Моделирование силовой части системы ТП - ДПТ НВ в Matlab и Си | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Моделирование силовой части системы ТП - ДПТ НВ в Matlab и Си / А. А. Емельянов, В. В. Бесклеткин, И. М. Агзамов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 7-13. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57300/ (дата обращения: 17.12.2024).



Основные дифференциальные уравнения силовой части системы «Тиристорный преобразователь – двигатель постоянного тока независимого возбуждения» (ДПТ НВ) в системе относительных единиц имеют следующий вид [1]:

(1)

где - ЭДС тиристорного преобразователя;

- управляющее воздействие;

- ЭДС якоря двигателя;

- электромагнитный момент двигателя;

- скорость вращения якоря;

- статический реактивный момент (возмущающее воздействие).

1. Модель системы ТП - ДПТ НВ в Matlab-Simulink.

Для моделирования в Matlab-Simulink необходимо перевести эти уравнения к изображениям, для этого заменяем оператор дифференцирования оператором s. В этом случае система уравнений (1) преобразуется к виду:

(2)

Из которых выразим ia и ω:

Математическая модель системы ТП - ДПТ НВ в Matlab-Simulink представлена на рис. 1. Сигналы задания управляющего воздействия uу и статического момента mc в блоке Signal Builder приведены на рис. 2.

C:\Users\administrator\Desktop\RL синус\myfig.meta

Рис. 1. Математическая модель системы ТП - ДПТ НВ в Matlab-Simulink

Рис. 2. Сигналы задания статического момента mc и управляющего воздействия uу

Зададимся исходными данными:

- коэффициент передачи преобразователя (ТП);

- сопротивление якорной цепи, о.е.;

- электромагнитная постоянная времени цепи якоря, с;

- номинальный магнитный поток (const – однозонное регулирование), о.е.;

- инерционная постоянная времени механической части привода, с.

Результаты моделирования ТП - ДПТ НВ в Matlab-Simulink даны на рис. 3.

Рис. 3. Графики скорости ω и тока ia в Matlab-Simulink

2. Моделирование ТП - ДПТ НВ в Matlab-Script.

При решении в Matlab-Script необходимо в системе (1) заменить дифференцирование переменных конечными разностями этих переменных:

Отсюда ток определится:

Аналогично для скорости ω:

Тогда математическая модель ТП - ДПТ НВ в Matlab-Script будет иметь следующий вид (листинг 1):

Листинг 1

ra=0.107;Ta=0.034;kp=1.4;phi=1;Tj=0.72;

ia(1)=0;w(1)=0;ea(1)=0;dt=0.001;t=0;

t1=5;tn=1;tk=2;

cnt=t1/dt;

for i=1:cnt

if(t>=3)

mc=0.5;

else

mc=0;

end;

if((t>=tn)&&(t<=tk))

uy=(t-tn)/(tk-tn);

elseif(t>=tk)

uy=1;

else

uy=0;

end;

ed(i+1)=kp*uy;

ia(i+1)=ia(i)+(ed(i+1)-ea(i)-ia(i)*ra)*dt/(Ta*ra);

m(i+1)=phi*ia(i+1);

w(i+1)=w(i)+(m(i+1)-mc)*dt/Tj;

ea(i+1)=phi*w(i+1);

t=t+dt;

mass_t(i)=i*dt;

mass_w(i)=w(i+1);

mass_ia(i)=ia(i+1);

end;

figure(1);

plot(mass_t,mass_w,'b');

grid on;

figure(2);

plot(mass_t,mass_ia,'r');

grid on;

Результаты моделирования ТП - ДПТ НВ в Matlab-Script приведены на рис. 4.

Рис. 4. Графики скорости ω и тока ia в Matlab-Script

3. Моделирование ТП - ДПТ НВ на языке программирования Си.

Математическая модель системы ТП - ДПТ НВ на языке программирования Си приведено в листинге 2.

Листинг 2

#include

#undef __STRICT_ANSI__

#include

#include "gnuplot_i.h"

#define FILENAME "tmp.txt"

int main(void) {

// параметры двигателя постояного тока

const double ra = 0.107, // сопротивление обмотки якоря, о.е.

