Проблема конституционно-правового регулирования охраны достоинства личности в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 09.05.2019

Статья просмотрена: 1062 раза

Библиографическое описание:

Жендринская, Д. М. Проблема конституционно-правового регулирования охраны достоинства личности в России / Д. М. Жендринская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58775/ (дата обращения: 15.11.2024).



Согласно части 1 статьи 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Однако в самой в Конституции нет ответа на вопрос, что такое достоинство личности. Нет определения и в других актах: на законодательном уровне отсутствует правовая дефиниция понятия «достоинство личности». Вместе с тем, Конституционный суд РФ, как единственный орган, управомоченный давать официальное толкование конституционным нормам, под достоинством личности понимает неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Поэтому, как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере обеспечивать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство. Обеспечить достоинство человека – значит прежде всего относиться к нему не как к объекту воздействия со стороны государства, а как к равноправному субъекту, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции) и спорить с государством в лице любых его органов [6]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что правовая дефиниция «достоинства личности», хотя и не в полном объеме, но все же существует.

Достоинство личности является неотъемлемым, неотчуждаемым и естественным правом человека, которое принадлежит ему с рождения. Концепция о неотчуждаемости прав человека была сформирована мыслителем школы естественного права Дж.Локком. Право на достоинство личности не зависит от принадлежности человека к определенной категории лиц, будь то это должностное положение, его вероисповедование, национальность и т.д. Относительно этого в своей работе В. Е. Гулиев ссылается на Гегеля: «человек обладает … значением, потому что он человек, а не потому что он иудей, католик, протестант, немец, итальянец и т.д.» [3, с.45].

Эквивалентом достоинства личности не могут быть какие-либо другие материальные и нематериальные ценности – оно должно быть выше.

В своей книге «Демократия и достоинство личности» В. Е. Гулиев проанализировал развитие понятия человеческого достоинства в разных эпохах. По мнению мыслителей школы естественного права Дж.Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы понятие личной свободы человека было тесно связано с достоинством человека, свобода рассматривалась как основной аспект достоинства. В.Е. Гулиев приводит слова Дж. Локка: «Свобода человека в обществе заключается в том, что он не подчиняется никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве… Там, где нет законов, там нет и свободы» [3, с.45]. Достоинство человека в полной мере обеспечивается в правовом, а правовое государство – это расположение закона выше существующей власти. Достоинство – это ничто иное как его основные права и свободы человека, поэтому если нет права, то и нет возможности полной реализации свободы человека.

Значительный вклад в развитие концепции достоинства человека внес выдающийся представитель немецкой классической философии И. Кант, который, заявляя идею категорического императива, утверждал, что «человек лишь живет из чувства долга…» [3, с. 50; 5, с. 415]. Идея долга И. Канта заключалась в том, что долг, по его мнению: «возвышает человека над самим собой как частью чувственно воспринимаемого мира» [3, с. 50; 5, с. 413]. Кроме того, знаменитое кантовское изречение: «относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» – стало золотым правилом нравственности.

В XIX в. на идею достоинства личности обрушился шквал критики со стороны таких немецких мыслителей как Шопенгауэр, Ницше, которые считали человека не более чем обычным существом, обитающим на земле, априори считая его грешным. Произошло уменьшение значительности простого человека как ценности в целом. Для подтверждения факта яростного отрицания ценности человека В.Е. Гулиев цитирует Ницше, который полагал, что «человек, как вид, не представляет прогресса по сравнению с каким-либо иным животным» [3, с.57]. И, к сожалению, идеи Ницше об отрицании ценности и достоинства человека сыграли значительную роль в развитии идеологии фашизма. Войны XX века практически свели на нет идеи уважения достоинства личности. Лишь после Второй мировой войны, с середины XX века, пережив страшные потрясения, люди в целом стали более уважительно относиться друг к другу. Так, вторая половина XX века была ознаменована принятием большого количества международных актов, закрепляющих ценность основных прав и свобод личности, и в которых получила отражение и категория достоинства личности. В статье 1 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» [1]. В преамбуле Международного пакта гражданских и политических прав говорится: «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира… права вытекают из присущего человеческой личности достоинства» [2].

Принятие этих актов имело исключительное важное значение для развития правосознания и правовой культуры мирового общества в целом.

