Методика выбора источников финансирования инновационного проекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 15.05.2019

Статья просмотрена: 1825 раз

Библиографическое описание:

Годлевская, Е. Н. Методика выбора источников финансирования инновационного проекта / Е. Н. Годлевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 205-209. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59009/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассмотрены этапы жизненного цикла инновационного проекта, соответствующие им источники финансирования, а также предложена методика выбора источников финансирования.

Ключевые слова: инновационный проект, жизненный цикл, стадии проекта, источники финансирования.

Родоначальником теории инновационного развития выступает Йозеф Шумпетер. Им дано определение инноваций — это изменения в технологии и управлении.

По мнению некоторых авторов, инновации — это окончательный результат коллективной деятельности научно-исследовательских и опытно-конструкторских предприятий, а также производителей и потребителей новых средств, предметов труда, потребительских товаров и различного вида новых услуг, технологических процессов, способов организации производства, труда и управления, имеющий более высокую экономическую, социальную и экологическую эффективность в сравнении с аналогом [1].

Инновационный проект — это планируемый к упорядоченной реализации, объединенный одной целью и отнесенный к определенному времени комплекс работ и мероприятий по организации, реализации и выпуску на рынок новых продуктов (услуг) или технологий, связанных по ресурсам, срокам и исполнителям [2, с. 213].

Период от идеи разработки инновационного проекта до выпуска целевой продукции можно определить понятием «жизненный цикл», который включает в себя 3 фазы:

1) предынвестиционная (доинвестиционная) фаза, состоящая из подготовки и принятия конкретного инновационного решения в зависимости от тех или иных критериев, которые отражают специфичность направленности проекта. На этой фазе:

– осуществляется анализ внутренней среды (микроэкономических факторов): анализируется уровень инновационности продукта; рассматривается приемлемая для данного предприятия структура капитала, его обеспеченность необходимыми материальными, трудовыми ресурсами и др.;

– проводится анализ внешней среды (макроэкономических факторов), а именно: анализируется уровень инфляции; социально-экономическое положение страны; эффективность государственного регулирования; уровень безработицы и т. п.; изучаются региональные и отраслевые возможности положительного влияния на принятие нужного инновационного решения; собирается информация о конкурентах, конъюнктуре рынка и др.

На первой фазе цикла принимается решение, с каким инновационным продуктом фирма рассчитывает выйти на рынок. Составляется детальное технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, анализируются, прежде всего, его качественные характеристики, изучаются потенциальные финансовые риски, определяются альтернативные места размещения производства в соответствии с технической и технологической направленностью инновационного проекта, осуществляются все организационные мероприятия по его разработке;

2) инвестиционная фаза включает:

– подготовку всех требуемых документов по проекту;

– определение организационной структуры управления;

– подписание необходимых контрактов с различными предприятиями и организациями, которые задействованы в выполнении отдельных этапов реализации инновационного проекта;

– осуществление строительных работ по созданию лабораторий, сооружению зданий производственного и непроизводственного назначения с развитой инфраструктурой и т. п.

Данная фаза проекта предполагает с учетом предварительно разработанного бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта привлечение заемных финансовых ресурсов в виде кредитов и займов для создания необходимого объема оборотного капитала. Это одно из важнейших условий развития фирмы, реализующей инновационную идею.

Завершающим этапом инвестиционной фазы является сдача производственных зданий, установленных технологических линий и оборудования в эксплуатацию вместе с производственной и социальной инфраструктурой;

3) производственная (эксплуатационная) фаза, отражает заключительный этап цикла инновационного проекта от плана-прогноза до выпуска конкретной продукции, начало финансово-хозяйственной деятельности предприятия, направленной на создание новых материальных ценностей [5, с. 24].

Существует также разделение жизненного цикла инновационного проекта на 5 стадий:

– посевную;

– стартап;

– ранний рост;

– расширение;

– позднюю.

На поздней стадии реализации проекта инвестор выходит из него, т. е. завершает свой инвестиционный цикл.

Каждая стадия жизненного цикла инновационного проекта характеризуется определенными источниками финансирования, выбор которых обусловлен объемом необходимых инвестиций, отрасли, в которой предполагается реализация проекта, целей использования финансовых ресурсов и т. д.

Потребность в инвестициях на посевной стадии и стадии «стартап» обычно ниже, чем на последующих, но первые этапы считаются решающими в становлении компании и определяют ее дальнейшее развитие.

На посевной (предынвестиционной) стадии участники проекта осуществляют верификацию своей идеи, проводят НИОКР, создают лабораторную модель и создают бизнес-модель компании. Как правило, финансирование первого этапа проекта осуществляется за счет собственных сбережений основателей, краудфандинга, участия в различных конкурсах, а также возможно привлечение государственных и частных грантов и взносов частных инвесторов, так называемых «бизнес-ангелов».

