Киевские эстонцы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 14.05.2019

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Тамби, С. А. Киевские эстонцы / С. А. Тамби. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 390-399. — URL: https://moluch.ru/archive/258/58990/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье повествуется о культурной и общественной жизни эстонской общины города Киева, а также об эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе.

Ключевые слова: эстонцы, Киев, этнография, история.

The article tells about the cultural and social life of the Estonian community of the city of Kiev, as well as about Estonians who were born, studied or worked in this city.

Keywords: Estonians, Kiev, ethnography, history.

В конце XIX — начале XX века многие эстонские семьи в связи с нехваткой земель стали переселяться из Эстляндской и севера Лифляндской губерний в восточном и южном направлениях, в том числе в Киев и его окрестности. В настоящее время в историографии отсутствует комплексное исследование по истории киевских эстонцев-переселенцев. Данная работа написана в том числе на основе редких архивных документов.

К 1918 году в Киеве проживали примерно 200 эстонцев. К 1915 году, в связи с началом Первой мировой войной, в Киеве жили всего 80–100 эстонцев [9, с. 2]. К 1918 году, в связи с прибытием в Киев эстонских военных беженцев и военнослужащих, их число в разы увеличилось и приблизилось к 400 человек.

Киевские эстонцы трудились на разных позициях — от посыльных и торговцев до библиотекарей и чиновников. Некоторые бедные эстонцы смогли в Киеве «выбиться в люди». В 1911 году умер киевский эстонец Михкельсон, оставив после себя миллионное наследство. Приехав практически без копейки в кармане в Киев, здесь он несказанно разбогател — стал владельцем строительной фирмы, домов и большой бани. Другой киевский эстонец Т. Роотс к 1913 году владел рестораном первого класса, большой гостиницей, несколькими домами и усадьбой в Волынской губернии. Эстонцы из города Валга Адамсон и Вахер открыли лавку с эстонскими товарами на Крытом рынке на Крещатике, где продавали эстонское масло, сыр, колбасу и ветчину [13, с. 1–2].

Киевские эстонцы в основном исповедовали лютеранство. Здание лютеранской церкви Святой Екатерины (Лютеранская улица, дом 22) было заложено 19 июня 1855 года, освящено — 4 августа 1857 года. К 1913 году в этой церкви один раз в месяц проводилась служба на эстонском языке.

Киевское эстонское общество взаимопомощи (далее — Киевское эстонское общество) возникло в 1911 году. Самым сложным этапом его организации было установление адресов киевских эстонцев. О. Янкович (будущий председатель общества) и Х. Кууснер посетили пастора Кёнигсфельта, который помог им в установлении некоторых адресов. Потом двое эстонцев обходили квартиры киевлян, обнаружив адреса всего 5–6 эстонцев. В итоге, с большим трудом удалось установить адреса примерно 20 эстонцев. 26 июня 1911 года устав общества, наконец, был утвержден. Согласно документу, общество могло открывать эстонские школы, оказывать правовую и врачебную помощь своим членам, иметь ссудно-сберегательную кассу [14, с. 2]. Х. Кууснер профинансировал создание библиотеки общества. Много полезного для общества сделал Х. Коллер, помогавший в любом начинании организации. Общество не имело своих постоянных помещений. На первоначальном этапе деятельности аренду помещений производили в зимний период, а после зимы же общество оставалось и вовсе без помещений.

Осенью 1911 года состоялось собрание правления, а также общее собрание членов общества. Киевское эстонское общество направило телеграмму с поздравлениями эстонскому театру «Эндла», открывшемуся 22 октября 1911 года в Пярну [31, с. 2]. 11 декабря 1911 года Х. Кууснер организовал мероприятие под названием «Вечер Калевипоэга». Через несколько дней, 26 декабря, общество справило свой первый Рождественский праздник.

14 октября 1912 года общество отметило в своих помещениях (улица Крещатик, дом 56, квартира 3) годовщину своего основания. Студент Ритсон прочитал собравшимся отрывки из национального эпоса «Калевипоэг», студент Роов декламировал высказывания знаменитых людей, эстонка Лоссман сыграла на рояле, а эстонка Алвер познакомил слушателей с небольшим шуточным произведением. Вечер был очень теплый и интересный.

В 1912 году члены общества задумались над тем, чтобы подключить к работе эстонцев также и из окрестностей Киева. Как рассказал современник, многие украинские эстонцы (из числа как раз жителей окрестностей Киева или из киевских эстонцев, не посещавших общество), уже очень давно не слышали эстонскую речь… Общество хотело собрать их и пригласить артистов из Эстляндской губернии, чтобы те выступили перед киевскими эстонцами [15, с. 2]. 11 ноября 1912 года состоялось собрание правления общества. Было решено к Рождеству 1912 года нарядить елку в помещениях общества (Крещатик, дом 56), а также осуществить сбор с членов общества для организации фонда нуждающимся членам общества [22, с. 2]. В 1912 году организовали крупный семейный вечер: доход составил 7 рублей. 17 февраля 1917 года состоялось очередное общее собрание, в повестку дня которого вынесли вопрос об открытии библиотеки [16, с. 2].

