В статье рассмотрена проблема престолонаследия в династии Рюриковичей на примере семьи Ивана III и в династии Романовых на примере семьи Петра I. В вопросах передачи престола Ивана III были допущены ошибки, которые привели к негативным последствиям. Позднее ситуация была исправлена в процессе передачи власти после смерти Петра I.
Ключевые слова: искупление, восстановление, престолонаследие, Род Рюриковичей, Род Романовых, Семья Ивана III, Семья Петра I.
Проблема ответственности за совершенные поступки – одна из важнейших морально-этических проблем. Некоторые поступки могут повлечь за собой проблемные ситуации, разрешать которые приходится уже следующим поколениям. Особенно справедливо это по отношению к историческим деятелям, правителям, лицам, обладающим значительной властью.
В данной статье рассматривается проблема престолонаследия на примере семьи Ивана III, а также исправление этой проблемы на примере семьи Петра I.
Вначале хотелось бы привести цитаты из книги Томаса Кромвеля по поводу исправления трудных ситуаций в жизни человека. «Каждый человек в ответе за злодеяния, причиненные им другим людям. Злодеяние должно быть искуплено с помощью выполнения «…» условия по возмещению вреда данному человеку, или иному человеку в подобной ситуации» [1. с 115].
Также хочется привести цитаты из его книги по исправлению трудных ситуаций в роду: «Людям, избранным сыграть ключевую роль в провидении восстановления приходится выполнять условия искупления не только ради собственного восстановления, но и ради восстановления (в зависимости от миссии) своих предков, семей, родов, наций и даже всего человечества» [1. с 116].
Следуя этой логике, можно заключить: если человек представляет нацию и государство, то ему приходится исправлять ошибки, совершенные другими центральными фигурами на уровне нации и государства.
Изучая семейную жизнь Ивана III и Петра I, мы видим похожие моменты в вопросе о престолонаследии. Иван III был первым правителем независимого Российского Государства. А Петр I был первым правителем Российской Империи. Несомненно, это были ключевые фигуры и представители на уровне государства и империи. Поэтому те ошибки, которые не удалось разрешить на уровне государства в семье одного правителя, пришлось разрешать на уровне империи в семье другого правителя. Давайте разберем по порядку, какие трудности возникали в семье Ивана III и Петра I, и как произошло их разрешение.
Иван III был первым правителем независимого Российского Государства. Например, Н. Карамзин в «История государства Российского», начиная повествование об Иване III, дает такое оглавление: «Государь державный, великий князь Иоанн III Васильевич» [2]. То есть Н. Карамзин указывает на то, что это «государь державный». Далее историк продолжает: «Отселе История наша примет достоинство истинно государственной, описывая уже не бессмысленные драки княжеские, но деяния Царства, приобретающего независимость и величие» [2].
При Иване III произошло значительное объединение земель. Также в 1480 году произошло освобождение российского народа от татаро-монгольского ига. «Так кончилось сие последнее нашествие Ханское на Россию: Царь (Хан) не мог ворваться в ее пределы; не вывел ни одного пленника московского» [2].
Итак, Иван III стал первым правителем независимого российского государства. Рассмотрим ситуацию с престолонаследием, сложившуюся в его семье.
От первой жены Марии Борисовны у Ивана Васильевича был сын Иван (Молодой). При своей жизни Иван III назначил его своим соправителем. «Иван хотел последовать примеру отца, и старшего сына своего от первой жены, Ивана так же назначил соправителем» [3]. Таким образом, Иван Молодой официально считался наследником. Но случилось, что соправитель умер, в возрасте 32 лет, оставив сына Дмитрия (внук Ивана III). Также умерла жена Ивана III — Мария Борисовна (Тверская). Иван III женился второй раз на Софье Палеолог, которая родила ему сына — Василия.
Наличие двух потенциальных наследников, сына от второй жены Василия и старшего по возрасту внука Дмитрия, обострило проблему престолонаследия.
