Современные проблемы государственного аудита в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Гасымова Э. В. Современные проблемы государственного аудита в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 176-177. — URL https://moluch.ru/archive/259/59319/ (дата обращения: 16.12.2019).



Ключевые слова: государственный аудит, Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы, внешний государственный аудит, государственный аудитор.

Управление национальными ресурсами как источником благосостояния населения является одной из важнейших задач государства. Контроль за их целевым использованием и эффективностью осуществляется институтом государственного аудита. Его действенный механизм является не только преградой для финансовых злоупотреблений и экономических нарушений, но и основой для сбережения и увеличения финансовых ресурсов. Институт государственного аудита в России существует уже более двадцати лет в виде Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В настоящее время государственный аудит представляет собой вид деятельности, который направлен на повышение эффективности управления национальными ресурсами, составляющими которых являются государственные финансы, природные богатства, интеллектуальный капитал, объекты собственности и многое другое. Государственный аудит является гарантом обеспечения независимого объективного общественного контроля за деятельностью органов власти, выступая от имени государства, ее эффективностью и возможностью достижения установленных целевых показателей развития.

Счетная палата Российской Федерации занимает особое место в системе государственного аудита, данный орган относится к постоянно действующему высшему органу внешнего государственного аудита (контроля), статус независимости которого достигается подотчетностью перед Федеральным Собранием Российской Федерации. В то же время определение «внешний государственный аудит (контроль)» сопрягается с «общественным контролем за расходами национальных ресурсов», что гораздо шире в применении инструментов аудита к долгосрочным стратегическим программам и результатам социальных-экономического развитие государства.

Именно Счетная палата РФ и Контрольно-счетные палаты регионов являются теми органами, на которые возложено решение задач стратегического аудита. Это можно объяснить тем, что в рамках стратегического аудита можно обеспечивать надежную обратную связь в контуре управления, которая будет помогать руководству бюджетных учреждений на каждом этапе осуществления своей деятельности принимать адекватные решения.

Однако, сегодня ощущается серьёзная нехватка высококвалифицированных специалистов в сфере государственного контроля и аудита. Рабочие места в органах государственного контроля занимают узконаправленные специалисты с экономическим или юридическим образованием, поэтому работодатель (в лице государства) вынужден затрачивать дополнительные бюджетные средства на переподготовку кадров, повышение уровня их компетенции и квалификации. В свою очередь, высшие учебные заведения осуществляют подготовку аудиторов, но в основном для коммерческих организаций, которые имеют определённую специфику.

Несмотря на некоторую проработанность темы нашего исследования, как зарубежными, так и отечественными учеными (Бровкина Н. Д., Лозовский Л. Ш., А. З., Стародубцева Е. Б., Степашин С. В.) вопросы качества подготовки высшими учебными заведениями госаудиторов требуют дополнительного внимания и научного обоснования из-за возрастающей роли этого направления контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов, с одной стороны, и с другой — борьбы с коррупцией в органах государственной власти. От качества подготовки государственных аудиторов зависит эффективность использования финансовых ресурсов государств для решения насущных социально- экономических проблем.

«Государственный аудит» как направление подготовки высшего образования является достаточно молодым. Однако, большое количество ВУЗов готовит сегодня специалистов в сфере государственного аудита. В их составе можно выделить Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Поволжский государственный технологический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет и др. В них осуществляется подготовка по базовому курсу (бакалавриат, 4 года обучения) и как завершающий элемент образования — магистратура (2,5 года), однако из-за ограниченности набора они не могут удовлетворить растущий спрос на этих специалистов и поэтому на рынке труда ощущается нехватка их на всех уровнях федерального контроля: от формирования понятийно-нормативной базы до проведения аудита эффективности бюджетных учреждений.

Требования к качеству подготовки специалистов данного профиля сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, в котором определены основные формируемые в процессе обучения компетенции. Они должны быть сформированы у студента в процессе обучения и быть направлены на качественную реализация ими своей профессиональной деятельности, включающей обеспечение контроля и аудита финансовых и иных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и муниципальных органов власти, организаций и учреждений различных форм собственности, процессов формирования и использования данных ресурсов.

Основной задачей можно выделить подготовку высококлассных специалистов финансово-юридической специализации, которые владеют глубокими фундаментальными знаниями в различных отраслях права, в области экономики, сфере государственного аудита, владеющих спецификой современных методик проведения контрольных мероприятий, а также навыков разработки и эффективной реализации управленческих решений.

Свежий взгляд молодых специалистов обеспечит качественное развитие системы, наладит механизм взаимодействия устоявшихся принципов российского аудита и тенденцией в мировом государственном управлении. Одним из таких направлений можно считать значительное усиление внимания правительств стран запада не только к обеспечению целевого характера утвержденных бюджетных расходов, но и к оправданности этих расходов.

В то же время, отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов сферы государственного аудита, владеющих методами проверки отчётной документации, методиками проведения контрольно-ревизионных мероприятий и бухгалтерского учёта, способами анализа полученных данных и выявления тенденций, будет способствовать уменьшению бюрократизации аппарата управления, снижению сроков в принятии управленческих решений.

