Проблемы и дальнейшее развитие особых экономических зон в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 27.05.2019

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Коростелев, Н. Ю. Проблемы и дальнейшее развитие особых экономических зон в России / Н. Ю. Коростелев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59639/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрены проблемы формирования особых экономических зон в России на современном этапе и обозначено дальнейшее развитие.

Ключевые слова: особые экономические зоны, ОЭЗ, Россия, инвестиции, экономика.

Одним из инструментов экономического роста выступают особые экономические зоны (ОЭЗ). Начиная с 2005 года, с момента начала функционирования ОЭЗ в Российской Федерации, в рамках современного законодательного регулирования и экономического режима, накоплен немалый опыт и достигнуты определенные результаты в данном направлении.

Между тем, эффективность данного подхода оказалась недостаточно высока, что явилось причиной предписаний Счетной палаты России о целесообразности совершенствование данного инструментария в части формирования, эксплуатации и курирования процессов ОЭЗ, в том числе в отношении требований к обоснованности формирования, прибыльности, экономической целесообразности и периоду окупаемости.

Так, например, по состоянию на 2017 год, по данным контролирующего органа, деятельность по обеспечению необходимых мер и механизмов по оптимизации бюджетных затрат, предусмотренных для формирования инфраструктурных объектов ОЭЗ, велась недостаточно продуктивно. Таким образом, по состоянию на 2017 год совокупный размер финансов, направленных из федерального бюджета, которые не были освоены управляющими компаниями был около 18 миллиардов рублей. Также аудиторы отметили, что общего принципа к выделению средств в рамках федерального бюджета на осуществление мероприятий по созданию инфраструктуры ОЭЗ не существует (данный подход не нашел отражения в системе федерального законодательства), поэтому объем такого финансирования сильно различается [3].

Затраты на ОЭЗ не только не оптимизированы, но и наблюдается тенденция к их росту, и Счетная палата отмечает, что процедура выработки решений по новым затратам на ОЭЗ не обладает достаточным уровнем прозрачности и открытости. Если на счетах имеются большие остатки бюджетных средств, планируются дополнительные затраты. Например, несмотря на то, что в 2015 году из федерального бюджета были полностью осуществлены затраты на инфраструктуру Калужской зоны в размере 2,6 миллиардов рублей, в 2016 году на создание 16 из 35 объектов Калужской ОЭЗ было предусмотрено 3,3 дополнительных миллиардов рублей. А создание ОЭЗ «Лотос» должно было осуществляться без использования средств федерального бюджета, однако в 2016 году в рамках данного проекта было потрачено 500 миллионов рублей из федеральных бюджета.

Кроме того, отдельные проблемы фиксируются в сфере земельных отношений. К ним относятся неразвитость механизмов передачи земли их жителям, недооцененная аренда как форма использования земли в особых экономических зонах. Ряд действий государственных институтов способствовал оптимизации механизма передачи земли в пользование жителям через аренду земли в качестве государственной услуги. Земельные участки в пределах ОЭЗ предоставляются для долгосрочной аренды в рамках договоренностей между администрацией ОЭЗ и участниками. Закон об особых экономических зонах предусматривает установленный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые участнику ОЭЗ в размере 2 % от их кадастровой стоимости, и предусматривает льготные возможности для строителей инфраструктуры.

Однако для того, чтобы данный инструмент работал эффективно, необходимо предоставить ему дополнительные механизмы: возможность получения льготного кредита, ипотечного кредита, различных льгот, предоставляемых за счет бюджетных средств. Для формирования рыночного оборота земельных участков целесообразно создать земельные ипотечные банки, которые узаконят ипотечные функции земель, повысят капитализацию предприятий (в том числе сельскохозяйственных) и их инвестиционную привлекательность.

Это приводит к тому, что не все территории, выделенные по ОЭЗ активно эксплуатируются по назначению. Так, всего на создание ОЭЗ было выделены территории общей площадью 66,7 тыс. гектаров, при этом по состоянию на 2018 год 43,7 или 65,5 % тыс. гектаров не получили развития [3].

В качестве одного из самых перспективных инструментов преодоления возникших трудностей и решения существующих проблем может быт рассмотрен механизм ГЧП. В исследовании [1] под ГЧП понимается «юридически оформленная, предполагающая соинвестирование и разделение рисков система отношений между государством и муниципальными образованиями, с одной стороны, и гражданами, и юридическими лицами — с другой. Предметом такой системы отношений выступают объекты государственной и (или) муниципальной собственности, а также услуги, оказываемые государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями и предприятиями». Вместе с тем в современном российском правовом поле ГЧП может быть реализовано в рамках концессионного соглашения или на основании законов субъектов Федерации о ГЧП. Также принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5], который определяет правовое регулирования указанного направления.

Исходя из международного опыта можно отметить, что ГЧП выступает в качестве действенного инструмента для привлечения частных инвестиций для развития ОЭЗ [2]. Использование подобного инструмента выгодно как для органов власти, так и для частного инвестора и участников ОЭЗ. Развитие инфраструктуры будет осуществлять быстрее, а применения квалификаций и наработанных навыков частного бизнеса будет способствовать комплексному улучшению качественной составляющей проекта. В то же время часть рисков может быть разделена с частным партнером.