В. О. Ключевский пишет об этом следующее: «У Ивана III получилось две нисходящие и равносильные линии: представитель старшей (внук) на одно колено был ниже представителя младшей (сын). Бояре по нелюбви к Софье были за внука. Софья с сыном завела тёмную придворную интригу, которая открылась, и рассерженный Иван решил назначить соправителем и наследником внука. Но он не довольствовался простым изъявлением своей воли: недавний обычай назначать наследника, предварительно объявив его соправителем, он хотел освятить торжественным церковным венчанием избранника на великое княжение. Из византийских коронационных обрядников выбрали подходящие церемонии, дополнили их подходящими к случаю подробностями и составили “чин” поставления Дмитрия Ивановича на великое княжение, дошедшей до нас в современной рукописи. Венчание происходило в Успенском соборе в 1498 году. Великий князь-дед возложил на великого князя-внука шапку, венец и бармы, оплечье, широкий отложной воротник. Во время венчания митрополит, обращаясь к деду, называл его «преславным царём самодержцем» [3]. Торжественная минута вызвала в московском князе потребность оглянуться назад и призвать старину, историю, в оправдание нового порядка престолонаследия — в прямой нисходящей линии. Обратясь к митрополиту, Иван сказал: «Отец митрополит! Божиим изволением от наших прародителей, великих князей, старина наша оттоле и до сих мест: отцы наши, великие князья, сыновьям своим старшим давали великое княжение; и я было сына своего первого Ивана при себе благословил великим княжением; но Божьею волей сын мой Иван умер; у него остался сын первый Димитрий, и я его теперь благословляю при себе и после себя великим княжением Владимирским, Московским и Новгородским, и ты его, отец, на великое княжение благословил». По прямому смыслу этих слов, Иван решил при назначении преемника держаться прямой нисходящей линии в самом строгом смысле слова. Торжественное церковное венчание, освящавшее такой порядок престолонаследия, можно считать тогдашней формой издания основных законов. Такие законы, и впереди всех закон о престолонаследии, были особенно необходимы в момент превращения непомерно расширившейся вотчины Даниловичей в Московское государство…» [3].
Но Иван сам же нарушил своё столь торжественное установление. Софья успела поправить свои дела: венчанный внук был разжалован и заключён под стражу, а сын пожалован и посажен на великое княжение «самодержцем». «Разве я не волен в своём внуке и в своих детях? Кому хочу, тому и дам княжение», так описывается в «Истории» В. Ключевского [3].
Несомненно, это была ошибка правителя. На мой взгляд, таким поступком Иван III пренебрёг благословением Божьим, поставив себя выше воли Бога. Однажды благословив, нельзя забрать это благословение обратно.
Иван III, передумав в пользу своего второго сына Василия, заключил своего внука под стражу. Это было неправильно и просто с человеческой точки зрения.
Здесь мы видим и ошибку Софьи Палеолог. «…Это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое» [3]. Несомненно, она оказывала влияние на мужа с тем, чтобы именно ее сын, Василий стал наследником. Иван III уже дал благословение своему внуку. Она это знала. Ей следовало принять волю мужа и отказаться от идеи поставить в правители своего сына.
Так же мы видим ошибку и самого Василия III. Первое — он согласился стать правителем, когда было ясно, что отец дал благословение старшему сыну. Также, когда Василий пришел к власти, он посадил своего брата в тюрьму. В тюрьме Дмитрий Иванович и умер в возрасте 36 лет. «Василий, приняв державу отца <…> ненавидя племянника «…» осудил сего юношу на самую тяжкую неволю. Сокрыл от людей, от света солнечного в темной, самой мрачной палате <…> без отрады, без надежды в летах, Дмитрий преставился в 1509 году [2]. Это была ошибка и с точки зрения престолонаследия и даже просто с человеческой точки зрения. Брат убивает брата из-за власти.
Таким образом мы видим, что в вопросе о престолонаследии, центральными фигурами на уровне государства были совершены серьезные ошибки. Из-за таких ошибок в будущем появился Иван Грозный. Из-за ошибок в престолонаследии в 3—х поколениях (Иван III, Василий III, Иван IV) род Рюриковичей потерпел полное поражение и сменился на другой род, Романовых.
* * *
Теперь давайте рассмотрим, как повторяется та же самая ситуация на уровне империи, в роду Романовых, а также произошло ее разрешение.
Вначале перечислим несколько факторов, почему Петра I можно назвать императором, а Россию — империей.
Россия стала морской державой. С. М. Соловьев пишет о значении побережья северного моря, которым завладела Россия: «…одно северное Средиземное море, соответствующее по важности своего значения для Северной Европы южному Средиземному морю». [4].
Также Соловьев описывает ситуацию как духовный российский лидер назначает Петра I императором: «Феофан Прокопович (Епископ русской православной церкви) говорит проповедь, в которой описывается все знаменитые дела царя, за которые он достоин называться Отцом Отечества, Императором и Великим» [4]. 2 ноября 1721 года в Санкт-Петербурге Петр I принял императорский титул, а Россия была провозглашена Империей.
Теперь читаем Соловьева о значении России на международной арене: «Таково было главное следствие Северной войны <…> держава (Россия) была держава новая <…> принесшая Европейской истории целый новый мир отношений, держава громаднейшая, которой границы простирались до восточного Океана и сходились с границами Северной Империи <…> держава славянская» [4]
Теперь вернемся к вопросу о престолонаследии. Рассмотрим схемы.