К началу 1913 года общество насчитывало в своих рядах уже 60 членов, а к ноябрю 1913 года — примерно 70 человек [17, с. 1]. 7 ноября 1913 года общее внеочередное собрание общества решило изменить устав организации, чтобы дополнительно учредить Киевский эстонский клуб. Это делалось в связи с тем, что оплата аренды квартиры общества была слишком дорогой, а дополнительные средства оно получить не могло. Необходимо было, чтобы власти разрешили проводить лотереи и игры с получением прибыли, которые бы проводились в рамках мероприятий общества [12, с. 2].

20 февраля 1914 года устав «Киевского эстонского клуба» был утвержден [2]. Уже 16 марта 1914 года в помещениях Киевского эстонского общества прошло первое собрание клуба при обществе. Им руководил председатель Киевского эстонского общества О. Янкович, протоколировал же ход собрания писчий Мориц. В правление «Киевского эстонского клуба» выбрали Линдберга, Тоодо, А. Вахер, Грас, кандидатами стали Р. Роллер, Ф. Вахер, членами ревизионной комиссии — Янкин, Якобсон, Матс, кандидатом — другой Якобсон. Помимо этих людей в правление клуба выбрали ещё трех человек из членов Киевского эстонского общества и двух кандидатов [19, с. 2].

Правление общества подыскало квартиру (с большим залом) для аренды по адресу Институтская улица, дом 14. Весной 1914 года на состоявшемся общем собрании общества в правление председателем выбрали О. Янковича, его помощником — П. Каура, писчим — В. Мори, бухгалтером М. Роотса, его помощником — Й. Коллера, членами ревизионной комиссии — Й. Йохансона, Э. Ритсона и О. Лаксманна [18, с. 2]. Весной 1914 года общество подготовило команду чтецов и докладчиков и начало проводить (в том числе в рамках клуба) семейные вечера с их участием. После проведения в 1914 году семейного вечера клуб остался в убытке на 40 рублей. К 1914 году Киевское эстонское общество сменило пять съёмных квартир. Для экономии финансов эстонцы договорились с Киевским латышским обществом народного образования о том, что они с 1 марта 1914 года будут снимать помещения совместно.

К 1915 году председателем общества являлся О. Линдберг. По состоянию на 1 января 1915 года в обществе состоял 51 человек. За год прибавилось 12 новых членов, сокращение же составило 9 человек. 13 членов общества находились на фронте. В 1914–1915 годах оплата за аренду квартиры общества составила 180 рублей. Весной 1915 года заказали книги для библиотеки клуба, чтобы пополнить ее новыми изданиями. В честь Рождества Христова, показали 27 декабря (9 января по н. ст.) 1915 года собравшимся отрывки из театральной постановки «Кочан капусты» («Kapsapää»; по Оскару Лутсу) [11]. Киевские эстонцы очень хотели создать местный эстонский певческий хор (даже ноты заказали), но всё не удавалось подыскать руководителя хора (такое положение дел продолжалось вплоть до середины Первой мировой войны, когда руководитель всё-таки нашелся).

В период Первой мировой войны эстонцев в Киеве стало гораздо больше. В город прибывали раненные солдаты-эстонцы. Многие эстонцы, сражавшиеся в разных частях, временно останавливались здесь, а потом и вовсе оставались жить в городе. Под управлением одного военнослужащего возник эстонский хор.

С началом военных действий в период Первой мировой войны эстонское общество несколько раз собирало денежные средства в поддержку раненых эстонцев. А летом 1916 года по инициативе Яака Юмарика собрали 15 рублей в поддержку эстонских военнопленных [29, с. 4]. Общество занималось поиском эстонских раненных военнослужащих в лазаретах Киева. К началу апреля 1915 года было установлено, что в патронате княгини Барятинской на улице Институтской, дом 16, находится Карл Эрма, в лазарете на улице Большой Подвальной, дом 38 — Карл Гутманн, в Покровском монастыре — Ийзак, на Крытом рынке в Бессарабке — Мадис Яанверк, в «Скорой помощи» на Рейтарской улице — Каськ и Аугуст Ребане, в 7-й палате лазарета на Гоголевской улице, дом 39 — Крузе, в Дворянском лазарете на Думской площади — Парсманн, в Политехническом институте — Адо Коосимянн, в лазарете на Новой улице — Пеэтер Сусик. Все раненные эстонцы (кроме Эрмы и Парсманна) занимали нижние воинские чины. В честь праздника Вербного воскресения военный пастор Треуманн провел богослужение на эстонском языке и причастил прихожан [30, с. 3].