С точки зрения современных подходов важно не только определить понятие «достоинство личности», так как до сих пор оно рассматривалась, прежде всего, с точки зрения этических и моральных представлений. В настоящее время немаловажным является правовое регулирование достоинства личности. В праве достоинство личности может выступать как правовой принцип, как объектом правовой защиты, и как объект правовой охраны. Так, Н. И. Насиров и Е.А. Кантипенко определяют достоинство личности как фундаментальный принцип осуществления государственной власти: «законодательство не наделяет достоинством человека, а лишь признает и гарантирует его за ним… достоинство человека должно функционировать как фундаментальный принцип государственной власти-государство служит обеспечению достоинства человека» [8]; «достоинство человека является общим правовым принципом, фундаментальным правом человека, из которого следуют такие права, как право на жизнь и равноправие во всех его проявлениях» [5]. То есть, по их мнению, достоинство личности выступает как правовой принцип, от которого государство должно отталкиваться. Согласно мнению А.А. Опалевой достоинство личности является «объектом правовой защиты. Правовой характер отношений, связанных с достоинством, проявляется лишь после их нарушения. Другими словами, юридическое содержание достоинства состоит в защите права на неприкосновенность достоинства» [9]. Есть и другое мнение, основанное на тексте статьи 21 Конституции РФ. Согласно ее положениям, достоинство охраняется государством. Надо сказать, понятия «защита прав» и «охрана прав» несут различные смысловые нагрузки. По этому поводу А.П. Смирнов ссылается на мнение Н.И. Матузова: «Вообще охрана и защита субъективного права или охраняемого законом интереса – не одно и то же: охраняются они постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Эти понятия не совпадают» [7, с.130-131; 11]. Исходя из этого можно отметить, что в научной среде нет единообразного подхода к определению «достоинства личности», что объективно обусловлено отсутствием четкого правовой дефиниции достоинства личности.

В заключение можно отметить неполноту содержания статьи 21 Конституции по сравнению с аналогичными нормами конституций других стран. Так, например, в статье 1 Основного закона ФРГ сказано: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всей государственной власти» [10], в то время как в российской говорится лишь об охране и невозможности его умаления. Кроме того, достоинство личности относится к категории фундаментальных прав и свобод человека. Поэтому так или иначе статья 2 и статья 21 Конституции РФ тесно связаны друг с другом. Без признания и соблюдения, защиты прав и свобод человека невозможно говорить о достоинстве человека. Без признания и охраны достоинства личности нельзя говорить о правах и свободах человека как о высшей ценности. Исходя из этого, достоинство личности также является высшей ценностью, и, одновременно, признание и соблюдение основных прав и свобод человека – это то же самое, что и признание достоинства личности.

Литература:

  1. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] // Правовой сайт «КонсультантПлюс».URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2019).
  2. "Международный пакт о гражданских и политических правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Правовой сайт «КонсультантПлюс».URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 14.04.2019).
  3. Гулиев В.Е. Демократия и достоинство личности [Текст] / В.Е. Гулиев, Ф.М. Рудинский. — М., 1993.
  4. Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1965, т. 4, ч.1, с. 478.
  5. Кантипенко Е. А. Развитие понятия «достоинство человека» как нравственно-правовой категории концепции прав человека // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2015. – № 2. – С. 14–21.
  6. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – URL:http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-2/st-21-krf (дата обращения: 13.04.2019).
  7. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. 214 с.
  8. Насиров Н.И. Право человека на достоинство и его природа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/pravo-cheloveka-na-dostoinstvo-i-ego-priroda (дата обращения: 13.04.2019).
  9. Опалева А. А., Опалев А.В. Защита достоинства личности: моральная или правовая проблема? // Вестник Московского университета МВД России. 2017г. N 3. – С.179-182.
  10. Основной закон ФРГ. – URL:https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&l=ru&object=translation (дата обращения: 13.04.2019).
  11. Смирнов А.П. Соотношение понятий «охрана прав» и защита прав». – URL:http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/331/image/331-123.pdf (дата обращения: 13.04.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): достоинство личности, достоинство человека, свобода человека, высшая ценность, Конституция РФ, нет, государственная власть, полная мера, правовая защита, правовой принцип.


Похожие статьи

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Проблема конституционно-правового регулирования соматических прав человека

Некоторые проблемы гражданско-правового регулирования отношений добровольного медицинского страхования

Особенности конституционно-правовой ответственности органов местного самоуправления

Проблемы обеспечения гендерного равенства в конституционном праве

Актуальные проблемы судебной защиты права на альтернативную гражданскую службу в России

Проблема определения понятия чести, достоинства и деловой репутации при компенсации морального вреда в Республике Беларусь

Актуальные проблемы реализации прав, свобод и гарантий педагогических работников

Некоторые проблемы правового регулирования института конкуренции в Российской Федерации

История развития правового регулирования имущественных отношений супругов в России

Похожие статьи

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Проблема конституционно-правового регулирования соматических прав человека

Некоторые проблемы гражданско-правового регулирования отношений добровольного медицинского страхования

Особенности конституционно-правовой ответственности органов местного самоуправления

Проблемы обеспечения гендерного равенства в конституционном праве

Актуальные проблемы судебной защиты права на альтернативную гражданскую службу в России

Проблема определения понятия чести, достоинства и деловой репутации при компенсации морального вреда в Республике Беларусь

Актуальные проблемы реализации прав, свобод и гарантий педагогических работников

Некоторые проблемы правового регулирования института конкуренции в Российской Федерации

История развития правового регулирования имущественных отношений супругов в России

Задать вопрос