Предлагаемая статья посвящена историко-этнографическому исследованию гончарного ремесла древней Гянджи в эпоху раннего железа. На основе неоспоримых аргументов и фактов было доказано, что благодаря развитию конструктивно-пластических форм, а также декоративно-орнаментальных особенностей данные керамические образцы считаются уникальными изделиями. Впервые изделия керамики этого древнего города данного исторического периода были отображены как важный этнографический источник в изучении истории Кавказа и всего Ближнего Востока.
Ключевые слова: гончарное ремесло, период раннего железного века, декоративно-орнаментальные особенности, конструктивно-пластические формы глиняных изделий, Гянджа, Азербайджан.
Etnographical Research of Decorative-Ornamental Characteristics of Ganja Ceramics (XII-VII Centuries B.C.)
Offered article is dedicated to the historic-ethnographical investigation of the ancient Ganja ceramics trade of an early iron age epoch. On the basis of indisputable arguments and facts it was proved, that owing to development of the constructive-plastic forms, also decorative-ornamental characteristics these ceramic patterns are considered the unique wares. For the first time pottery wares of this ancient city for this historical period were lighted as an important ethnographical source in research of the Caucasus and whole Near East history.
Key words: ceramics trade, period of an early iron age, decorative-ornamental characteristics, constructive-plastic forms of pottery wares, Ganja, Azerbaijan.
Гянджа является одним из древних городов не только Азербайджана, но и всего Ближнего Востока. В 2010 году был торжественно отмечен 2504-х летний юбилей родины великого поэта, мыслителя Низами Гянджеви. Как известно, в течении веков город Гянджа являлся одним из основных культурно-политических центров Кавказа. С древних времен этот город особенно отличался высоким развитием торговли и народного ремесла.
Еще с эпохи неолита, а также энеолита на территории древней Гянджи изготавливались ранние керамические изделия. Этот факт доказывают обнаруженные многочисленные образцы гончарного ремесла с территории Гянджи и ее окрестностях. Благодаря постепенному усовершенствованию ремесленных традиций керамики в период раннего железного века возникли основные характерные особенности гончарного ремесла этого древнего города. Так же, наблюдалось особое развитие в конструктивно-пластических формах художественной керамики.
Нужно отметить что, основными характерными изделиями данного исторического периода древней Гянджи считаются белоинкрустированные керамические сосуды [1, с. 26].
Характерные декоративно-орнаментальные особенности белоинкрустированной керамики отличаются разнообразностью. Очень важным элементом декоративно-орнаментальных особенностей керамики Гянджи раннего железного века является художественное значение керамических форм [2, с. 17].
Кроме того, характерной особенностью белоинкрустированной керамики Гянджи раннего железного века считается богатая и разнообразная орнаментация. В орнаменте данного исторического периода выделяются три основных элемента:
Зооморфные элементы (изображения животных и птиц).
Эти изображения достаточно схематичные. Но по манере их можно разделить на следующие основные типы:
Наиболее реалистические изображения, исполненные при помощи двойных линий с четко выраженными элементами тела животного - ногами, головой.
Изображения, сделанные при помощи округлых линий и, как правило, заполненные точками [3, с. 96];
Схематичные изображения животных, весьма приблизительно передающие контуры тела;
Полностью геометризированные изображения, в которых тело животного передается при помощи двух треугольников, составленных вершинами, а в основе тела птицы лежит треугольник [4, с. 45].
Изображения людей и животных известны в крашеной керамике Передней Азии. На территории Ирана в историко-археологиических памятниках Бампур, Сузы I, Персеполь были обнаружены схожие орнаменты [3, с.98].
Антропоморфные элементы (изображения людей).
Данные элементы по манере исполнения имеют некоторые отличительные особенности:
антропоморфные изображения, составленные из элементов геометрических фигур имеют полностью орнаментальный характер [5,с.309].
изображения, составленные из волнистых линий отличаются точками, заполненными внутри орнамента.
остальные антропоморфные изображения состоят из треугольников и передают человеческую фигуру достаточно реалистично и с рядом деталей [6].
Нужно отметить что, человеческие изображения, составленные из треугольников, встречены среди геометрических орнаментов могильника Шахи-Тумп в Белуджистане [7, 306].
Геометрический элемент.
Данный элемент состоит из заштрихованных треугольников, расположенных рядами и вписанных в другие, более сложные фигуры, а также ромбов и меандра.
В этот орнамент входят углы, свастика, кресты, косые штрихи, прямые полосы и т.п. С научной точки зрения огромный интерес вызывает тот факт, что существует разительное сходство между геометрической орнаментацией белоинкрустированной керамики Гянджи (и всего Восточного Закавказья) и нарезным орнаментом андроновской культуры [8, с. 288].
Кроме того, среди геометрических элементов керамических изделий древней Гянджи данного периода значительно реже встречаются спираль, кружки и сложные фигуры, составленные не прямыми, а волнистыми линиями.
Все эти фигуры иногда существуют отдельно, чаще же соединяются в более или менее устойчивые сочетания. Наиболее частое сочетание-ромб, осложненный дополнительными треугольниками и углами [9, с. 134].
Данный элемент, а также ряд похожих орнаментальных мотивов белоинкрустированной керамики древней Гянджи раннего железного века связывается с орнаментом крашеной керамики всего обширного переднеазиатского региона [10, с. 15].