C:\Users\Sergey\Desktop\Киевские эстонцы\Публикация\Esimene maailmasõda. Vene armee 5. Kiievi grenaderi polgu lipnik Karl Lamp. 1916. EFA.746.0.397802.jpg

Рис. 1.Прапорщик 5-го гренадерского Киевского полка Карл Ламп. 1916 год. Источник: Eesti Rahvusarhiiv. Esimene maailmasõda. Vene armee 5. Kiievi grenaderi polgu lipnik Karl Lamp. 1916. EFA.746.0.397802

26 июня 1916 года Киевское эстонское общество провело семейный вечер по случаю пятой годовщины в своих помещениях по адресу улица Крещатик, дом 50. Собралось примерно 50 человек, в том числе эстонские военнослужащие. Вечер открылся исполнением государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!», за ним последовала эстонская песня «Мое Отечество» («Mu isamaa»). Председатель общества Линдберг напомнил собравшимся о важности этого юбилея. Яак Юмарик рассказал о жизни общества и его текущих планах. П. Мео вспомнил о трудностях создания общества пять лет тому назад. В. Мориц познакомил участников собрания с пятилетним отчетом о жизни общества. 6 ноября 1916 года Киевское эстонское общество провело семейный вечер с показом шуточной постановки «Одолженная женщина» («Laenatud naene»). Собравшихся угощали чаем, который организовали эстонки Л. Мёльдер, Альвер и Матковски [20, с. 4].

15 января 1917 года Киевское эстонское общество провело общее собрание во внутреннем дворе дома, где располагалась его арендуемая квартира, по улице Крещатик, дом 50. В отчете прозвучал тот факт, что за год проведено много интересных мероприятий. Годовой доход организации составил 503 рубля 18 копеек, расход — 324 рубля 7 копеек. Прибыль составила 179 рублей 11 копеек. Самой большой статьей расходов стала аренда помещений для общества — 228 рублей. На библиотечные расходы ушло 47 рублей. В поддержку эстонских военнопленных общество выделило за год из своего бюджета 22 рубля 40 копеек. К середине января 1917 года общество насчитывало 52 члена, из которых многие ещё не вернулись с фронта. Председателем общества выбрали М. Роотса, его помощником — М. Лейбура, писчим — О. Кустлова, его помощником — Трейвальдта, бухгалтером — Й. Вахера, членами ревизионной комиссии — госпожу Роотс, госпожу М. Матс и господина Мео [10, с. 2].

12 марта 1917 года Киевское эстонское общество прислало в Таллин через студента Яака Юмарика для поддержки семей, павших в борьбе за свободу и независимость Эстонии, денежные средства в размере 32 рубля [26, с. 1]. 8 июня 1917 года в помещениях Киевского эстонского общества прошло собрание эстонских юнкеров и солдат. Писчим являлся Х. Куусталь. Прапорщик Вильденау из Таллина познакомил собравшихся с организацией эстонской армии и выразил надежду на то, что эстонские военнослужащие в Киеве смогут учредить свою организацию [3, с. 3]. Этому суждено было сбыться: 13 июня 1917 года был создан Киевский Союз эстонских военнослужащих. Сразу после основания представители этой организации прибыли в Таллин, где приняли участие в собрании Организации эстонских военнослужащих. Союз устраивал в Киеве «политические вечера» с докладами [21, с. 2].

21 апреля 1918 года Киевское эстонское общество выразило через печать протест в связи с направлением так называемого «балтийского посольства» (представителей Латвии, Литвы и Эстонии) в Берлин [34, с. 2]. По информации общества, посланцы были наполовину немцами и не могли представлять интересы Эстонии. В конце текста протеста киевские эстонцы указали на тот факт, что до созыва Эстонского Учредительного собрания вся законная власть в республике принадлежит Правительству Эстонской Республики [25, с. 3].

30 марта 1919 года под председательством М. Рейнбаха (секретарь — Й. Лийв) состоялось собрание Киевского эстонского отделения Коммунистической партии. Оно приняло резолюцию, в которой подчеркивалась важность диктатуры рабочих [23, с. 2]. До лета 1919 года действовал Киевский эстонский национальный Комитет, выдававший украинским эстонцам документы для отправки на родину. Председателем комитета являлся Карл Фельдман, родившийся в Марьямаа. Он получил знания по специальности «Торговое дело» в Рижском политехническом институте. Также учился и на экономическом отделении Московского коммерческого института. Позже работал помощником хранителя библиотеки Киевского университета [24, с. 4]. Летом 1920 года К. Фельдман стал младшим ассистентом библиотеки Тартуского университета [35, с. 1]. С установлением в Киеве власти большевиков Киевское эстонское общество было закрыто, вместо него учредили Киевский коммунистический клуб эстонских рабочих. С приходом в Киев войск А. И. Деникина Киевское эстонское общество вновь открылось, но вскоре его повторно закрыли [32, с. 2–3].

