В настоящее время собаки являются неотъемлемой частью каждого человека. Их используют в служебном, охотничьем, спортивном и декоративном собаководствах. Благодаря физической подготовленности собак, их применяют в различных видах служб. В современном мире ни одно приспособление не способно заменить собачьи рабочие качества. Она может пройти там, где не ступит нога человека, так же хорошо подготовленная собака способна к длительному преследованию преступника и даже его полному обезвреживанию. На специалиста-кинолога возлагается большая ответственность по дрессировке и применению своей служебной собаки, как специального средства. Профессия «Кинолог» является востребованной на рынке труда, так как сложно найти специалиста, владеющего навыками и опытом дрессировки собак. Студенты обучающиеся по данной специальности имеют прекрасную возможность в рамках дуального обучения ознакомиться со служебной дрессировкой, отработать и закрепить необходимые навыки, изучить взаимосвязь теории и практики самостоятельно, тем самым отработав вес необходимые профессиональны компетенции.
Итоговым экзаменом по специальности 35.02.15 «Кинология» является защиты выпускной квалификационной работы. Дипломная работа является самостоятельной итоговой работой студента на последнем курсе и должна представлять собой оригинальное научное исследование, освещающее одну из актуальных проблем в области кинологии. Будущий выпускник выбирает тему выпускной квалификационной работы, согласованную с преподавателем, который будет его курировать до защиты, а именно будет являться его дипломным руководителем. До защиты будет проведено определенное количество консультаций и возможность пройти преддипломную практику по теме работы, получить рецензию от работодателя или научного сотрудника учебного заведения. Очень важным моментом в выборе темы необходимо уделить актуальности рассматриваемого вопроса. Например: «Вопросы, касающиеся индивидуальных и групповых тренировочных занятий, являются очень актуальными, так как в зависимости от формирования отрабатываемого навыка зависит и применение раздражителей в дрессировочном процессе. Грамотное распределение и организация групповых и индивидуальных тренировочных занятий существенно повышает эффективность дрессировочного процесса. Цели и способы проведения индивидуальных и групповых тренировочных занятий могут существенно отличаться, но также имеют определенные сходства. Для правильной отработки стадии навыка у служебной собаки кинолог должен применять теоретические основы дрессировочного процесса, порядок формирования навыка, применение различных раздражителей и методы дрессировки, так как дрессировочный процесс должен в конечном итоге быть приближен к реальным условиям. Существует четкое разграничение индивидуальных и групповых тренировочных занятий, систематизация которых будет предоставлена в выпускной квалификационной работе. Индивидуальные занятия проводятся с целью научить специалиста-кинолога управлять поведением собаки, а собаку навыкам послушания, а групповые занятия предназначены для того, чтобы закрепить у собаки навык в присутствии прочих раздражителей».
Для правильного построения содержания, а именно плана работы необходимо поставить цель. Например: выявить и охарактеризовать особенности проведение индивидуальных и групповых тренировочных занятий для служебных собак и кинологов (на примере определенной организации, где студент будет проходить практику).
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе по данной специальности должны быть четко поставлены задачи, которые буду отвечать пунктам плана. Пример по теме, предложенной выше:
- Охарактеризовать понятие «дрессировка служебных собак».
- Выявить особенности проведения индивидуальных тренировочных занятий.
- Выявить особенности проведения групповых тренировочных занятий.
- Охарактеризовать особенности практического проведения индивидуальных тренировочных занятий.
- Охарактеризовать особенности практического проведения групповых тренировочных занятий.
Для рассмотрения поставленных задач и выполнение поставленной цели должен быть определен объект и предмет исследования. Согласно нашему примеру объектом исследования являются служебные собаки и специалисты кинологи, а предметом исследования — индивидуальные и групповые тренировочные занятия служебных собак и специалистов кинологов.
Для качественного выполнения и изучения поставленных вопросов в работе студенту необходимо изучить и охарактеризовать все поставленные задачи, сделать определенные выводы и внести свои предложения. Для этого он будет направлен на преддипломную практику, где будет работать над исследовательской частью работы, так же можно использовать знания и навыки, полученные в рамках дуального обучения по профессиональным модулям:
- Программа профессионального модуля Содержание собак и уход за ними.
- Программа профессионального модуля Разведение и селекция собак.
- Программа профессионального модуля Подготовка и применение собак по породам и видам служб.
- Программа профессионального модуля Испытания и соревнования собак.
- Программа профессионального модуля Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии.
- Программа профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих — Собаковод.
Для полноты освещения поставленных задач по итогам написания параграфов студент делает выводы, которые в дальнейшем будут использоваться в заключении.
Дрессировка служебных собак — это комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков. Она состоит из общей и специальной дрессировки. Общая дрессировка включает в себя набор базовых команд, которые необходимы многим собакам, вне зависимости от их пола или породы. Специальная дрессировка состоит из специальных навыков, которые необходимы для использования собаки в определённой службе. [1]
Индивидуальные тренировочные занятия — это занятия, которые специалист-кинолог проводит со своей служебной собакой индивидуально (самостоятельно). Индивидуальные тренировочные занятия кинолог проводит только на первых стадиях выработки какого-то навыка у собаки.
Групповые тренировочные занятия — это занятия, которые проводятся в группе с кинологами и их служебными собаками под руководством начальника кинологического отделения. Групповые тренировочные занятия имеют ряд особенностей: [2]
- После проведения групповых тренировочных занятий кинолог делает запись в дневнике учета дрессировки служебной собаки, куда вносит результаты тренировки.
- Групповые тренировочные занятия проводятся с участием всех кинологов под наблюдением начальника кинологической группы.
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод, что как особенности проведения индивидуальных, так и групповых занятий очень важны в дрессировочном процессе. Индивидуальные занятия помогают специалисту-кинологу установить контакт между ним и его служебной собакой, а также способствует заложению первоначальных навыков. В свою очередь групповые занятия могут способствовать внесению корректировок к ранее отработанным приёмам, а также помогает собаке социализироваться среди других раздражителей.
В ходе исследования была достигнута поставленная цель: выявлены и охарактеризованы индивидуальные и групповые тренировочные занятия для служебных собак и кинологов.
Критериями оценки выпускной квалификационной работы является их практическая ориентация на конкретную проблему, отрасли или образовательного процесса, разработка конкретных мероприятий или предложений по ее решению; владение профессиональными компетенциями. Показателями результативности итоговой аттестации является то, что 91 % работ соответствует данным критериям, что подтверждается итоговыми оценками защиты выпускной квалификационной работы на «хорошо» и «отлично». Эти результаты свидетельствует о достаточно высоком уровне владения выпускниками теоретическим материалом, практическими навыками и умениями решать профессиональные задачи, глубокими и всесторонними знаниями современных методов и технологий научного исследования. [3]
Литература:
- Адамчик, В. В. Воспитание и дрессировка. Полный курс дрессировки собак. — М.:АСТ, 2012 г. — 103 с
- Беляев В. Д. Кинологическая служба ФСИН России. Часть 1, 67 с.
- Компетентностно-ориентированная стратегия профессиональной подготовки студента: коллективная монография / под ред. Л. Е. Шапошникова, В. В. Николиной, О. А. Сафоновой. Н. Новгород, 2011. С. 249.