Исследование профессионального самоопределения студентов-психологов в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 29.05.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Семёнова А. Ю. Исследование профессионального самоопределения студентов-психологов в вузе // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 650-652. — URL https://moluch.ru/archive/260/59761/ (дата обращения: 17.07.2019).



Важной задачей университетского образования, помимо передачи знаний и умений, становится формирование личности профессионала, содействие его идентификации с профессией, основанное на учете психологических закономерностей процесса профессионализации. Возникает необходимость оценивать качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений, в связи с решением задачи профессионального самоопределения. В процессе профессионального становления, меняется и профессиональное самосознание.

Ключевые слова: психология, профессиональное становление, учетом идентичность, контексте самосознание.

Механизм сознания сформировался в результате эволюции человека. «Сознание — это отражение предметной действительности в её отделённости от отношений к ней субъекта, т. е. отражение, выделяющее её объективные устойчивые свойства» (Леонтьев А. Н.). Сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность [2].

Становление процесса самосознания завершается в юношеском возрасте. Формируется «Я-концепция» и самооценка личности. «Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий» (С. Л. Рубинштейн) [1].

Формирование и развитие профессионального самосознания начинается в период юношеского возраста, когда перед подростком встает необходимость выбора будущей профессии и является одним из центральных моментов становления личности профессионала. Профессиональное самосознание представляет собой самосознание человека, активно участвующего в производительном труде, и использующего этот труд в качестве главного средства реализации себя и своего достоинства [2]. Профессиональное самосознание — это сложное личностное образование, выступающее как связующее звено между личностью и деятельностью, позволяющее в процессе своего формирования достигать оптимального результата, как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности.

В процессе профессионализации профессиональное самосознание расширяется, меняются сами критерии оценивания своих профессиональных возможностей. Это происходит за счет включения новых признаков осваиваемой профессии, и заставляет человека предъявлять новые требования к себе как к профессионалу. Расширение профессионального самосознания выражается и в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте образа своей профессиональной деятельности. Зачастую профессиональное самосознание складывается стихийно, но профессиональное самосознание требует специальной работы по его развитию и формированию, что тесно связано с успешностью овладения человеком профессией и профессиональной деятельностью [1].

В отечественной психологической науке процесс формирования личности профессионала получил название профессионализации. Данный процесс начинает осуществляться с момента выбора профессии и продолжается в течение всей профессиональной жизни человека. Профессионализация, как форма становления субъекта деятельности, влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.

Все это делает не только возможной, но и необходимой специальную работу по управлению процессом формирования профессионального самосознания. Наиболее сензитивным периодом в этом смысле, по мнению большинства ранее рассмотренных авторов, будет являться период обучения в ВУЗе [2].

С целью изучения профессионального развития студентов-психологов в условиях разработанного тренинга как формы психологического сопровождения образовательного процесса нами было проведено эмпирическое исследование.

Объектом нашего исследования является профессиональное развитие студентов-психологов в процессе обучения в ВУЗе, а предметом — тренинг как форма психологического сопровождения профессионализации студентов-психологов.

Методологической основой нашего исследования послужили концепции профессионального становления личности (К. А. Абульханова-Славская, О. С. Анисимов, Л. П. Анцыферова, В. Г. Асеев, Т. В. Кудрявцева, И. В. Кузнецовой, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Дж. Сьюпер и др.); концепции развития профессионально важных качеств личности (А. А. Воронина, Е. В. Гаврилов, А. Я. Гуревич, В. Г. Каневец, Н. В. Капылова, М. А. Степанова, Л. В. Темнова, В. А. Фокин, Ю. Г. Хлоновских, и др.); концепции технологий и техник социально-психологического тренинга в образовательной системе (Л. П. Буева, Т. М. Буякас, И. В. Вачков, А. А. Вербицкий, Ю. Н. Емельянов, М. М. Кашапова, Г. Ю. Любимова, Г. И. Марасанов, Я. Морено, Л. А. Петровская, П. Н. Прудков, А. С. Прутченков, Ф. Перлз, О. Н. Родина, К. Роджерс, К. Рудестам и др.)

Исследование проводилось в несколько этапов: первичное тестирование испытуемых, проведение тренинговой программы, повторное тестирование после проведения тренинговой программы.

Тестирование испытуемых проводилось с использованием следующих методик: методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн (модификация Прихожан); методика самооценки уровня профессионально-значимых качеств; методика изучения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономаревой; методика «Уровень притязаний» В. К. Гербачевского; методика исследования самоактуализации личности САМОАЛ.

Эмпирической базой исследования является Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. Выборка состоит из студентов-психологов в возрасте от 20 до 23 лет. Численность выборки — 12 человек.

В рамках исследования нами была разработана тренинговая программа для студентов-психологов.

Тренинг направлен на развитие профессиональной идентичности, является комплексной программой психолого-педагогической работы, посвященной развитию профессиональной идентичности студентов, развитию умений самоанализа, эффективного планирования будущего, способности взаимодействовать с другими людьми.

Программа тренинга состоит из 10 занятий по 1 часу с периодичностью 1–2 раза в неделю.

В результате проведения тренинговой программы мы ожидаем, что участники программы приобретут профессиональные навыки, получат знания по эффективному планированию своего будущего, сформируют идентичность с будущей профессией.

На данный момент проводится обработка и интерпретация повторного тестирования, оценка эффективности тренинговой программы, написание выводов по исследованию. Выводы формируются на основе изменений по шкалам проведенных методик. Основываясь на итогах тестирования, можно оценить эффективность тренинговой программы и её необходимость в процессе системе высшего профессионального образования.

Таким образом, самосознание студентов-психологов вуза рассматривается нами как представление себя в профессии, осознание себя как профессионала, как субъекта деятельности, осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств. Профессиональное самосознание имеет структуру, где тесно взаимосвязаны различные взаимодействующие компоненты.

Литература:

  1. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
  2. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков; Ун-т Рос. акад. образования. — М.: Изд-во УРАО, 2002. — 159 с.


Задать вопрос