В 1965 году в Киеве состоялся финал Тринадцатой Спартакиады Вооруженных Сил СССР. Эстонцы Р. Тыльп и А. Нурмекиви показали отличные результаты, завоевав серебряные медали [4, с. 5].

С городом Киевом связаны многие известные эстонцы, которые родились, жили, учились или трудились здесь. В 1890-х годах профессором Киевского университета являлся балтийский немец, выпускник Тартуского университета (1886), доктор правоведения (1896) Карл Вильгельм фон Зелер (1861, Рига — 1925, Тарту).

C:\Users\Sergey\Desktop\Киевские эстонцы\Публикация\Seeler Karl Wilhelm von.jpg

Рис. 2. Профессор Киевского университета, балтийский немец, выпускник Тартуского университета Карл Вильгельм фон Зелер

В 1910–1914 годах на медицинском факультете Киевского университета учился эстонский поэт и писатель, политический деятель, премьер-министр правительства Эстонии (1940), председатель Президиума Верховного Совета ЭССР (1940–1946), заслуженный писатель Эстонской ССР Йоханнес-Варес Барбарус (1890, волость Хеймтали — 1946, Таллин).

C:\Users\Sergey\Desktop\Киевские эстонцы\Публикация\J. Vares-Barbarus Kiievis. KM EKLA, A-3015.jpg

Рис. 3. Эстонский поэт, писатель и политический деятель Йоханнес-Варес Барбарус в Киеве. Источник: J. Vares-Barbarus Kiievis. KM EKLA. A-3015

В 1913 году из Таллина в Киев переехал будущий эстонский полковник и дипломат Артур-Бернард Нормак (род. в 1895 году в волости Люганузе). Здесь он приступил к обучению в Политехническом институте. Весной 1915 года его призвали в армию по общей мобилизации. В конце 1917 года он продолжил обучение в институте. В Киеве А. Б. Нормак принял активное участие в работе Эстонского центрального комитета Украины, а также в деятельности Киевского эстонского общества.

В сентябре 1915 года получил назначение на фронт в 5-й гренадерский Киевский Его Императорского Величества Наследника Цесаревича полк, находящийся под Барановичами, офицер Русской императорской армии, эстонский военный деятель, лейтенант Юлиус Куперьянов (1894, Лахово — 1919, Тарту).

C:\Users\Sergey\Desktop\Киевские эстонцы\Публикация\5. Kiievi grenaderipolgu endine rooduülem, Taru maakonna Kaitseliidu ülem leitnant Julius Kuperjanov. 1918. EFA.151.A.447.6.jpg

Рис. 4. Эстонский военный деятель Юлиус Куперьянов служил в 5-м гренадерском Киевском полку. Источник: Eesti Rahvusarhiiv. 5. Kiievi grenaderipolgu endine rooduülem, Taru maakonna Kaitseliidu ülem leitnant Julius Kuperjanov. 1918. EFA.151.A.447.6

В 1916 году Вторую Киевскую школу прапорщиков окончил будущий легкоатлет и спортивный деятель Бернард Абрамс (1891, Таллин — 1945, Инта). В 1925 году он основал спортивный клуб «Калевипоэг», а в 1929 году — Эстонский лыжный клуб, став председателем обоих клубов [33, с. 96]. В 1916 году Киевскую школу прапорщиков окончил старший офицер эстонской армии, воевавший в Первой мировой войне и в Эстонской войне за независимость, начальник штаба Кайтселийта Яан Майде (1896, Вана-Каристе — 1945, Москва).

В 1916–1920 годах ветеринаром в Киеве работал специалист в области ветеринарии и селекционер Михкель Ильмъярв (1891, Нымавере — 1951, Вильянди). Так как он увлекался коневодством, в 1929–1932 годах он был редактором журнала «Моя лошадь». В 1947–1951 годах М. Ильмъярв являлся депутатом Верховного Совета Эстонской ССР [7, с. 110–113].

C:\Users\Sergey\Desktop\Киевские эстонцы\Публикация\Ilmjärv Mihkel.jpg

Рис. 5. Cпециалист в области ветеринарии и селекционер Михкель Ильмъярв работал ветеринаром в Киеве

В период с 1917 по 1919 года в Киеве по специальности «Гримёр» обучался художник-гримёр, актер и педагог, член Союза актеров Эстонской ССР, член Эстонского театрального союза Валдур Тохера (1891, Пярну — 1963, Пярну) [27].