Также рассмотрим роль женщины в решении этой проблемы.
Иван III изменил своё решение в пользу Василия III под влиянием своей второй жены Софьи Палеолог. Как известно, Пётр I перед своей смертью не успел назначить преемника. Решение этого вопроса легло на плечи его второй жены Екатерины Алексеевны. Её решением преемником на царский трон был назначен внук Петра I по старшей нисходящей линии — Пётр II. Екатерина Алексеевна принимала это решение вопреки своему желанию, переступая через себя. Сторонники Екатерины и её детей и сторонники Петра II находились между собой в постоянном конфликте.
Читаем Ключевского об отношении Петра к сыну, Алексею: «По привычному и естественному порядку наследования престол после Петра переходил к его сыну от первого брака царевичу Алексею, грозившему разрушить дело отца. Спасая свое дело, отец во имя его пожертвовал и сыном, и естественным порядком престолонаследия» [3].
Теперь читаем далее про внука Петра, Петра II: «Оставался малолетний внук, сын погибшего цесаревича, естественный мститель за отца (Алексея)» [3].
То есть мы видим, что и сын, и внук от первого брака оказались в заведомо трудных ситуациях по отношению к отцу.
Также рассмотрим ситуацию, в которой оказался сам Петр I «Усталый «…» Петр видел вокруг себя пустыню, а свое дело на воздухе и не находил для престола надежного лица. Редко самовластие наказывало себя так жестоко, как в лице Петра «…». [3]
Екатерина I, оказалась на том же положении, что Софья Палеолог. Жена правителя. У Екатерины был тот же соблазн, что и у Софьи Палеолог: поставить своего ребенка на царствование. Тот же соблазн нарушить традицию престолонаследия по старшинству. Но решение, принятое Екатериной Алексеевной, полностью исправило ситуацию Софьи Палеолог.
Обратимся к цитате: «С трудом согласилась Екатерина назначить этого внука своим преемником. Рассказывали, что за несколько дней до смерти она решительно объявила Меньшикову о своем желании передать престол дочери своей Елизавете и скрипя сердце уступила противной стороне (Петру 2)» [3]. Решение Екатерины I было правильным и, на мой взгляд, соответствовало воле Бога. Находясь в положении жены Петра I и являясь его неотъемлемой частью, она смогла преодолеть свой эгоизм и, тем самым, добилась победы.
Теперь обратимся к моменту, когда Елизавета исправила ситуацию Василия III. Она занимала такую же позицию, как Василий III — дочь императрицы, у которой тоже была возможность бороться за власть. Но она отказалась от этого в пользу внука.
«Перед самой смертью (Екатерины I) спешно составлено было завещание, подписанное Елизаветой вместо больной матери» [3] о том, что Петру II передается вся власть.
Таким образом, читая В Ключевского, мы видим: Елизавета добровольно отреклась от власти в пользу своего племянника. Ошибка Василия III была исправлена.
Указ Екатерины Алексеевны о новом преемнике на царский трон был прочитан на торжественном собрании царской фамилии и высших государственных учреждений 7 мая 1727 года, на другой день по смерти Екатерины. Момент восшествия Петра II на царский трон в качестве законного наследника ознаменовал исправление ошибки Ивана III в вопросе о престолонаследии.
Подведем итоги. Екатерина I исправила ошибку Софьи Палеолог. Елизавета исправила ошибку Василия III. Благодаря поступкам жены и дочери Петра I, в его семье были исправлены ошибки семьи Ивана III (и самого Ивана III) в вопросе о престолонаследии. Петр II (внук Петра I) стал править. Этим была исправлена ошибка в отношении Дмитрия (Внука Ивана III-го).
Таким образом, ошибки в роду Рюриковичей (на примере семьи Ивана III) были исправлены в роду Романовых (на примере семьи Петра I) в вопросе о престолонаследии. Далее мы рассмотрим, как последующими поколениями Романовых исправлялись ошибки в престолонаследии уже семей Василия III и Ивана IV (Грозного).
Литература:
1 Томас Кромвель «Принцип объединения. Основы учения Мун Сон Мена». М.: ООО «Маска», 2010. 280с.
2 Карамзин Н. М. История Государства Российского/ М., Мир книги, 2003г.
3 Ключевский Василий. Краткий курс по русской истории. Антология мысли. Москва. Эксмо-Пресс. 2000.г. 800 с.
4 Соловьёв С. М. Сочинения. История России с древнейших времен.М., Мысль. 1993г.
5 ВикиЧтение URL: https://history.wikireading.ru