Для любой страны с развитой экономикой налогообложение прибыли банковского сектора, прежде всего, призвано стимулировать банковское инвестиционное кредитование реального сектора национального хозяйства и обеспечивать тем самым доступность предоставления кредитов как малому и среднему бизнесу, так и крупным системообразующим предприятиям. Именно создание действенного налогового механизма регулирования банковской системы является важнейшим условием эффективного взаимодействия банков с реальным сектором экономики в части увеличения их инвестиционного потенциала.
В этой связи возникает потребность в проведении анализа опыта налогообложения прибыли коммерческих банков, действующих в странах, относящихся к ведущим экономикам мира (США, Канада, Германия, Швейцария).
Рассматривая зарубежный опыт налогообложения банковской деятельности, следует отметить, что в США, например, налогообложение банков осуществляется по общим правилам налогообложения корпораций. Учитывая тот фактор, что американские банки уплачивают налог на прибыль гораздо выше (на 75 %), но не уплачивают НДС — так или иначе, налоговое бремя на российские банки ложится меньше, по сравнению с коммерческими банками США.
Основным источником консолидированного бюджета США являются налоги с физических лиц: на их долю приходится порядка 33 % всех налоговых поступлений. Налоги на производство, импорт и социальные налоги обеспечивают равный вклад в налоговые доходы — от 16 до 20 % каждая из групп. Остальные 9 % приходятся на поступления от налога на прибыль корпораций, который является аналогом российского налога на прибыль организаций и взимается как на федеральном уровне, так и на местном.
Таким образом, можно сделать вывод, что в России налоговые ставки значительно ниже. Налоговая база по рассматриваемым налогам различна, однако налоговая нагрузка коммерческих банков разных стран явно видна в таблице 6, из чего понятно, что в России налоговая нагрузка ниже (по рассматриваемым налогам), а значит российские кредитные организации находятся в более благоприятных условиях.
Таким образом, как показал анализ систем налогообложения за рубежом, ставки основных налогов на банковский сектор России оказались сравнительно ниже.
Федеральный налог на прибыль корпораций установлен 26 разделом Кодекса внутренних доходов США (основного нормативного правового акта страны в области налогообложения).
По отношению к банкам, которые подпадают под определение «корпорации», в американском налоговом законодательстве не применятся термин «резидент», а используется деление на отечественные корпорации, то есть зарегистрированные в США, и иностранные корпорации, которые зарегистрированы по законодательству иных налоговых юрисдикций.
К налогооблагаемым доходам относятся:
1) выручка от реализации товаров, работ, услуг;
2) проценты;
3) дивиденды;
4) валовые роялти;
5) валовая рента;
6) доход от прироста капитала.
При расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль корпораций коммерческий банк в США уменьшает полученные доходы на суммы:
1) себестоимости оказанных услуг;
2) затрат на заработные платы работников, включая все виды премий и других поощрительных выплат, а также отчислений на пенсионное страхование;
3) административных, коммерческих и операционных издержек;
4) затрат на рекламу и маркетинг.
Доля налога на прибыль корпораций в налоговых доходах федерального бюджета Канады относительно невелика и составляет 8 %. Доходы банков подпадают под обложение данным налогом, поскольку они имеют статус корпораций, прибыль же, полученная некорпоративным бизнесом (например, частными предприятиями, не имеющими статус корпораций), подлежит обложению индивидуальным подоходным налогом.
Значительным для режима налогообложения прибыли в Канаде является понятие «резидента Канады» (корпорации, осуществляющей центральное управление и контроль за своей деятельностью на территории данной страны).
Налогоплательщиками налога на прибыль являются корпорации, к которым, по немецкому законодательству, относятся акционерные общества (к ним принадлежат и банки), общества с ограниченной ответственностью, коммандитные товарищества и кооперативы.
Корпорационный подоходный налог в Германии применяется также к доходам от операций с ценными бумагами и, в первую очередь, к доходам от их коммерческой продажи. Прибыль банка в данном случае определяется разницей между учетной стоимостью ценных бумаг и выручкой от их реализации. Налоговым периодом по налогу на прибыль во всех приведенных случаях является календарный год.
Таким образом, следует заметить, что при детальном рассмотрении зарубежного опыта налогообложения прибыли банков, становится возможным выявление целого ряда общих черт: отсутствие специального законодательства, по которому регулируется налогообложение банков; определение налогового периода, единый объект налога на прибыль. Тем не менее, сравнительный анализ исследуемого налога в разных странах представляется экономически некорректным, поскольку помимо существенных различий основных элементов налога в США, Канаде, Германии и Швейцарии (разный уровень налоговых ставок, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки его уплаты), само наименование налога в каждой стране несколько отлично от остальных.
Так, если в США и Канаде банки облагаются налогом на прибыль корпораций (corporate income tax), то в Германии банки уплачивают корпорационный подоходный налог (korperschaftsteuer), а в Швейцарии -налог на прибыль корпораций (l'impôt sur les sociétés).
Наиболее близким аналогом российскому налогу на прибыль организаций можно считать канадский «corporation income tax», но несмотря на некоторую общность законодательной базы, налог на прибыль организаций в нашей стране всё ещё остаётся крайне несовершенным. Отчасти на этот факт повлиял сам процесс становления современного налогового законодательства Российской Федерации, которое до сих пор является одним из самых молодых в мире. Значительный период упущенного времени, в течение которого функционировала административно-плановая система хозяйствования, дальнейшее стремительное формирование основ налоговой системы новой страны вместе с необоснованным и зачастую неграмотным перенесением зарубежных налогов в налоговое законодательство России, — всё это привело к тому, что сегодня налог на прибыль организаций в нашей стране превратился из эффективного регулятора отечественной экономики в инструмент фискальной политики государства. Тем не менее, данный налог продолжает оставаться важнейшим компонентом бюджетно-налоговой системы Российской Федерации, что обуславливает необходимость реформирования его основ. При этом в отечественной истории развития налоговой системы уже есть ценнейший опыт преобразования налога на прибыль на различных исторических этапах (например, стимулирование создания амортизационных фондов по возмещению износа основных средств). Изучение именно этого опыта в совокупности с анализом существующей экономической действительности должно стать основой для будущей работы наших специалистов над созданием обновленного налога на прибыль организаций в России.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации: 31.07.1998 г. № 146–ФЗ (в ред. от 28 дек. 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
- О банках и банковской деятельности: федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395- 1 (ред. от 31.12.2017)). // СПС «Консультант Плюс»
- Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. А. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учеб. пособие. — М.: Проспект, 2014. — С. 68.
- Катасонова В.Ю, В. П. Биткова. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 499 с.
- Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем / [И. А. Майбуров и др.]; под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — С. 281.