В 1917 году сельскохозяйственное отделение Киевского политехнического института окончил эстонский деятель в области сельского хозяйства, член Временного Земского Совета Эстляндской губернии, председатель Эстонского общества агрономов Яак Юмарик (1891, волость Тухалаане — 1981, Таллин) [5].

C:\Users\Sergey\Desktop\Киевские эстонцы\Публикация\Jaak Ümarik.jpg

Рис. 6. Член Временного Земского Совета Эстляндской губернии Яак Юмарик учился в Киеве

В Киевской землемерной школе обучался будущий певец (бас) и актер Кальо Рааг (1892, Кирумпяя — 1967, Таллин). В 1928–1933 годах он являлся хористом и солистом театра «Эстония».

В 1916 году Киевскую школу прапорщиков окончил будущий актер Александр Нийне (1898, Ямбург — 1954, Вильянди). В 1920–1940 годах он работал бухгалтером, а также тюремным инструктором. В 1940–1954 годах являлся актером в театре «Угала» (город Вильянди).

В 1949–1952 годах в Киеве училась баскетболистка Валентина Куллам (род. в 1930 году в Кировоградской области). Во время учёбы она играла за киевское «Динамо».

В Киевской консерватории училась певица (меццо-сопрано), член Союза театров Эстонской ССР Галина Кальюсте (1946, Омск — 1990, Таллин). В 1976–1980 годах она трудилась педагогом в Таллинской государственной консерватории [8].

В 1955 году в велотуре «Киев-Львов-Киев» принял участие велосипедист и тренер, абсолютный чемпион Эстонской ССР (1952) Херберт Ранд (1922, волость Кярда — 2005, Таллин) [37, с. 94–95].

В 1960–1961 годах солистом в Киевском балете на льду выступал фигурист Вернер Оамер (род. в 1934 году в Ленинграде).

C:\Users\Sergey\Desktop\Киевские эстонцы\Публикация\oamer verner.jpg

Рис. 7. Солист Киевского балета на льду, фигурист Вернер Оамер

В 1971 году докторскую работу по биологии защитил в Киеве физиолог растений, специалист по плодоводству Хейго Мийлда (1919, волость Клоостри — 1989, Тарту). В 1951–1952 году он являлся преподавателем Эстонской сельскохозяйственной академии. В 1961–1964 годах Х. Мийлда был деканом факультета биологии и географии Тартуского государственного университета, в 1974–1989 годах — профессором Тартуского государственного университета. Работал приглашенным профессором в университетах Варшавы, Кракова и Познани.

C:\Users\Sergey\Desktop\Киевские эстонцы\Публикация\Heigo Miidla.jpg

Рис 8. В Киеве защитил докторскую работу по биологии физиолог растений Хейго Мийлда

В 1971 году солистом Киевского театра оперы и балета являлась певица (сопрано) и педагог Дженни Анвельт (род. в 1949 году в Тбилиси). На Всесоюзном певческом конкурсе республик Советского Союза в 1976 году она завоевала I место.

В 1971–1971 годах солистом Киевского балета на льду являлся фигурист, тренер и спортивный деятель Яак Гросс (род. в 1947 году в Таллине). В 1972 году в Киеве получила образование фигуристка и тренер Тийна Гросс (род. в 1952 году в Таллине). В 1971–1973 годах она выступала в Киевском балете на льду.

C:\Users\Sergey\Desktop\Киевские эстонцы\Публикация\gross tiina.jpg

Рис. 9. Образование в Киеве получила фигуристка и тренер Тийна Гросс

В 1975 году в Киеве получил образование тренер по легкой атлетике Андрес Нирк (род. в 1945 году в Пылва). С 1993 года он являлся директором Тартуской школы по легкой атлетике.

В 1978 году в Киеве родилась абсолютная чемпионка мира и Европы по фитнесу, тренер по фитнесу Наталия Назаренко-Кивикас. В 2000 году она окончила Киевский институт международных отношений. Фитнесом начала заниматься в 2003 году. Эстонию на соревнованиях представляла с 2006 года.

В 1979 году кандидатскую диссертацию по биологии защитил в Киеве молекулярный биолог и генетик, член Эстонской академии наук Андрес Метспалу (род. в 1951 году в окрестностях Ракке). А. Метспалу организовал в 1983 году лабораторию экспресс генетики в Тартуском государственном университете. В 2018 году стал руководить новым геномным институтом Тартуского университета — «Tartu Ülikooli Eesti Geenivaramu».

В 1980-х годах в Киеве по направлению «Травматология» обучался баскетболист и спортивный врач Тоомас Тейн (род. в 1955 году в Тарту). Он входил в правление Эстонского союза по легкой атлетике, а в 2003–2005 годах был членом Рийгикогу (парламента Эстонии) X созыва.

