Воспитание нравственных качеств у дошкольников в комбинированном детском саду средствами искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Подгорная, Е. В. Воспитание нравственных качеств у дошкольников в комбинированном детском саду средствами искусства / Е. В. Подгорная, О. С. Воронкова, О. А. Пилипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59824/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматриваются педагогические условия воспитания нравственных качеств у дошкольников в комбинированном детском саду средствами искусства. Описаны мотивированные цели искусства в виде музыкальных занятий, театрализованной деятельности и изобразительного искусства, которые составляют неотъемлемую часть природы человека, могут быть сведены к особенностям личности и ее художественно-эстетического развития. Анализируются результаты формирующего эксперимента.

Ключевые слова: нравственные качества, искусство.

Введение. Актуальность исследования обусловлена потребностями современной дошкольной педагогической практики в разработке основ и технологий воспитания нравственных качеств у дошкольников. В настоящее время как никогда остро стоит проблема нравственного развития подрастающего поколения, так как она определяет будущее общества. Для решения проблемы необходима координация усилий воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре и семьи.

Значительное место занимает развитие научно-методического обеспечения воспитания нравственных чувств детей в дошкольных образовательных организациях средствами искусства.

В последние два десятилетия разработаны общетеоретические подходы к нравственному воспитанию детей как процессу формирования ценностно-смысловой сферы личности (В. В. Абраменкова, О. С. Барило, М. В. Захарченко, И. В. Метлик Н. Д. Никандров, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, Н. П. Шабалкина, Е. В. Шестун и др.).

Достаточно широко представлен анализ развития духовно-нравственного мира ребенка дошкольного возраста средствами искусства Ю. А. Серебренниковой [4].

О. С. Бороздина рассматривает приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогическому процессу, определяя его сущность и структуру [3].

В системе дошкольного образования имеется опыт инновационной практики воспитания нравственных качеств у дошкольников. Однако этот опыт мало исследован в межсистемных связях, которые обеспечивают комплексное научно-методическое обеспечение.

Воспитание нравственных качеств у дошкольников в комбинированном детском саду обеспечивает формирование целостной личности ребенка и направлено на формирование его конструктивных отношений с миром, людьми и собою.

В связи с этим целью исследования является разработка организационно-методического обеспечения для воспитания нравственных качеств дошкольников в условиях комбинированного детского сада.

Задачи исследования:

− выявить содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

− изучить и систематизировать современную педагогическую практику нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях;

− разработать программу для воспитания нравственных качеств дошкольников в условиях комбинированного детского сада;

− реализовать программу для воспитания нравственных качеств дошкольников в условиях комбинированного детского сада;

− определить критерии сформированности нравственных качеств дошкольников.

Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные положения отечественной педагогики о дошкольном детстве (В. В. Абраменкова, В. С. Мухина); положения о закономерностях и движущих силах психического развития дошкольника: (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Исаев, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин);

значимость сохранения национальных оснований русской культуры в образовательном пространстве (А. В. Буганов, А. В. Камкин, М. В. Захарченко, Т. И. Петракова).

Методы исследования и испытуемые

Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 42 г. Воронежа с сентября 2018 года по май 2019 года.

Методы исследования: формирующий эксперимент.

Результаты и их обсуждение

Современный мир, погруженный в технократию, предлагает дошкольнику информацию, но не мотивирует на получение знаний. Агрессивная информационная среда, включающая не только Интернет и телевидение, но и бытовые деструктивные ситуации, подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность. Прежде всего, способности к эмпатии, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.

Инверсия в развитии личности особенно опасна в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура.

В связи с этим разработка организационно-методического обеспечения для воспитания нравственных качеств дошкольников в условиях комбинированного детского сада является актуальной и необходимой.

Организационно-методическое обеспечение представляет собой программу «Я и мой Мир» и материал для музыкального сопровождения, художественно-эстетического развития (изобразительное искусство).

