Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 01.06.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Плешакова И. Н., Галкина Е. М. Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 440-443. — URL https://moluch.ru/archive/260/59816/ (дата обращения: 19.07.2019).



В век информации всё большее значение приобретает такое свойство личности как умение эффективно общаться, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения окружающего мира. Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.

Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным. Актуальность и возможность исследования развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточной изученностью этой проблемы в психологической литературе и несомненной ее социальной значимостью.

Направленность данной программы социально — педагогическая — направлена на социальную адаптацию, на удовлетворение интересов в общении и взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Отличительная особенность программы заключается в применяемых методах и приемах работы с детьми, а также личностно-развивающей стратегии взаимодействия педагога с ребенком, специфических способах общения, основанных на гуманистических взглядах на ребенка. В особых игровых условиях ребенок моделирует в наглядно-действенной форме отношения с другими людьми. Развивается социальная уверенность у детей, а социально-уверенный ребенок верит в то, что будет действовать правильно и успешно, добьется положительного результата при решении трудных задач.

Цель: развитие умения гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, развивать представления о взаимоотношениях между людьми, способах поведения, создать атмосферу доверия и психологического комфорта в детском коллективе.

Задачи: Развивать социальные способности:позитивное самовосприятие или положительный «Я» — образ;восприятие другого человека (внимание, интерес к нему, умение видеть и слышать, чувствовать, понимать его). Формирование социальных навыков:установление контактов и действие в ситуации коммуникации (умение вступать в контакт, объединяться, спрашивать, объяснять, дискутировать);умение предъявлять требования и разрешать конфликты и проблемы.

Особенности программы: ребенок получает ЗУН в игре. Задачи программы реализуются так же и через другие формы групповой работы (групповые дела, ритуалы, «минутки общения», эксперименты, проекты)

Формы организацииведущей формой является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса образования и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность освоения программы может быть различной.

Групповая форма обучения — 25 детей

Учебный план-график

Старшая группа

Подготовительная кшколе группа

Количество занятий

Количество занятий

Объем нагрузки в неделю

в неделю

в месяц

в год

Объем нагрузки в день

в неделю

в месяц

в год

25/25

1

4

36

30/30

1

4

36

ВСЕГО

25 мин

100 мин

900 мин.

30 мин.

120 мин.

1080 мин.

Принципы обучения:

Программа построена на основе следующих принципов: доступности, использование доступного материала детям; наглядности, использование наглядных пособий для обучения; последовательности, изложение материала идет последовательно; систематичности, в определенной последовательности, системе; индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

Основные методы: словесные, наглядные, практические, показ видеоматериалов, устное изложение, тренинг, беседа, наблюдения.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана на детей с разными возможностями освоения материала, при этом темпы их движения по программе будут разными.

Педагогическая диагностика

  1. Критерием результативности познавательно — исследовательской деятельности является не качество результата, а характеристика процесса, т. е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.
  2. Педагогическая диагностика организуется 2 раза в год (сентябрь, май). Она разработана на основе тестов направленных на оценку уровня развития социального интеллекта детей Дж.Гилфорда и М. Салливеном, в модификации Я. Н. Михайловой, а также методика Рене Жиля «Особенности межличностных отношений ребёнка», методика определения эмоционального уровня самооценки (Захаров А. В.), методика «Лесенка»(Щур В. Г.,Якобсон С. Г.), методика «Какой Я» (Немов Р. С.), методика самооценки «Дерево» (Лампен Д., в адаптации Пономаренко Л. П.). а так же формирование исследовательских умений (методика Савенкова А. И.)

Показателями результативности реализации программы кружка является:

– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

– формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

– формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

– возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

– рост уровня любознательности, наблюдательности;

– активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

– возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Рис. 1. Педагогическая диагностика за 2016–2017 учебный год

Рис. 2. Педагогическая диагностика за 2017–2018 учебный год

Уровни реализации исследовательского обучения:

– на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предоставляется детям осуществить самостоятельно;

– на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребята ищут самостоятельно;

– на высшем, третьем уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Условия реализации программы:

– столы,

– стулья,

– стол для песка и воды,

– интерактивная доска,

– магнитофон,

– магнитно-маркерная доска,

– ноутбук,

– микроскоп,

– ЭОР: картотека интерактивных игр, картотека презентаций,

– экологический макет,

– иллюстративный материал:

– карточки — схемы:

– дидактические и развивающие игры.

Литература:

  1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников
  2. Скотаренко А. Э. Примеры проблемных ситуаций в образовательной деятельности. Практические материалы (электронный ресурс)/
  3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». М.: Аркти, 2003
  4. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. «Детское экспериментирование — путь в знания окружающего мира». Владимир. ВОНУУ, 2001.
  5. Тугушева Г. П., Чистянова А. В. «Игра: экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста». Дошкольная педагогика, 2001 № 1.
  6. Савенков А. И. «Я — исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
  7. Бабкина Н. В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
  8. Исаева И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: Диссерт. канд. пед. Наук. — Ростов-на-Дону, 2011.
  9. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. — Пермь, 2002. — С.115.
  10. Коломийченко Л. В. Основные подходы к социальному воспитанию в культурологической парадигме образования/ Л. В. Коломийченко// Казанский педагогический журнал. — 2008.-№ 5 (59).- С.104–110.
  11. Кубышкина М. Л. Мотив социального успеха//Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Вып.2,Ч.2. — СПб. -1996. — С.39- 45.
  12. Чеснокова О. Б. Изучение социального познания в детском возрасте//Познание, общество, поведение/ Под ред. Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН. — 1996. — С.54–76.
  13. Шай У. Интеллектуальное развитие взрослых//Психологический журнал.- 1998.- № 6. — С.72–8.


Задать вопрос