Литература:

  1. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики //. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/12/30/1270394323/ГЧП.pdf (дата обращения: 23.05.2019).
  2. Попов В. Р. Особые экономические зоны как инструмент управления инновационно-индустриальным развитием экономики //. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-kak-instrument-upravleniya-innovatsiionno-industrialnym-razvitiem-ekonomiki-regiona (дата обращения: 23.05.2019.
  3. Резидентам выставили счеты //. URL: https://rg.ru/2018/10/22/schetnaia-palata-proverila-osobye-ekonomicheskie-zony.html (дата обращения: 23.05.2019).
  4. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //. URL: http://www.rbc.ru/finances/19/02/2016/56c7064d9a79470b848a7d33 (дата обращения: 23.05.2019).
  5. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 23.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, федеральный бюджет, затрата, зона, Россия, система отношений.


Похожие статьи

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

– первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты

В условиях рыночных отношений экономическая роль федерального бюджета не должна подрываться.

Расходы бюджета — это затраты, которые возникают в связи с выполнением государством своих

Россия, бюджетная система РФ, федеральный бюджет РФ, бюджетная система...

Анализ доходов и расходов федерального бюджета...

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год характеризуется постепенным снижением доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП (с 20,9 % в 2012 году до 17,5 % в 2016 году), а также сокращением общего...

федеральный бюджет, Российская Федерация, доход...

Бюджеты субъектов РФ сталкиваются с многочисленными проблемами и вопросами, которые требуют тщательного рассмотрения.

налог, Российская Федерация, льгота, бюджетная система, федеральное законодательство, доходная база, налоговая система, федеральный...

Особые экономические зоны: проблемы и особенности...

Россия — растущий большой перспективный рынок и развитие ее национальной экономики

Особые экономические зоны в России начали развиваться в связи с принятием

Но в то же время это потребует значительных затрат времени и ресурсов на создание нормативной базы...

Российская Федерация, РФ, зона, Россия, успешное развитие...

Проблемы функционирования свободных экономических зон... Российская Федерация, РФ, зона, Россия, успешное развитие, США, современный этап, значение показателя эффективности, Ирландия, экономический кризис. Особые экономические зоны: проблемы и...

Российская Федерация, бюджет, Федеральный бюджет...

Российская Федерация, бюджетная система, вертикальное выравнивание, федеральный бюджет, трансферт, Бюджетный кодекс, вышестоящий бюджет, межбюджетное финансирование, форма финансирования... Анализ межбюджетных трансфертов Республики...

Сравнительные преимущества и недостатки природно-ресурсного...

Ура́льский федера́льный о́круг (УФО) — федеральный округ Российской Федерации (РФ), в пределах Урала и Западной Сибири.

Сырьевая промышленность на данный период времени приносит значительный вклад в бюджет Российской Федерации и в этом отношении данные...

Проблемы межбюджетных отношений в России

федеральный бюджет, федеральный центр, отношение, трансферт, субъект федерации, бюджет субъектов РФ, Российская Федерация, местное значение, бюджетная система, совместное ведение.

Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на...

Россия, бюджетная система РФ, федеральный бюджет РФ, бюджетная система, межбюджетное выравнивание, ФРГ, бюджет, горизонтальное выравнивание, российская бюджетная система, социальная политика.

Функционирование свободных экономических зон в России

Объем средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, направленных на финансирование создания

1. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Похожие статьи

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

– первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты

В условиях рыночных отношений экономическая роль федерального бюджета не должна подрываться.

Расходы бюджета — это затраты, которые возникают в связи с выполнением государством своих

Россия, бюджетная система РФ, федеральный бюджет РФ, бюджетная система...

Анализ доходов и расходов федерального бюджета...

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год характеризуется постепенным снижением доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП (с 20,9 % в 2012 году до 17,5 % в 2016 году), а также сокращением общего...

федеральный бюджет, Российская Федерация, доход...

Бюджеты субъектов РФ сталкиваются с многочисленными проблемами и вопросами, которые требуют тщательного рассмотрения.

налог, Российская Федерация, льгота, бюджетная система, федеральное законодательство, доходная база, налоговая система, федеральный...

Особые экономические зоны: проблемы и особенности...

Россия — растущий большой перспективный рынок и развитие ее национальной экономики

Особые экономические зоны в России начали развиваться в связи с принятием

Но в то же время это потребует значительных затрат времени и ресурсов на создание нормативной базы...

Российская Федерация, РФ, зона, Россия, успешное развитие...

Проблемы функционирования свободных экономических зон... Российская Федерация, РФ, зона, Россия, успешное развитие, США, современный этап, значение показателя эффективности, Ирландия, экономический кризис. Особые экономические зоны: проблемы и...

Российская Федерация, бюджет, Федеральный бюджет...

Российская Федерация, бюджетная система, вертикальное выравнивание, федеральный бюджет, трансферт, Бюджетный кодекс, вышестоящий бюджет, межбюджетное финансирование, форма финансирования... Анализ межбюджетных трансфертов Республики...

Сравнительные преимущества и недостатки природно-ресурсного...

Ура́льский федера́льный о́круг (УФО) — федеральный округ Российской Федерации (РФ), в пределах Урала и Западной Сибири.

Сырьевая промышленность на данный период времени приносит значительный вклад в бюджет Российской Федерации и в этом отношении данные...

Проблемы межбюджетных отношений в России

федеральный бюджет, федеральный центр, отношение, трансферт, субъект федерации, бюджет субъектов РФ, Российская Федерация, местное значение, бюджетная система, совместное ведение.

Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на...

Россия, бюджетная система РФ, федеральный бюджет РФ, бюджетная система, межбюджетное выравнивание, ФРГ, бюджет, горизонтальное выравнивание, российская бюджетная система, социальная политика.

Функционирование свободных экономических зон в России

Объем средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, направленных на финансирование создания

1. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Задать вопрос