Разделы организационно-методического обеспечения для воспитания нравственных качеств дошкольников в условиях комбинированного детского сада: «Добрые сказки», «Рисуем музыку», «Кто зазнается — без друзей остается», «Доброе сердце», «Мудрость Маленького Принца», «Что такое поведение?», «Добро и зло», «Рисуем эмоции», «Христианские праздники».

Было учтено, что формирование нравственных качеств дошкольников начинается с формирования нравственного сознания, которое включает в себя оценочный компонент. Оценочная деятельность дошкольника тесно связана с эмоциональной сферой, поэтому позитивная оценка и поощрение являются необходимыми условиями для формирования нравственных качеств как ориентиров в отношениях с людьми и миром.

Использование музыкальных занятий и изобразительного искусства при формировании нравственных качеств дошкольников способствует развитию способности различать и оценивать отношения и поведение людей с позиций нравственного смысла: «красиво — некрасиво», «добро-зло», «хорошо-плохо», «хочу — могу», «можно — нельзя», «надо — не хочу» выбирать и делать правильный нравственный выбор.

Реализация деятельностного подхода является основным требованием к воспитанию нравственных качеств дошкольников, что обеспечивает действенность интериоризации внешних нравственных требований во внутренние духовно-нравственные качества личности.

В процессе реализации программы оценена и описана роль игры для воспитания нравственных качеств дошкольников. Доказано, что в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных, музыкальных игр дети усваивают нравственные нормы и правила поведения со сверстниками. В игровой деятельности и общении происходит нравственное развитие личности дошкольника, формируется самосознание, самооценка и эмоционально-волевая сфера. Отмечено, взаимодействие нравственных чувств с развивающимися мыслительными структурами, что постепенно расширяет социальный опыт ребенка.

Заключение. Результативность воспитания нравственных качеств детей в дошкольной образовательной организации комбинированного типа обеспечивается комплексом педагогических условий, включающих: создание единого ценностно-смыслового контекста взаимодействия музыкального руководителя, педагогов, воспитателей, инструкторов по физической культуре с опорой на духовно-нравственные ценности.

Немаловажная роль в реализации парциальных образовательных программ по воспитанию нравственных качеств дошкольников принадлежит семье, так как способность детей к самообслуживанию и поддержанное родителями стремление их к самостоятельности позволяют формировать уже нравственно-волевое качество, как трудолюбие, стремление стать лучше, стремление к интеллектуальному саморазвитию.

Литература:

  1. Абраменкова, В. В. Программа «Духовно-нравственное развитие современного ребенка в России» как интегративный курс [Текст] /В. В. Абраменкова // Нравственные императивы в праве. — 2008. — № 1. — С. 59–78.
  2. Асмолов, А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Текст] / А. Г. Асмолов // Проблемы современного образования. -2010. — № 4. — С. 4–18
  3. Бороздина О. С. Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс: Дис.... канд. пед. наук: Вологда, 2006, — 188 с.
  4. Серебренникова Ю. А. Развитие духовного мира шести-семилетних детей средствами искусства.: Дис.... канд. пед. наук: Москва, 2004, — 163 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное качество дошкольников, комбинированный детский сад, организационно-методическое обеспечение, воспитание, дошкольный возраст, изобразительное искусство, нравственное воспитание детей, средство искусства, физическая культура, художественно-эстетическое развитие.


Похожие статьи

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольно...

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах

В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки

В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстет...

Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста

В данной научной статье описываются организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Затрагивается вопрос психической регуляция творческой работы старших дошкольн...

Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие

В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...

Развитие личности дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...

Похожие статьи

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольно...

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах

В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки

В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстет...

Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста

В данной научной статье описываются организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Затрагивается вопрос психической регуляция творческой работы старших дошкольн...

Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие

В статье рассматривается теоретическое и исследовательское изучение возможности эмоционального развития детей 5–6 лет на занятиях (в детском саду) посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие; приводятся результаты констатац...

Развитие личности дошкольника средствами искусства

В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогик...

Задать вопрос