В статье затрагиваются некоторые вопросы реализации права на жилище в современной России, а также приводится сегодняшнее положение дел по вопросу обеспечения и реализации права граждан на жилище, в том числе, путем анализа существующих государственных программ. Право гражданина охраняется законом, и потому, запрещены действия, направленные на воспрепятствование реализации права на жилище гражданами России. Одновременно с тем, при реализации гарантированного Конституцией РФ права гражданина на жилище часто встречаются с проблемами при реализации данного права, что порождает необходимость обращения на данный вопрос пристального внимания.
Ключевые слова: государство, право, жилище, конституционно-правовой статус гражданина, местное самоуправление, органы власти, исполнительные органы власти, реализация права на жилище, федеральные целевые программы.
In article some questions of realization of the right to housing in modern Russia are raised and also the current situation of affairs on a question of providing and realization of the right of citizens to the dwelling, including, by the analysis of the existing state programs is given. The right of the citizen is protected by the law and therefore, the actions directed to hindrance of realization of the right to housing by citizens of Russia are forbidden. Along with that, at realization of the right of the citizen for the dwelling guaranteed by the Constitution of the Russian Federation often meet problems at realization of this right that generates need of the address on the matter of close attention.
Keywords: state, right, dwelling, constitutional legal status of the citizen, local government, authorities, executive authorities, realization of the right to housing, federal target programs.
Право на жилище входит в состав основополагающих прав человека и гражданина, и, одновременно с тем, образует статус гражданина РФ. В статье 40 Конституции РФ [1] указывается, что «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». Из вышеуказанного следует, что государство имеет прямую обязанность обеспечить своих граждан жильем. Реализация данной обязанности может происходить через муниципальные, региональные или федеральные органы исполнительной власти, которые должны обеспечить жильем, прежде всего малообеспеченных граждан. Кроме того, муниципальные исполнительные органы государственной власти должны содействовать расширению государственного, а также муниципального жилищных фондов, гарантировать и создавать стабильные устойчивые условия для реализации права пользования и получения жилища. Право гражданина охраняется законом, и потому, запрещены действия, направленные на воспрепятствование реализации права на жилище гражданами России. В свою очередь государство имеет прямой интерес в том, чтобы гарантировать реализацию права на жилище своим гражданам. Однако, в то же время, при реализации гарантированного Конституцией РФ права гражданина на жилище довольно часто встречаются с разнородными проблемами при реализации данного права, что порождает необходимость обращения на данный вопрос пристального внимания.
Проведенный анализ содержания различных правовых актов позволил прийти к выводу о том, что право на жилище распространяется на широкий круг субъектов — не только граждан России, но и лиц, не имеющих российского гражданства, но которые находятся на территории Российской Федерации на законных основаниях. В связи с этим представляется не совсем корректным изложенное в статье 1 Жилищного Кодекса РФ [2] положение о том, что правом на жилище обладают только граждане. Более того, в пункте 4 статьи 1 ЖК РФ говорится: «Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством». Мы считаем, что в данной трактовке по логическому смыслу должно быть употреблено слово «лица», нежели «граждане», поскольку граждане пребывают на территории Российской Федерации априори на законных основаниях, а вот лица — то есть иностранные граждане, а также лица без гражданства — могут находиться как легально, так и не легально на территории РФ. В связи с большим количеством подобного рода смысловых подмен в статья Жилищного кодекса РФ мы считаем целесообразным для законодателя более внимательно пересмотреть содержание и смысловую логическую нагрузку норм и правильно распределить указания на жилищные права как граждан, так и иных лиц.
Недостаточно четкое изложение реализации права на жилище находит свое отражение и в иных правовых актах. Например, из содержания статьи 288 ГК РФ следует, что «Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством». Из содержания данной нормы наглядно видно, что под собственником помещения подразумевается опять же, только лишь гражданин, при том, что, как мы выше уже указывали, из норм Конституции РФ следует, что правом на жилище обладает не только гражданин, но и любое лицо, законно пребывающее на территории России.