В 1988 году в Киевской государственной Реставрационной палате проходил обучение столяр-декоратор, член Объединения технических работников эстонских театров, обладатель премий Таллинского городского театра Тийт Виллемсоо (род. в 1948 году в Таллине) [36].

В 1989 году докторскую работу по биологии защищала в Киеве генетик и цитолог, автор многочисленных научных трудов Тамара Энно (род. в 1929 году в Ленинграде). С 1961 года она работала в институте экспериментальной биологии Эстонского сельскохозяйственного университета. С 2005 года она стала приглашенным старшим научным сотрудником в институте технологии генов Таллинского технического университета.

C:\Users\Sergey\Desktop\Киевские эстонцы\Публикация\Enno Tamara.jpg

Рис. 10. Докторскую работу по биологии защитила в Киеве генетик и цитолог Тамара Энно

В 2003–2005 годах в Киеве жила и работала эстонская актриса, член Эстонского театрального союза Кадри Тамберг (род. в 1954 году в Таллине). Она приняла участие в таких театральных постановках как «Щенок жены трактирщика» (1975), «Паула» (1975), «Главный актер» (1976) и других.

В настоящее время киевские эстонцы по-прежнему активны, они собираются вместе, проводят мероприятия и отмечают праздники — День матери, День Отца, Иванов день, Рождество и другие. Например, 24 июля 2017 года они отметили (по традиции — в Гидропарке, на берегу реки Днепр) Яанипяэв (Иванов день) [6].

4 марта 1994 года в Киеве создано Украинское эстонское общество, целями которого являются сохранение эстонского языка, культуры и традиций, а также ознакомление жителей Украины с эстонцами и Эстонией. Членами-основателями организации стали 21 человек. Президентом общества выбрали Игоря Кырвеля, который возглавлял общество до самой своей смерти в 2002 году. Членами правления стали Линда Ранник, Александр Карро, Маре Литневска, Ааре Кульдсааре, Вийви Варенко. В общество сейчас входят местные эстонские общества в Одессе, Львове и Харькове. Председателем Львовского эстонского общества являлся Воотеле Мазинг (29 марта 1929, Локса — 31 августа 2016, Львов). Его мать Лейда Лизетта Мазинг родилась 13 августа 1908 года.

С 1997 года в Киеве действует эстонский женский хор «Сылеке» (дирижер — Андрес Ролле). С 1999 года он принимает участие в Песенных праздниках в Таллине. В 2004 году общая численность членов Украинского эстонского общества перевалила планку в 500 человек. Преподавателем эстонского языка в Киеве являлась Марта Кулик. В Киеве работал Клуб эстонского языка и культуры. В Киевском университете прошел цикл лекций «Феномен» об эстонской природе и культуре. В 2007 году председателем общества выбрали Маре Литневска, секретарем — Марту Кулик. Тогда эстонским женским клубом руководила Палми Скворцова, работой с детьми и молодежью — Лена Лыхмус, казначеем общества была Маргарита Горная. В ревизионную комиссию входили Уно Циммерман, Линда Писарева и Лена Сливченко. По инициативе и при поддержке общества установлены мемориальные доски некоторым эстонским деятелям культуры, связанным с Украиной.

C:\Users\Sergey\Desktop\Киевские эстонцы\Публикация\2014 год, дорога к Певческому полю, Таллинн.jpg

Рис. 11. Женский хор «Сылеке» Украинского эстонского общества. Дорога к Певческому полю. Таллин, 2014 год

Усилиями Украинского эстонского общества возникло Киевское общество эстонской культуры, председателем которого стал Вадим Горный. Благодаря помощи Таллинского городского собрания в конце мая 1999 года Киевское общество эстонской культуры наконец-то получило помещения, о которых оно ходатайствовало в течение целых 4 лет... Помещения, находящиеся недалеко от станции метро «Оболонь», были арендованы сначала на 5 лет. К 1999 году в Киеве проживали примерно 300 эстонцев, из них лишь 70 человек являлись активными членами эстонского общества [28, с. 10].

В Киеве именем эстонского писателя, драматурга и журналиста, представителя критического реализма в эстонской литературе Эдуарда Вильде (1865, Пудивере — 1933, Таллин) названа одна из улиц городского жилого массива Воскресенка (по-украински — вулиця Едуарда Вiльде). Она была выделена и названа так в 1965 году, а до этого эта улица являлась частью улицы Малиновской Воскресенской слободки. В 1971 году Волчьегорская улица в Киеве была переименована в Эстонскую улицу (укр. — Естонська вулиця), она находится в Шевченковском районе города Киева, в местности Нивки [1, с. 73].

Таким образом, киевские эстонцы-переселенцы внесли значительный вклад в историю и культуру многонационального города Киева.

