, национальная безопасность — это фактически защищенность интересов нации, а с другой стороны, национальная безопасность сама по себе может выступать в качестве главного национального интереса. Так, еще в 90-е г. г. ХХ в. в науке сформировалось определение национального интереса, как официально закрепленной в нормативно-правовых документах потребности государства и общества, соотнесенные с основными ценностями и направлениями развития государства и общества. Содержание национального интереса основано на национальной ценности, которые носят постоянный характер и направлены на долгосрочную перспективу развития общества. Сформированная таким образом система ценностей представляет совокупность определенных правовых норм, регулирующих общественные отношения и обеспечивающие национальную безопасность.
Итак, взятая из американской терминологии категория национального интереса требует дальнейшего изучения разными науками, выделяющими общие закономерности. Особая роль отводится юридической науке, в частности административному праву, которое решает проблемы реализации национальных интересов с помощью права.
Практическое осуществление национальных интересов происходит при помощи деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, гражданами по следующему алгоритму: [9]
- формирование нужды и потребности рядовой личности, общества и государства в целом;
- определение сути национального интереса, его анализ в рамках изучения национальных ценностей;
- ранжирование всех национальных интересов по сферам жизнедеятельности и продолжительности существования;
- мобилизация средств и инструментов обеспечения национальных интересов;
- определение ключевых направлений развития национальной безопасности;
- осуществление практических мероприятий по защите национальной безопасности.
Таким образом, следует отметить, что сущность национального интереса — это форма выражения национальной ценности, который в основе своей содержит ключевые объективные потребности развития личности, общества и государства. Отмечая, что национальный интерес — это интерес нации, объединяющий суверенное государство и гражданское общество, нужно указать, что его суть выражается в стремлении государства и общества к достижению самосохранения государства.
В современных условиях проблема защиты интересов нашей страны в ситуации резкого обострения международных отношений и частых военных конфликтов между государствами носит особую актуальность. В связи с инновационным развитием общества, а также использованием достижений научно-технического прогресса человечество получило более широкие возможности использования ресурсов Мирового океана. Например, в процессе изменения климата, а в частности, таяния льдов в Арктике, у человечества появляются широкие возможности размещения вооружения, а также коммерческого использования этих территорий. В этой части согласование интересов различных государств возможно только в ключе правовой категории «законный интерес государства». Так, ст. 107 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определяет, что глубина и содержание отношений Российской Федерации с НАТО будут определяться готовностью альянса учитывать законные интересы Российской Федерации при осуществлении военно-политического планирования и уважать нормы международного права. [4]
Значимость охраны законного интереса России рассматривается в совокупности с нормативно-правовой неопределенностью этой правовой категории, что способствует формированию правового риска национальной безопасности государства.
В целом, законный интерес Российской Федерации представляет собой с одной стороны ее национальный интерес, отраженный в правовом поле и закрепленный в конкретной норме права, с другой стороны — правовую возможность, сформированную в результате осознанной юридической техники. Правовая характеристика законного интереса государства может быть использована органами исполнительной власти для анализа результатов действия правовой нормы в условиях изменений национальных интересов.
Литература:
- Выборнов В. Я. Развитие и безопасность (Опыт стран Востока и России). М.: Восточная литература. РАН, 1997.
- Давыдов Л. В. Безопасность как защита жизненно важных интересов личности, общества и государства / Л. В. Давыдов, А. И. Стребков // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. N 6.
- Кузнецов В. Н. Российская идеология: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. М.: ИСПИ РАН, 2014.
- Магомедова П. Р. Равенство в доктрине конституционализма // Административное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 717–722.
- Национальные интересы и проблемы безопасности России // Доклад по итогам исследования, проведенного Центром глобальных программ Горбачев-Фонда в 1995–1997 гг. / Под рук. Г. Х. Шахназарова. М., 1997.
- Манилов В. Л. Национальная безопасность: ценности, интересы, цели // Военная мысль. 2015. N 6.
- Прохоренко И. Л. Национальный интерес во внешней политике государства (Опыт современной Испании). М., 2015.
- Пономарев Н. Н. Национальные интересы в Концепции национальной безопасности России: проблемы теории и практики / Н. Н. Пономарев // Общество и право. 2016. N 4 (31). С. 69–72.
- Стреляев С. П. Проблема достаточности стратегического наступательного вооружения в современном мире: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2016.
- Юсубов Э. С. Дискурс о стабильности Конституции Российской Федерации 1993 г. // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 1. С. 13–16.