Кроме того, виды художественного убранства керамических изделий также считаются основными ремесленными факторами керамики этого древнего города данной исторической эпохи. Главными видами художественного убранства глиняных сосудов являлись:
Рельефно-декоративное убранство;
Врезная орнаментация;
Графический способ в декоративном убранстве [11, с. 146-150].
Важными историко-этнографическими показателями развития гончарного ремесла в древней Гяндже, а также на территории долины реки Гянджачай являются характерные конструктивно-пластические формы в художественной керамики данной эпохи.
В течении 2008-2010 годов на территории Гянджабасарского региона, в том числе в окрестностях Гянджи были обнаружены довольно разнообразные глиняные сосуды позднебронзового и раннежелезного веков:
Соединённые сосуды;
Триподы;
Зооморфные сосуды.
Кроме этих керамических изделий существуют и другие характерные глиняные образцы древней Гянджи данного периода. Так как, керамические шкатулки; сосуды-«сапожки»; вытянутые кувшинчики на маленьких поддонах (кружки на пуговичном поддоне – Э.Г.), керамические блюда со скульптурными головами, а также сосуды, имеющие в верхней части тулова дополнительные сосудики (то есть, типа «Kernos») считаются основными характерными керамическими изделиями гончарного ремесла Гянджи и всего Гянджабасарского региона эпохи раннего железа [12-14].
Но главными специфическими глиняными образцами Гянджи данного периода являются белоинкрустированные керамические сосуды. Примером служит тот факт, что основной район распространения этой керамики на Южном Кавказе в период раннего железного века долина реки Гянджачай. Кроме того, в периферийных по отношению к долине реки Гянджачай районах она встречается в небольшом количестве и со значительно более простым орнаментом.
Благодаря современным археологическим раскопкам и этнографическим исследованиям были обнаружены довольно многочисленные керамические изделия древней Гянджи раннего железного века.
Кроме того, были выявлены именно характерные глиняные образцы данного исторического периода среди многочисленных изделий. Конструктивно-пластические формы, а также декоративно-орнаментальные особенности этих керамических сосудов послужили очень важными источниками в изучении исторического развития гончарного ремесла Гянджи эпохи раннего железа.
Данные ремесленные особенности также способствовали системации основных характерных изделий керамики древней Гянджи, в том числе всего Гянджабасарского региона. Кроме того, были определены и отличительные черты керамических образцов Гянджи раннего железного века и их южных аналогий, обнаруженных с территории Передней и Юго-Западной Азии (Ближнего Востока) [15, с. 73].
Научное исследование
керамических изделий гончарного ремесла древней
Гянджи XII-VII
веков до нашей эры (эпохи раннего железа) с этнографической точки
зрения способствует открытию новых весомых фактов. А также данный
научный подход дает возможность углубленному изучению проблемы
генезиса (происхождения) ремесленных традиций керамики Гянджи и
всего Гянджабасарского региона данного исторического периода.
Несомненно, дальнейшие изыскания в этой сфере помогут боле
подробному научному исследованию, также выявлению новых
декоративно-орнаментальных особенностей художественной керамики
этого древнего города.
- Литература:
Гасанов Э.Л. К вопросу о развитии гончарного ремесла / Актуальные проблемы истории Гянджи. II научно-практическая конференция (материалы). Гянджа: Наука, 2010, с. 25-30.
The dawn of Art / Ed.by M. Artamonov. Leningrad: Aurora Art Publishers, 1974, 196 p.
Herzfeld E. Iran in the Ancient East. London: Clarendon Press, 1941, 485 p.
Гасанов Э.Л. Характерные декоративно-орнаментальные особенности художественной керамики древней Гянджи // Кутаисский Научный Центр. Журнал Новация, ISSN 1512-3715. Кутаиси, 2010, №7, с. 44-48.
Dyson R. Early Cultures of Solduz, Azerbaijan// A Survey of Persian Art. London, 1967, v.14, p. 301-440.
Мусеибли Н.А. Археологические раскопки в Земямчайском некрополе // Археология и этнография Азербайджана. Баку, 2004, №2.
Stein A. An Archaeological Tour in Gedrosia // Memoirs of the Archaeological Survey of India. Calcutta, 1931,№ 43, p.306.
Sulimirski T. Scythian Antiquities in Western Asia // Artibus Asiae. Ascona, 1954, v.17, № 3-4.
Мамедов Ш.М., Гасанов Э.Л. Об орнаментах керамических образцов древней Гянджи раннего железного века // Гянджинский Региональный Научный Центр Национальной Академии Наук Азербайджана. Сборник Известий. Гянджа, 2008, №33, с.133-135.
Sams G. K. Phrigian painted Animals: Anatolian orientalizing Art // Anatolian Studies. London, 1974, v.24.
Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М.: Высшая школа, 1979, 216 с.
Ghirshman R. Fouilles de Sialk pres de Kashan. T.2. Paris, 1939, p. 91.
Vandenberghe L.Le necropole de Khurvin. Istanbul, 1964, p.22-23.
Садыхов Г.Г., Гасанов Э.Л. Керамика Гянджи в раннем железном веке: Этнографический взгляд на проблему генезиса // Гянджинский Региональный Научный Центр НАНА. Сборник Известий. Гянджа, 2010, №40, с. 184-187.
Гасанов Э.Л. Историко-этнографическая характеристика художественной керамики древней Гянджи // Международный научный журнал Интеллект, ISSN 1512-0333. Тбилиси, 2010 №3 (38), с.72-75.