Литература:

  1. Вулиці Києва: довідник. За ред. А. В. Кудрицького. Києв: Українська енциклопедія ім. М. П. Бажана, 1995. С. 73.
  2. Устав Киевского Эстонского общества взаимопомощи. Киев, 1914. 10 с.
  3. Eesti sõjawäelaste organiseerimine Kiiewis // Meie Elu. 1917. № 38. 22.06.1917. Lk. 3.
  4. Eestlased Kiievis punaarmee spratakiaadil // Võitleja. 1965. № 9. 01.09.1965. Lk. 5.
  5. Jaak Ümarik // Eesti aianduse biograafiline leksikon. Tallinn, 1998.
  6. Jaanikud 2017 — Kiievi eestlaste jaanipidu // Eesti Kultuuriseltside Ühendus. 24.07.2017. URL: https://kultuuriseltsid.ee/uudised/2017/jaanikud-2017-kiievi-eestlaste-jaanipidu (дата обращения: 04.02.2019).
  7. Kavak H. Mihkel Ilmjärv — 100 (1891–1951) // Eesti Loomaarstlik Ringvaade. № 1–2, 1991. Lk. 110–113.
  8. Klaas A. Silmapaistev loominguline saavutus // Sirp ja Vasar. 1951. 05.05.1951.
  9. Kiiewi Eesti… // Postimees. 1916. № 66. 21.03.1916. Lk. 2.
  10. Kiiewi Eesti Selts // Päewaleht. 1917. № 22. 27.01.1917. Lk. 2.
  11. Kiievi Eesti Seltsi jõuluõhtu (1915) // Eesti kirjandusmuuseum. URL: http://krzwlive.kirmus.ee/et/lisamaterjalid/ajatelje_materjalid?item_id=1075&table=Events (дата обращения: 01.02.2019).
  12. Kiiewi Eesti Wastastikku Abiandmise Selts… // Postimees. 1913. № 261. 12.11.1913. Lk. 2.
  13. Kiiewi eestlased // Tallinna Teataja. 1913. № 262. 14.11.1913. Lk. 1, 2.
  14. Kiiewist // Postimees. 1911. № 126. 10.06.1911. Lk. 2.
  15. Kiiewist // Postimees. 1912. № 256. 03.11.1912. Lk. 2.
  16. Kiiewist // Postimees. 1913. № 51. 02.03.1913. Lk. 2.
  17. Kiiewist // Postimees. 1913. № 265. 16.11.1913. Lk. 1.
  18. Kiiewist // Postimees. 1914. № 59, 13.03.1914. Lk. 2.
  19. Kiiewist // Postimees. 1914. № 66. 21.03.1914. Lk. 2.
  20. Kiiewist // Postimees. 1916. № 272. 26.11.1916. Lk. 4.
  21. Kiiewist // Postimees. 1917. № 177. 08.08.1917. Lk. 2.
  22. Kiiewist // Päewaleht. 1912. № 268. 20.11.1912. Lk. 2.
  23. Kommunistlise Partei Kiiewi Eesti osakonna poolt… // Edasi. 1919. № 82. 18.04.1919. Lk. 2.
  24. Kooli elu // Päewaleht. 1920. № 187. 23.08.1920. Lk. 4.
  25. Kui Ukraina eestlased protesteerisid Saksa surwe wastu // Postimees. 1938. № 57. 27.02.1938. Lk. 3.
  26. Kwiitung // Tallinna Teataja. 1917. № 67. 24.03.1917. Lk. 1.
  27. Nugis R. Kui kuningas ei saanud surra, sest ta habe oli lahti // Õhtuleht. 1948. 21.02.1948.
  28. Nurmoja J. Ukraina Eesti Seltsil oma maja // Vaba Eesti Sõna. 1999. № 26. 24.06.1999. Lk. 10.
  29. Peedu A. Kiiewi Eesti Selts // Postimees. 1916. № 173. 02.08.1916. Lk. 4.
  30. Peedu A. Eesti sõjamehed Kiiewi haigemajades // Postimees. 1915. № 73. 02.04.1915. Lk. 3.
  31. Pärnu «Endla» pühitsemine // Sakala. 1911. № 83. 28.10.1911. Lk. 2.
  32. Sepp A. Ukraina // Waba Maa. 1920. № 236. 16.10.1920. Lk. 2–3.
  33. Toomsalu R. Üks kevade ja üks suvi. Tallinn, 1993. Lk. 96.
  34. Ukrainas wiibiwate eestlaste protest Saksa surwe politika wastu Eestis // Eesti Päevaleht Peterburis. 1918. № 26. 31.05.1918. Lk. 2.
  35. Uued jõud Tartu ülikooli juures // Waba Maa. 1920. № 187. 21.08.1920. Lk. 1.
  36. Villemsoo M.-R. Juubilaridest lavatagused jõud // Eesti Päevaleht. 2013. 23.08.2013.
  37. 100 aastat jalgrattasporti Eestis. Koostanud H. Kask. Tallinn, 1986. Lk. 94–95.
Основные термины (генерируются автоматически): Киев, Таллин, Киевское эстонское общество, эстонский, эстонец, общество, Киевский университет, Крещатик, Эстонская, эстонский язык.