На стадии «стартап» обычно создается промышленный образец продукта (для технологического, медицинского стартапа) или альфа-версия (для IT-проекта) и происходит первичный (пробный) запуск продукта на рынке. На данном этапе потребность в финансовых ресурсах более высокая, чем на первом этапе. При этом расходы будут значительно превышать доходы компании, поскольку она только начинает поиск и закрепление каналов сбыта продукции, а также формирование своей базы потребителей.

Крупные организации и фонды довольно редко соглашаются финансировать инновационные проекты на ранних стадиях его жизненного цикла из-за существенных рисков. Центральными инвесторами проектов являются бизнес-ангелы и посевные венчурные фонды. При этом венчурные фонды проявляют больший интерес к проектам, у которых уже разработан образец или альфа-версия, которые в свою очередь можно проверить на потребителях и получить первые отзывы. Данный подход позволяет уменьшить риски невостребованности разработанного продукта и его технологической нереализуемости. А также известно, что венчурные фонды более заинтересованы в тех организациях, где разработка коммерческого продукта находится на финальной стадии: продукт уже протестирован, получены отзывы от первых потребителей и заключены различные договоры на поставку пилотной серии.

На третьей стадии (стадии раннего роста) организация, создающая инновационный продукт, запускает малосерийное производство, постепенно занимает свое место на рынке, продолжает формирование базы потребителей и осуществляет оценку своей рыночной стоимости. На данном этапе основные источники финансирования — это венчурные фонды, как государственные, так и частные или корпоративные; фонды прямых инвестиций; крупные корпорации и другие инвесторы.

На стадии расширения организация занимается энергичным развитием маркетинговой стратегии, поиском выходов на зарубежные рынки, диверсификацией деятельности, разработкой и выпуском нового продукта или его преобразованием. Все это влечет за собой высокую потребность в инвестициях. Главными источниками финансовых средств являются те же, что и на предыдущей стадии. А также возможно привлечение банковского сектора и портфельных инвесторов.

На последней пятой (поздней) стадии развития инновационного проекта инвесторы осуществляют выход из ее капитала. В зависимости от специфики организации и рынка, на котором она завоевала свое место, выбирается наиболее приемлемый механизм выхода, например, продажа стратегическому или финансовому инвестору, выкуп менеджментом компании, публичное размещение акций или ликвидация предприятия [4].

В связи с таким большим количеством возможных источников финансирования инновационного проекта, необходимо разработать методику по выбору источников финансирования.

При разработке схемы финансирования проекта желательно не делать ставку только лишь на один источник финансовых ресурсов. Но при этом следует учесть, что у каждой формы финансирования есть свои определенные сложности. Другими словами, всегда должна быть оправдана экономическая целесообразность широкого спектра средств. Далее рассмотрим методику поэтапного выбора источников финансирования инновационных проектов (Рис. 1) [3, с. 99].

Контроль за составом источников финансирования проекта, выполняемый на каждом этапе, позволяет организации более рационально привлекать новые средства. Риск дефицита средств снижается. Своевременная ревизия помогает сократить и временные затраты на привлечение дополнительных финансовых ресурсов. Именно поэтому была разработана методика выбора источников финансирования инновационных проектов.

На первом этапе команде, реализующей инновационный проект, необходимо определиться с объемом требуемых финансовых ресурсов, а также с перечнем возможных источников финансирования.

После проводится анализ форм финансирования на соответствие определенным критериям. Например, таким как, стоимость, доступность, риск.

Далее из сформированного ранее перечня выбираются те источники, которые соответствуют стадии проекта и выбранным критериям. Как было отмечено ранее, для каждой стадии проекта характерны определенные источники финансирования.

Затем выполняется расчет стоимости привлечения каждого источника и принимается решение о финансировании.

Финансирование может быть осуществлено как на основе одного источника, так и на основе нескольких. Если финансирование планируется осуществлять, используя несколько источников, то следует определить долю каждого источника в общем объеме финансирования.

После прохождения предыдущих этапов составляется график финансирования и проводятся мероприятия по привлечению финансовых ресурсов.

Рис. 1. Методика выбора источника финансирования

Когда пройден этап получения финансовых средств для проекта, командой проекта проводится контроль за осуществлением финансирования, а также за ходом реализации проекта.

Данную методику можно применять для каждого этапа реализации инновационного проекта.

В заключение хочется отметить, что правильный выбор источников финансирования — одна из основных задач управления реализацией инновационного проекта. Приемлемое решение этой задачи позволяет уравновесить доходность и риск вложений в целях получения максимального эффекта от реализации проекта.

