Современные проблемы государственного аудита в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Гасымова Э. В. Современные проблемы государственного аудита в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 176-177. — URL https://moluch.ru/archive/259/59319/ (дата обращения: 15.07.2019).



Ключевые слова: государственный аудит, Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы, внешний государственный аудит, государственный аудитор.

Управление национальными ресурсами как источником благосостояния населения является одной из важнейших задач государства. Контроль за их целевым использованием и эффективностью осуществляется институтом государственного аудита. Его действенный механизм является не только преградой для финансовых злоупотреблений и экономических нарушений, но и основой для сбережения и увеличения финансовых ресурсов. Институт государственного аудита в России существует уже более двадцати лет в виде Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В настоящее время государственный аудит представляет собой вид деятельности, который направлен на повышение эффективности управления национальными ресурсами, составляющими которых являются государственные финансы, природные богатства, интеллектуальный капитал, объекты собственности и многое другое. Государственный аудит является гарантом обеспечения независимого объективного общественного контроля за деятельностью органов власти, выступая от имени государства, ее эффективностью и возможностью достижения установленных целевых показателей развития.

Счетная палата Российской Федерации занимает особое место в системе государственного аудита, данный орган относится к постоянно действующему высшему органу внешнего государственного аудита (контроля), статус независимости которого достигается подотчетностью перед Федеральным Собранием Российской Федерации. В то же время определение «внешний государственный аудит (контроль)» сопрягается с «общественным контролем за расходами национальных ресурсов», что гораздо шире в применении инструментов аудита к долгосрочным стратегическим программам и результатам социальных-экономического развитие государства.

Именно Счетная палата РФ и Контрольно-счетные палаты регионов являются теми органами, на которые возложено решение задач стратегического аудита. Это можно объяснить тем, что в рамках стратегического аудита можно обеспечивать надежную обратную связь в контуре управления, которая будет помогать руководству бюджетных учреждений на каждом этапе осуществления своей деятельности принимать адекватные решения.

Однако, сегодня ощущается серьёзная нехватка высококвалифицированных специалистов в сфере государственного контроля и аудита. Рабочие места в органах государственного контроля занимают узконаправленные специалисты с экономическим или юридическим образованием, поэтому работодатель (в лице государства) вынужден затрачивать дополнительные бюджетные средства на переподготовку кадров, повышение уровня их компетенции и квалификации. В свою очередь, высшие учебные заведения осуществляют подготовку аудиторов, но в основном для коммерческих организаций, которые имеют определённую специфику.

Несмотря на некоторую проработанность темы нашего исследования, как зарубежными, так и отечественными учеными (Бровкина Н. Д., Лозовский Л. Ш., А. З., Стародубцева Е. Б., Степашин С. В.) вопросы качества подготовки высшими учебными заведениями госаудиторов требуют дополнительного внимания и научного обоснования из-за возрастающей роли этого направления контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов, с одной стороны, и с другой — борьбы с коррупцией в органах государственной власти. От качества подготовки государственных аудиторов зависит эффективность использования финансовых ресурсов государств для решения насущных социально- экономических проблем.

«Государственный аудит» как направление подготовки высшего образования является достаточно молодым. Однако, большое количество ВУЗов готовит сегодня специалистов в сфере государственного аудита. В их составе можно выделить Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Поволжский государственный технологический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет и др. В них осуществляется подготовка по базовому курсу (бакалавриат, 4 года обучения) и как завершающий элемент образования — магистратура (2,5 года), однако из-за ограниченности набора они не могут удовлетворить растущий спрос на этих специалистов и поэтому на рынке труда ощущается нехватка их на всех уровнях федерального контроля: от формирования понятийно-нормативной базы до проведения аудита эффективности бюджетных учреждений.

Требования к качеству подготовки специалистов данного профиля сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, в котором определены основные формируемые в процессе обучения компетенции. Они должны быть сформированы у студента в процессе обучения и быть направлены на качественную реализация ими своей профессиональной деятельности, включающей обеспечение контроля и аудита финансовых и иных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и муниципальных органов власти, организаций и учреждений различных форм собственности, процессов формирования и использования данных ресурсов.

Основной задачей можно выделить подготовку высококлассных специалистов финансово-юридической специализации, которые владеют глубокими фундаментальными знаниями в различных отраслях права, в области экономики, сфере государственного аудита, владеющих спецификой современных методик проведения контрольных мероприятий, а также навыков разработки и эффективной реализации управленческих решений.

Свежий взгляд молодых специалистов обеспечит качественное развитие системы, наладит механизм взаимодействия устоявшихся принципов российского аудита и тенденцией в мировом государственном управлении. Одним из таких направлений можно считать значительное усиление внимания правительств стран запада не только к обеспечению целевого характера утвержденных бюджетных расходов, но и к оправданности этих расходов.

В то же время, отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов сферы государственного аудита, владеющих методами проверки отчётной документации, методиками проведения контрольно-ревизионных мероприятий и бухгалтерского учёта, способами анализа полученных данных и выявления тенденций, будет способствовать уменьшению бюрократизации аппарата управления, снижению сроков в принятии управленческих решений.

Поэтому одной из основных задач, которые стоят перед органами государственного финансового контроля — это содействие прозрачности механизма финансового контроля посредством соблюдения норм профессиональной этики аудиторов, формирование ценностной ориентации и воспитание культуры взаимодействия. Образовательный процесс должен обеспечить национальную экономику квалифицированными трудовыми ресурсами, кадрами «нового поколения», которые смогут трансформировать систему государственного аудита в нормативно-правовом и экономическом поле.

Литература:

  1. Лын, Я. И. Аудит как особая форма государственного финансового контроля [Электронный ресурс] // Экономика и право. 2013. Выпуск № 7–8. — Режим доступа: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/—-ep13–07/893
  2. Максимов, Ю. Ю. Аудиторская практика в государственном секторе и государственный контроль // Финансы. 2015. № 11. С.58.
  3. Савченко, Л. А. Правовые основы финансового контроля: науч. пособие. — Киев: ЮринкомИнтер, 2013. — 504с.
  4. Степашин, С. В. Государственный аудит и экономика будущего— Москва: Наука, 2012. — 608 с.


Задать вопрос