В статье проводится исследование особенностей правового статуса лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Автор анализирует актуальные проблемы, связанные с правовым статусом индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, правовой статус лиц, самозанятые лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, предпринимательская деятельность.
В России предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданами, является одной из наиболее популярных форм предпринимательства. Так, по состоянию на 10 марта 2019 г. согласно официальным статистическим данным, представленным Федеральной налоговой службой в Российской Федерации, зарегистрировано 3 365 277 индивидуальных предпринимателей (Далее — ИП), то есть больше половины от всех субъектов малого и среднего предпринимательства (54 %), число которых составляет 6 107 774 человек [2]. Указанные выше цифры говорят о том, что вопрос правового положения ИП остается актуальным, а проблемы правового положения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, нуждаются в эффективности законодательного регулирования.
На сегодняшний день сфера предпринимательства активно развивается и вместе с тем реформируется гражданское законодательство, регулирующее данную сферу. По справедливому мнению ученых Е. А. Николаевой и О. Е. Тарасовой «на сегодняшний день частное предпринимательство играет существенную роль в развитии российского государства, но, к сожалению, вопросы правовой регламентации граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, принадлежат к числу важнейших проблем гражданского права» [6, с. 134].
Так, например, вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности ИП нашли отражение во многих законодательных актах. Отдельные нормы, регулирующие их деятельность, закреплены, в частности, в ст. 34 Конституции Российской Федерации, согласно которой «признается право гражданина России «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [3]. В Гражданском кодексе Российской Федерации [1] (Далее — ГК РФ) предпринимательству посвящена ст. 23, дающая право гражданину «заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».
При этом в п. 3 ст. 23 ГК РФ установлено, что предпринимательская деятельность регулируется нормами, которые относятся к юридическим лицам. В нормах Налогового кодекса Российской Федерации [5] (Далее — НК РФ) в отличие от ГК РФ содержится определение понятия «индивидуальный предприниматель» (ст. 11 НК РФ).
Деятельность ИП регулируется также нормами федерального законодательства, основным из которых является Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [7] (Далее — ФЗ № 129). При этом следует отметить, что ФЗ № 129 деятельность юридических лиц и ИП регулируется разнопланово.
Таким образом, налицо противоречие — с одной стороны, гражданское законодательство отождествляет юридические лица с ИП, с другой стороны, с экономико-правовой точки зрения, это два разных субъекта права. Это говорит об отсутствии «единства понимания» такого явления, как предпринимательство, или, по-другому, «правовой унификации» [10, с. 177]. Однако основная проблема правового положения индивидуальных предпринимателей — это отсутствие четкого закрепления их правового статуса в законодательстве РФ.
В нормативном регулировании нуждаются также вопросы правового положения самозанятых лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Эта проблема на сегодняшний день приобретает особую актуальность, так как на законодательном уровне правовой статус самозанятых граждан не определен.
Таким образом, в законодательном регулировании нуждается закрепление правового положения самозанятых лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, например, в Законе «О занятости населения в Российской Федерации» [8], ФЗ № 129 или в ГК РФ, в которых бы нашли отражение нормы, разъясняющие, к какой категории следует относить самозанятых лиц: к индивидуальным предпринимателям или к предпринимателям, платящим единый платеж (патент) и не имеющим права нанимать работников, а также определить, каким должен быть статус самозанятого лица, например, постоянным, но с периодическим подтверждением.
27 ноября 2018 г. был принят Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» [9], который также не решил данной проблемы. Обращает на себя внимание тот факт, что данным нормативным правовым актом установлено проведение эксперимента по установлению специального налогового режима в отношении физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.
Такой подход законодателя может свидетельствовать о нестабильности и неразрешенности проблемы, связанной с правовым положением самозанятых лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Иными словами, сфера регулирования деятельности самозанятых граждан вызывает законодательные трудности, при этом актуальным и необходимым в соответствии с развитием современного общества представляется законодательное закрепление понятия самозанятых лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, признаков деятельности, осуществляемыми данными лицами, видов деятельности, вопросы регистрации и прекращения деятельности.
Следует согласиться с мнением Е. В. Урванцевой, считающей, что отсутствие единого нормативного правового акта в области торговли, который регулирует запреты и ограничения по конкретным субъектам и объектам торговли, а также видам договора купли-продажи, делает затруднительным участие ИП в торговом обороте [11].
В заключении можно отметить, что актуальным вопросом в сфере регулирования индивидуального предпринимательства граждан является необходимость закрепления перечня видов деятельности и их лицензирования, которыми может и не имеет права заниматься ИП, в частности, «ИП не может быть участником торгового оборота, связанного с гражданским и служебным оружием, не может также осуществлять торговлю алкогольной продукцией и ее производство, заниматься страхованием, осуществлять деятельность в сфере азартных игр и т. д». [4, с. 52.].
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1994. — 05 декабря. — № 32. — Ст. 3301.
- Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.03.2019 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. — Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 12.03.2019).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 2014. — 04 августа. — № 31. — Ст. 4398.
- Месропова, С. Какими видами деятельности может заниматься ИП? [Текст] / С. Месропова // Административное право. — 2014. — № 2. — С. 51–58.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — 03 августа. — № 31. — Ст. 3824.
- Николаева, Е. А. Проблемы правового регулирования индивидуального предпринимательства [Текст] / Е. А. Николаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 10–3. — С. 132–134.
- О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 2001. — 13 августа. — № 33 (ч. I). — Ст. 3431.
- О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032–1 (ред. от 11.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — 22 апреля. — № 17. — Ст. 1915.
- О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан): Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 2018. — 03 декабря. — № 49 (часть I). — Ст. 7494.
- Серебрякова, А. А. Унификация правового регулирования отношений социального предпринимательства в Российской Федерации [Текст] / А. А. Серебрякова // Пятый пермский международный конгресс ученых-юристов: сборник материалов Международной науч.-практ. конференции (Пермь, ПГНИУ, 24–25 октября 2014 г.) / Отв. ред. О. А. Кузнецова. — Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014. С. 175–177.
- Урванцева, Е. В. Проблемы законодательного регулирования в торговых отношениях административно-правового статуса индивидуального предпринимателя [Электронный ресурс] / Е. В. Урванцева // Вопросы современной юриспруденции: Сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. — Новосибирск, 2012. — Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009–07–01–10–21–16/1887–2012–04–14–17–49–44 (дата обращения: 17.03.2019).