Далее, хотелось бы заострить внимание на правах детей на жилище в случаях при разводе родителей. Развивая данную норму необходимо сперва обратиться ко второму разделу ЖК РФ, где, за исключением статьи 30 указывается, что «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения» имеется не у всех собственников, а только граждан, которые в силу закона могут обладать любыми видами жилищных прав, из чего следует, что жилое помещение, которым владеет гражданин, может быть использовано для личного проживания его самого, а также для проживания его семьи. В соответствии с положением части 1 статьи 31 ЖК РФ «к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи». Кроме этого, «собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных» (ч.2 ст. 30 ЖК РФ). Далее, в пунктах 4–6 статьи 31 ЖК РФ раскрываются правовые последствия прекращения семейных отношений и следующей вслед за ней утраты права пользования жилым помещением собственника, который был супругом, если иное не будет установлено брачным договором. При этом в данных частях статьи 31 ЖК РФ указывается, что на основании решения суда бывший супруг, при отсутствии у него другого жилого помещения, либо же при отсутствии снимать другое жилое помещение может некоторое время пожить в жилом помещении собственника — бывшего супруга. Более того, «суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию». В данном случае не совсем понятно, как проводить параллель между понятиями «бывшего супруга и других членов его семьи» а также детей, если таковые были рождены в браке. Если супруг получает статус «бывший», то ребенок такового статуса не получает, и, соответственно, не должен утрачивать права проживания в данном жилом помещении. Однако судебная практика говорит об обратном. Так, если ребенок имеет прописку в другом жилом помещении и/или имеет долю части иного жилого помещения, то, как правило, он подлежит выселению вместе с бывшим супругом. При этом, необходимо отметить, что в жизненных реалиях возникают такие ситуации, когда ребенок имеет лишь формальную прописку, или же имеет долю в жилом помещении, но, в силу своего возраста не может воспользоваться самостоятельно своим правом на жилище и защитить свои права, и в результате возникает вопрос о месте его дальнейшего проживания. Как правило, место проживания ребенка определяется вместе с местом проживания его матери, но данный ход событий носит исключительно моральную и нравственную подоплеку, то есть, уповает на порядочность и добросовестность исполнения своих родительских обязанностей со стороны матери. В случаях же когда родители недобросовестно выполняют свои родительские обязанности, выходит, что ребенок остается, фактически, на улице. Кроме того, даже совершеннолетний ребенок, который учится в высшем учебном заведении не всегда в состоянии обеспечить себя жильем в силу объективных обстоятельств, а именно, высоких цен на жилье. Именно поэтому, необходимо отдельно дополнить статью 31 ЖК РФ пунктами, касающимися отдельно прав на жилище детьми как несовершеннолетнего, так и совершеннолетнего возраста по аналогии с тем, как родители обязаны платить алименты своим совершеннолетним детям, которые осуществляют обучение в высших учебных заведениях на очной форме (ст.85 СК РФ [3]), а также упрочнить положение совершеннолетних детей, которые только окончили получение высшего образования и начинают трудовую деятельность ввиду их высокой социальной и материальной уязвимости. В целом, в настоящее время смысловое причисление детей к категории бывших родственников, как то следует из содержания изложенной в данный момент редакции статьи 31 ЖК РФ нарушает права детей в целом, а также Конституцию РФ в ст. 2, ст. 18 п.3 и ст. 38 п.2.
Не ясен также вопрос о праве на жилище и иных бывших членов семьи в случае расторжения брака. Несмотря на то, что суд может обязать продлить право на проживание на территории бывшего супруга какое-то время, остается актуальным вопрос о решении проблем с поиском жилья для социально незащищенных граждан — помимо детей, это еще пожилые родственники, родственники –инвалиды или недееспособные. Аналогичный вопрос с поиском жилого помещения возникает и в отношении тех лиц, которые в силу некоторых жизненных обстоятельств не смогли найти себе жилое помещение для проживания, например, в связи с болезнью или потерей работы. Данные положения необходимо учесть и обговорить в специальных нормах ЖК РФ. В настоящее же время продление решения суда по данному вопросу, конечно же, возможно, но на основании не норм жилищного кодекса, а положений статьи 203 ГПК РФ [4], что искажает реализацию конституционного права на жилище.
Говоря о проблемах реализации права на жилище хотелось бы также затронуть и практическую сторону его реализации. Если в Конституции РСФСР 1978 года [5] закреплялось право на жилище как одно из фундаментальных прав граждан, то там же, в Конституции и гарантировалось предоставление жилище гражданам со стороны государства. Справедливо заметить, что в подобном изложении Конституции государство реализовывало право на жилище в полном объеме. Действующая же Конституция России от 1993 года, закрепляя права граждан, отнюдь уже не гарантирует предоставление жилища гражданам, а всего лишь содействует его осуществлению. Предполагается, что подобное содействие реализуется через действующие в настоящее время федеральные целевые программы типа «Жилище» или «Молодая семья», а также налоговые вычеты, предоставляемые гражданам при покупке квартиры единожды, а также предоставление банками ипотечных кредитов для реализации возможности осуществления права на жилище, потому как накопить сумму, необходимую для покупки квартиры среднестатистическому гражданину не представляется адекватно объективно возможным.
Если говорить более детально о различных программах в реализации права на жилище среди граждан, то, в соответствии с федеральным законодательством, на 2019 год активны следующие виды программ: «Ипотека-молодая семья», программа «Жилище», предоставление доступного жилья для людей, которые относятся к категориям участника боевых действий, поддержка работников бюджетных организаций, предоставление помощи для приобретения и строительства жилых объектов для сельских поселений.