Литература:

  1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: в 4 кн. Кн. 4. Инновации и инвестиции: анализ эффективности: учеб. пособие / под ред. Э. И. Крылова, В. М. Власовой. — СПб.: ГУАП, 2010. — 360 с.
  2. Грибов В. Д., Никитина Л. П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 311 с. — (Высшее образование).
  3. Колесов К. И. Финансирования инновационных проектов: учебное пособие / К. И. Колесов; Нижегород. гос. техн. ун-т Р. Е. Алексеева. — Н. Новгород, 2017. — 118 с.
  4. Курилов, К. Ю., Курилова, А. А. Реализация инвестиций на различных стадиях жизненного цикла инновационного проекта / К. Ю. Курилов, А. А. Курилова // Карельский научный журнал. — 2017. — № 2 (19). — с. 91–93.
  5. Проскурин В. К. Анализ, оценка и финансирования инновационных проектов: учеб. пособие / В. К. Проскурин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. — 136 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационный проект, жизненный цикл, источник финансирования, ресурс, стадий, стадий проекта, этап, возможный источник финансирования, инвестиционная фаза, ранний рост.


Похожие статьи

Инвестиционная стратегия предприятия

В статье раскрыто содержание и значимость разработки инвестиционной стратегии предприятия. Обозначены основные мероприятия в рамках такой стратегии и описаны основные источники финансирования. Определены ожидаемые результаты от формирования инвестици...

Инновационный проект как исходный элемент инновационной деятельности предприятия: понятие, содержание и прединвестиционные исследования

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты разработки инновационных проектов, в частности понятие, содержание и прединвестиционные исследования. Представлена приблизительная схема разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) инн...

Источники и виды финансирования бизнеса

В статье рассмотрены виды получения финансовой поддержки предприятием, выявлены их достоинства и недостатки, определен самый эффективный способ сочетания источников финансирования бизнеса.

Особенности стадий венчурного финансирования инновационных проектов

В статье рассматриваются стадии венчурного финансирования инновационных проектов. Обозначены риски, проблемы и особенности каждой стадии венчурного финансирования.

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия

В данной статье рассматривается понятие инвестиционной стратегии. Изучены и раскрыты основные этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия. На основании рассмотренного материала делается вывод о необходимости инвестиционной деятельности, кот...

Обзор методических подходов к формированию инвестиционных программ

В статье автор попытался проанализировать современные методические подходы к формированию инвестиционных программ, их достоинства и недостатки с точки зрения применения на практике. Выявив основные отличия некоторых методических подходов, были подвед...

Развитие методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия

В данной статье исследовано понятие инвестиционной привлекательности, методы ее оценки и их недостатки, а также направления совершенствования данных методов.

Разработка финансовой стратегии предприятия общественного питания

В статье рассматриваются вопросы разработки финансовой стратегии предприятия общественного питания, раскрываются особенности предприятий общественного питания, выявлены характерные для предприятий общественного питания стратегии, анализируются фактор...

Приоритетные направления развития инновационных проектов

В статье рассмотрены основные направления развития науки и техники, изложены основные виды и разделы инновационного проекта, основные критерии инновационных проектов.

Похожие статьи

Инвестиционная стратегия предприятия

В статье раскрыто содержание и значимость разработки инвестиционной стратегии предприятия. Обозначены основные мероприятия в рамках такой стратегии и описаны основные источники финансирования. Определены ожидаемые результаты от формирования инвестици...

Инновационный проект как исходный элемент инновационной деятельности предприятия: понятие, содержание и прединвестиционные исследования

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты разработки инновационных проектов, в частности понятие, содержание и прединвестиционные исследования. Представлена приблизительная схема разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) инн...

Источники и виды финансирования бизнеса

В статье рассмотрены виды получения финансовой поддержки предприятием, выявлены их достоинства и недостатки, определен самый эффективный способ сочетания источников финансирования бизнеса.

Особенности стадий венчурного финансирования инновационных проектов

В статье рассматриваются стадии венчурного финансирования инновационных проектов. Обозначены риски, проблемы и особенности каждой стадии венчурного финансирования.

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия

В данной статье рассматривается понятие инвестиционной стратегии. Изучены и раскрыты основные этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия. На основании рассмотренного материала делается вывод о необходимости инвестиционной деятельности, кот...

Обзор методических подходов к формированию инвестиционных программ

В статье автор попытался проанализировать современные методические подходы к формированию инвестиционных программ, их достоинства и недостатки с точки зрения применения на практике. Выявив основные отличия некоторых методических подходов, были подвед...

Развитие методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия

В данной статье исследовано понятие инвестиционной привлекательности, методы ее оценки и их недостатки, а также направления совершенствования данных методов.

Разработка финансовой стратегии предприятия общественного питания

В статье рассматриваются вопросы разработки финансовой стратегии предприятия общественного питания, раскрываются особенности предприятий общественного питания, выявлены характерные для предприятий общественного питания стратегии, анализируются фактор...

Приоритетные направления развития инновационных проектов

В статье рассмотрены основные направления развития науки и техники, изложены основные виды и разделы инновационного проекта, основные критерии инновационных проектов.

Задать вопрос