В статье рассматриваются педагогические условия воспитания нравственных качеств у дошкольников в комбинированном детском саду средствами искусства. Описаны мотивированные цели искусства в виде музыкальных занятий, театрализованной деятельности и изобразительного искусства, которые составляют неотъемлемую часть природы человека, могут быть сведены к особенностям личности и ее художественно-эстетического развития. Анализируются результаты формирующего эксперимента.
Ключевые слова: нравственные качества, искусство.
Введение. Актуальность исследования обусловлена потребностями современной дошкольной педагогической практики в разработке основ и технологий воспитания нравственных качеств у дошкольников. В настоящее время как никогда остро стоит проблема нравственного развития подрастающего поколения, так как она определяет будущее общества. Для решения проблемы необходима координация усилий воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре и семьи.
Значительное место занимает развитие научно-методического обеспечения воспитания нравственных чувств детей в дошкольных образовательных организациях средствами искусства.
В последние два десятилетия разработаны общетеоретические подходы к нравственному воспитанию детей как процессу формирования ценностно-смысловой сферы личности (В. В. Абраменкова, О. С. Барило, М. В. Захарченко, И. В. Метлик Н. Д. Никандров, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, Н. П. Шабалкина, Е. В. Шестун и др.).
Достаточно широко представлен анализ развития духовно-нравственного мира ребенка дошкольного возраста средствами искусства Ю. А. Серебренниковой [4].
О. С. Бороздина рассматривает приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогическому процессу, определяя его сущность и структуру [3].
В системе дошкольного образования имеется опыт инновационной практики воспитания нравственных качеств у дошкольников. Однако этот опыт мало исследован в межсистемных связях, которые обеспечивают комплексное научно-методическое обеспечение.
Воспитание нравственных качеств у дошкольников в комбинированном детском саду обеспечивает формирование целостной личности ребенка и направлено на формирование его конструктивных отношений с миром, людьми и собою.
В связи с этим целью исследования является разработка организационно-методического обеспечения для воспитания нравственных качеств дошкольников в условиях комбинированного детского сада.
Задачи исследования:
− выявить содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
− изучить и систематизировать современную педагогическую практику нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях;
− разработать программу для воспитания нравственных качеств дошкольников в условиях комбинированного детского сада;
− реализовать программу для воспитания нравственных качеств дошкольников в условиях комбинированного детского сада;
− определить критерии сформированности нравственных качеств дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные положения отечественной педагогики о дошкольном детстве (В. В. Абраменкова, В. С. Мухина); положения о закономерностях и движущих силах психического развития дошкольника: (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Исаев, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин);
значимость сохранения национальных оснований русской культуры в образовательном пространстве (А. В. Буганов, А. В. Камкин, М. В. Захарченко, Т. И. Петракова).
Методы исследования и испытуемые
Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 42 г. Воронежа с сентября 2018 года по май 2019 года.
Методы исследования: формирующий эксперимент.
Результаты и их обсуждение
Современный мир, погруженный в технократию, предлагает дошкольнику информацию, но не мотивирует на получение знаний. Агрессивная информационная среда, включающая не только Интернет и телевидение, но и бытовые деструктивные ситуации, подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность. Прежде всего, способности к эмпатии, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.
Инверсия в развитии личности особенно опасна в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура.
В связи с этим разработка организационно-методического обеспечения для воспитания нравственных качеств дошкольников в условиях комбинированного детского сада является актуальной и необходимой.
Организационно-методическое обеспечение представляет собой программу «Я и мой Мир» и материал для музыкального сопровождения, художественно-эстетического развития (изобразительное искусство).
Разделы организационно-методического обеспечения для воспитания нравственных качеств дошкольников в условиях комбинированного детского сада: «Добрые сказки», «Рисуем музыку», «Кто зазнается — без друзей остается», «Доброе сердце», «Мудрость Маленького Принца», «Что такое поведение?», «Добро и зло», «Рисуем эмоции», «Христианские праздники».
Было учтено, что формирование нравственных качеств дошкольников начинается с формирования нравственного сознания, которое включает в себя оценочный компонент. Оценочная деятельность дошкольника тесно связана с эмоциональной сферой, поэтому позитивная оценка и поощрение являются необходимыми условиями для формирования нравственных качеств как ориентиров в отношениях с людьми и миром.
Использование музыкальных занятий и изобразительного искусства при формировании нравственных качеств дошкольников способствует развитию способности различать и оценивать отношения и поведение людей с позиций нравственного смысла: «красиво — некрасиво», «добро-зло», «хорошо-плохо», «хочу — могу», «можно — нельзя», «надо — не хочу» выбирать и делать правильный нравственный выбор.
Реализация деятельностного подхода является основным требованием к воспитанию нравственных качеств дошкольников, что обеспечивает действенность интериоризации внешних нравственных требований во внутренние духовно-нравственные качества личности.
В процессе реализации программы оценена и описана роль игры для воспитания нравственных качеств дошкольников. Доказано, что в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных, музыкальных игр дети усваивают нравственные нормы и правила поведения со сверстниками. В игровой деятельности и общении происходит нравственное развитие личности дошкольника, формируется самосознание, самооценка и эмоционально-волевая сфера. Отмечено, взаимодействие нравственных чувств с развивающимися мыслительными структурами, что постепенно расширяет социальный опыт ребенка.
Заключение. Результативность воспитания нравственных качеств детей в дошкольной образовательной организации комбинированного типа обеспечивается комплексом педагогических условий, включающих: создание единого ценностно-смыслового контекста взаимодействия музыкального руководителя, педагогов, воспитателей, инструкторов по физической культуре с опорой на духовно-нравственные ценности.
Немаловажная роль в реализации парциальных образовательных программ по воспитанию нравственных качеств дошкольников принадлежит семье, так как способность детей к самообслуживанию и поддержанное родителями стремление их к самостоятельности позволяют формировать уже нравственно-волевое качество, как трудолюбие, стремление стать лучше, стремление к интеллектуальному саморазвитию.
Литература:
- Абраменкова, В. В. Программа «Духовно-нравственное развитие современного ребенка в России» как интегративный курс [Текст] /В. В. Абраменкова // Нравственные императивы в праве. — 2008. — № 1. — С. 59–78.
- Асмолов, А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Текст] / А. Г. Асмолов // Проблемы современного образования. -2010. — № 4. — С. 4–18
- Бороздина О. С. Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс: Дис.... канд. пед. наук: Вологда, 2006, — 188 с.
- Серебренникова Ю. А. Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства.: Дис.... канд. пед. наук: Москва, 2004, — 163 с.