Указанные программы реализуются на основании следующих законных актах: Постановление Правительства Москвы от 5 мая 2014 г. N 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»» [6]; Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 25.08.2015 N 889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050"» [7]; Жилищный кодекс Российской Федерации. Однако не все положения данных нормативных актов соответствуют конституционности.
Например, Федеральная целевая программа «Жилище» в 2019 году предусмотрена для граждан, остро нуждающихся в собственном жилье. Покупка квартиры или дома — неподъемная задача для многих граждан в России. По этой причине в ситуацию вмешалось государство, выпустившее в 2010 году Постановление под номером 1050. Документ оформлен 17 декабря, а уже с 1-го января 2017 года программа «Жилище» вступила в силу. По заявлению представителей власти она рассчитана до 2020 года, а в 2018 году дополнился список лиц, получивших доступ к помощи государства.
Помощь государства предусмотрена, как правило, для молодых семей с одним или двумя родителями, а также детьми до 18 лет. Ключевые условия участия в программе «Жилище» — острая необходимость в оптимизации условий проживания и наличие гражданства РФ хотя бы у одного из родителей. В рамках данной программы реализуется подпрограмма под названием «ипотека — молодая семья».
При рассмотрении кандидатуры уделяется внимание и возрасту претендента. Один из родителей должен быть младше 35 лет. Дополнительное требование — подтверждение наличия работы и дохода. Вопросы о соблюдении конституционности возникают относительно трактовки словосочетания «молодая семья». Так, в Постановлении Правительства сказано, что «возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет». Из данной формулировки не совсем ясно, что подразумевает законодатель под словосочетанием «молодая семья». Несмотря на то, что законодательно нигде не прописано, тем не менее, практика говорит о том, что молодой семьей признаются официально зарегистрированные в органах ЗАГС отношения, которые моложе трех лет. То есть, исходя из данной формулировки, молодой семьей может быть абсолютно любой брак, который действует менее трех лет. В данном случае не совсем ясно, почему же законодатель устанавливает возрастной ценз, а уж тем более, чем обусловлен возрастной ценз именно в 35 лет. Если таким образом законодатель намекает, что после 35-летнего рубежа возникает большая вероятность получения наследства от умерших родителей, то на этот счет указаны иные требования данной программы, которые исключают участие в ней при наличии достаточно количества жилой площади. Мы считаем, что установление возрастного ценза в рамках программы «молодая семья» противоречит здравому смыслу. Более того, в данном же Постановлении указывается, что «возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет». Практика реализации данной программы неоднократно показывала, что люди находятся в очереди в данной программе годами, а подобное выражение законодателя носит антисоциальный характер и осознанно направлено на умышленное сокращение количества претендентов в данную программу. Мы считаем справедливым исключить данный пункт из содержания Постановления. Обобщая все вышесказанное считаем, что необходимо переработать требования для участия в программе «Ипотека — молодая семья», поскольку существующие в настоящий момент условия участия в данной программе имеют прямые нарушения в области соблюдения гарантий реализации права человека на жилище.
В целом, проведя анализ правовых актов, регулирующих право на жилище, а также программ, направленных на содействие в реализации права на жилище среди граждан, мы сделали не очень оптимистичные выводы. Несмотря на то, что право на жилище закреплено на конституционном уровне, на практике очень мало делается реально для того, чтобы обеспечить реализацию права на жилище для граждан. Очень много пробелов в законодательстве, которые оставляют незащищенными социально уязвимые слови населения в данном вопросе. Имеющиеся программы помощи в реализации права на жилище имеют очень хитрые и жесткие требования, которые не по плечу большинству молодых семей нашего отечества. На практике воспользоваться программой может только «обеспеченный нуждающийся» как бы не парадоксально звучало это высказывание.
Таким образом, мы считаем необходимым найти более адекватный подход к обеспечению реализации права на жилище в современной России, и, как минимум, наделять общежитием или малосемейкой каждого своего гражданина, потому как в современных условиях соотношения цен на квартиры и средних зарплат покупка квартиры объективно возможна только при условии, что ипотеку будут платить сразу три семьи — это сама молодая семья, а также семьи со стороны каждого из молодых супругов, что подтверждает печальный факт о России как о стране, где выжить можно только общиной.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992) // «Ведомости ВС РСФСР», 1978, N 15, ст. 407
- Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 N 404 (ред. от 10.02.2017) «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (вместе с «Основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Критериями и требованиями отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ, 12.05.2014, N 19, ст. 2438.
- Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 30.01.2019) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.01.2011, N 5, ст. 739.