Похожие статьи

Эстонская диаспора на челябинской земле

В статье рассказывается о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Челябинска и его окрестностей, а также об эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе.

Эстонская община в Пскове: история и современность

В статье повествуется об истории эстонской общины города Пскова. Рассказывается о религиозной, культурной и общественной жизни местных эстонцев, их городских организациях, а также об известных эстонцах, связанных с городом Псковом.

Из истории екатеринбургских эстонцев

В статье повествуется об истории эстонской диаспоры города Екатеринбурга. Рассказывается о религиозной и культурной жизни местных эстонцев, а также об известных эстонцах, связанных с городом Екатеринбургом.

История эстонской общины в г. Кисловодске

В статье рассказывается об истории эстонской общины города Кисловодска. Повествуется о контактах между Кисловодском и Эстонией, а также об известных эстонцах, родившихся, работавших или отдыхавших в этом городе.

Культурная жизнь эстонской общины Московского района г. Санкт-Петербурга. Исторический очерк

В статье говорится о культурной и общественной жизни эстонской общины Московского района города Санкт-Петербурга, а также о некоторых мероприятиях, проводимых представителями этой общины.

Тифлисские эстонцы. Исторический очерк

В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования ...

Эстонцы на земле Кабардино-Балкарии

В самом начале добавить следующее описание и добавить ключевые слова: В настоящей статье рассматривается деятельность Эстонского национально-культурного центра «Кодумаа» со времени его возникновения в 2003 году и до наших дней.

Эстонская община в Удельной

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Удельной — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит ч...

Эстонцы на волосовской земле. Деревня Эдази (Эстонское Калитино)

В статье повествуется о переселении эстонцев в волосовскую деревню Эдази (Эстонское Калитино), а также о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины в этом населенном пункте. Новизна исследования заключается в том, что данная тема...

Эстонская страница в истории Озерков

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Озерках — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит чи...

Похожие статьи

Эстонская диаспора на челябинской земле

В статье рассказывается о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Челябинска и его окрестностей, а также об эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе.

Эстонская община в Пскове: история и современность

В статье повествуется об истории эстонской общины города Пскова. Рассказывается о религиозной, культурной и общественной жизни местных эстонцев, их городских организациях, а также об известных эстонцах, связанных с городом Псковом.

Из истории екатеринбургских эстонцев

В статье повествуется об истории эстонской диаспоры города Екатеринбурга. Рассказывается о религиозной и культурной жизни местных эстонцев, а также об известных эстонцах, связанных с городом Екатеринбургом.

История эстонской общины в г. Кисловодске

В статье рассказывается об истории эстонской общины города Кисловодска. Повествуется о контактах между Кисловодском и Эстонией, а также об известных эстонцах, родившихся, работавших или отдыхавших в этом городе.

Культурная жизнь эстонской общины Московского района г. Санкт-Петербурга. Исторический очерк

В статье говорится о культурной и общественной жизни эстонской общины Московского района города Санкт-Петербурга, а также о некоторых мероприятиях, проводимых представителями этой общины.

Тифлисские эстонцы. Исторический очерк

В статье повествуется о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины города Тифлиса (ныне Тбилиси) в конце XIX-начале XX века, а также об известных эстонцах, родившихся, учившихся или работавших в этом городе. Новизна исследования ...

Эстонцы на земле Кабардино-Балкарии

В самом начале добавить следующее описание и добавить ключевые слова: В настоящей статье рассматривается деятельность Эстонского национально-культурного центра «Кодумаа» со времени его возникновения в 2003 году и до наших дней.

Эстонская община в Удельной

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Удельной — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит ч...

Эстонцы на волосовской земле. Деревня Эдази (Эстонское Калитино)

В статье повествуется о переселении эстонцев в волосовскую деревню Эдази (Эстонское Калитино), а также о культурной, общественной и хозяйственной жизни эстонской общины в этом населенном пункте. Новизна исследования заключается в том, что данная тема...

Эстонская страница в истории Озерков

В настоящем историко-этнографическом исследовании автор рассказывает о культурной жизни эстонской общины Санкт-Петербурга в Озерках — тогдашнем дачном предместье российской столицы (ныне — исторический район Санкт-Петербурга). Также автор знакомит чи...

Задать вопрос