Поэтому одной из основных задач, которые стоят перед органами государственного финансового контроля — это содействие прозрачности механизма финансового контроля посредством соблюдения норм профессиональной этики аудиторов, формирование ценностной ориентации и воспитание культуры взаимодействия. Образовательный процесс должен обеспечить национальную экономику квалифицированными трудовыми ресурсами, кадрами «нового поколения», которые смогут трансформировать систему государственного аудита в нормативно-правовом и экономическом поле.

Литература:

  1. Лын, Я. И. Аудит как особая форма государственного финансового контроля [Электронный ресурс] // Экономика и право. 2013. Выпуск № 7–8. — Режим доступа: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/—-ep13–07/893
  2. Максимов, Ю. Ю. Аудиторская практика в государственном секторе и государственный контроль // Финансы. 2015. № 11. С.58.
  3. Савченко, Л. А. Правовые основы финансового контроля: науч. пособие. — Киев: ЮринкомИнтер, 2013. — 504с.
  4. Степашин, С. В. Государственный аудит и экономика будущего— Москва: Наука, 2012. — 608 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный аудит, Российская Федерация, внешний государственный аудит, высшее образование, государственный контроль, стратегический аудит, счетная палата, Счетная палата РФ, качество подготовки, орган.


Похожие статьи

Системный государственный аудит: содержание и проблемы...

Ключевые слова: системный государственный аудит, финансовый аудит, стратегический аудит

Именно Счетная палата РФ является наиболее подходящим органом для решения задач

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган...

Совершенствование применения государственного аудита при...

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок

В России органами государственного аудита являются Счётная палата РФ и контрольно-счётные органы...

Аудит эффективности использования бюджетных средств...

При этом внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ и ее

В целом, аудит эффективности использования государственных средств в России призваны

Всего по результатам проведенных в 2017 году мероприятий на дату подготовки...

государственный финансовый контроль, Счетная палата...

Счетная палата РФ может обладать достаточными полномочиями, чтобы устанавливать

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган

При этом внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ и...

Понятие аудиторской деятельности в Российской Федерации

Государственный аудит в настоящее время проводится органами Счётной Палаты Российской Федерации

С. В. Степашин [18] под понятием «государственный аудит» понимает систему внешнего, независимого публичного контроля за деятельностью органов...

Современные подходы к аудиту государственных...

В статье рассматриваются вопросы стандартизации аудита государственных и муниципальных учреждений, описываются профессиональные стандарты и их формы, а также случаи проведения идентификации внешнего аудита. Выявлены особенности методики проведения...

Аудит эффективности в системе государственного финансового...

Определение, содержание и методику проведения аудита эффективности раскрывает Счетная палата РФ в стандарте финансового контроля 104.

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия...

Взаимодействие представительных органов местного...

Внешний контрольконтроль, осуществляемый контрольным органом, внешним по

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, Счетная палата

Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма...

Аудит эффективности бюджетных средств | Статья в журнале...

Аудит эффективности — это проверка, задача которой, определить эффективность, экономность и рентабельность использования государственных средств, которые используются в ходе деятельности органов государственной власти при выполнении возложенных на них функций.

Похожие статьи

Системный государственный аудит: содержание и проблемы...

Ключевые слова: системный государственный аудит, финансовый аудит, стратегический аудит

Именно Счетная палата РФ является наиболее подходящим органом для решения задач

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган...

Совершенствование применения государственного аудита при...

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок

В России органами государственного аудита являются Счётная палата РФ и контрольно-счётные органы...

Аудит эффективности использования бюджетных средств...

При этом внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ и ее

В целом, аудит эффективности использования государственных средств в России призваны

Всего по результатам проведенных в 2017 году мероприятий на дату подготовки...

государственный финансовый контроль, Счетная палата...

Счетная палата РФ может обладать достаточными полномочиями, чтобы устанавливать

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган

При этом внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ и...

Понятие аудиторской деятельности в Российской Федерации

Государственный аудит в настоящее время проводится органами Счётной Палаты Российской Федерации

С. В. Степашин [18] под понятием «государственный аудит» понимает систему внешнего, независимого публичного контроля за деятельностью органов...

Современные подходы к аудиту государственных...

В статье рассматриваются вопросы стандартизации аудита государственных и муниципальных учреждений, описываются профессиональные стандарты и их формы, а также случаи проведения идентификации внешнего аудита. Выявлены особенности методики проведения...

Аудит эффективности в системе государственного финансового...

Определение, содержание и методику проведения аудита эффективности раскрывает Счетная палата РФ в стандарте финансового контроля 104.

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия...

Взаимодействие представительных органов местного...

Внешний контрольконтроль, осуществляемый контрольным органом, внешним по

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, Счетная палата

Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма...

Аудит эффективности бюджетных средств | Статья в журнале...

Аудит эффективности — это проверка, задача которой, определить эффективность, экономность и рентабельность использования государственных средств, которые используются в ходе деятельности органов государственной власти при выполнении возложенных на них функций.

Задать вопрос