Ta = 0.034, // электромагнитная постоянная времени цепи якоря двигателя, с

kp = 1.4, // коэффициент передачи преобразователя

phi = 1, // номинальный магнитный поток

Tj = 0.72, // электромеханическая постоянная времени

K = 1000, // коэффициент усиления задатчика интенсивности

Ti = 0.01, // постоянная времени интегратора

A = 1; // темп изменения выходного сигнала задатчика интенсивности

// переменные математической модели двигателя постоянного тока

double uy = 0, // управляющее воздействие

ed = 0, // эдс преобразователя

ea = 0, // эдс двигателя

m = 0, // электромагнитный момент двигателя

mc = 0, // момент статического сопротивления

ia = 0, // ток якоря

w = 0, // скорость вращения

uy_zad = 0, // сигнал задания по напряжению

duy = 0, // разность между входным и выходным сигналами задания

Kduy = 0,

Qmax = 0, // уровень насыщения задатчика интенсивности

Q = 0; // выходной сигнал задатчика интенсивности

double dt = 1e-3; // шаг интегрирования

double t = 0; // текущее значение времени

double t1 = 5; // конечное значение времени расчета

unsigned int cnt = t1/dt; // количество точек

// Создаем временный файл, в который будем записывать текущие значения

FILE *fp = fopen(FILENAME, "w");

// цикл расчета

for (unsigned int i = 0; i < cnt; i++) {

// подача управляющего воздействия

if (t >= 1.0f)

uy_zad = 1.0f;

else

uy_zad = 0.0f;

// расчет мат. модели задатчика интенсивности

duy = uy_zad - uy;

Kduy = K * duy;

Qmax = A * Ti;

if (Kduy > Qmax)

Q = Qmax;

if ((-Qmax <= Kduy)&&(Kduy <= Qmax))

Q = Kduy;

if (Kduy < -Qmax)

Q = -Qmax;

uy = uy + (Q / Ti) * dt;

// подача возмущающего воздействия

mc = (t >= 3.0f)? 0.5f: 0.0f;

// расчет мат модели двигателя пост тока

ed = uy * kp;

ia = ia + dt * (ed - ea - ra * ia) / (ra * Ta);

m = ia * phi;

ea = w * phi;

w = w + dt * (m - mc)/Tj;

// записываем точки во временный файл

fprintf(fp,"%f\t%f\t%f\t%f\n", t, ia, w, uy);

// увеличиваем переменную время

t = t + dt;

}

// Закрываем текстовый файл с текущими значениями

fclose(fp);

// Рисуем графики

gnuplot_ctrl *h;

h = gnuplot_init();

gnuplot_cmd(h, "set grid xtics ytics"); // вкл сетка

gnuplot_cmd(h, "plot '%s' u 1:2 w li lt rgb 'red' ti 'ia',\

'%s' u 1:3 w li lt rgb 'blue' ti 'w',\

'%s' u 1:4 w li lt rgb '#008000' ti 'uy'", FILENAME, FILENAME, FILENAME);

getchar();

gnuplot_close(h);

// Удаляем временный файл с точками

if (!remove(FILENAME))

printf("Deleting file is complete\n");

else

printf("Temp file does not delete\n");

return 0;

}

Результаты моделирования ТП - ДПТ НВ на языке Си приведены на рис. 5.

Рис. 5. Графики скорости ω и тока ia на языке программирования Си

Литература:

  1. Шрейнер Р.Т. Системы подчиненного регулирования электроприводов: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 279 с.
  2. Васильев А.Н. Matlab. Самоучитель. Практический подход. – СПб.: Наука и Техника, 2012. – 448 с.
  3. Васильев А.Н. Программирование на C++ в примерах и задачах. – М.: Издательство «Э», 2017. – 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): управляющее воздействие, FILENAME, выходной сигнал, математическая модель системы, сигнал задания, FILE, номинальный магнитный поток, статический момент, тиристорный преобразователь, электромагнитный момент двигателя.


Похожие статьи

Моделирование контура тока системы «ТП – Д» в Matlab-Simulink и Си

Моделирование системы «АИН ШИМ – АД» с переменными ψr - is в Matlab и Си

Моделирование системы «АИН ШИМ – АД» с переменными ψm - is в Matlab и Си

Моделирование САР скорости системы «АИН ШИМ – АД» с переменными ψr - is в Matlab-Script в системе относительных единиц

Математическое моделирование САР скорости системы «АИН ШИМ – АД» с переменными на основе интегрирующих звеньев в Script-Simulink

Моделирование и разработка печатной платы усилителя НЧ на основе TDA8560Q

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ΨR - IS в системе абсолютных единиц в Matlab-Script

Математическое моделирование САР скорости системы «АИН ШИМ – АД» с переменными на основе апериодических звеньев в Script-Simulink

Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – ΨS на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – ΨR на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Похожие статьи

Моделирование контура тока системы «ТП – Д» в Matlab-Simulink и Си

Моделирование системы «АИН ШИМ – АД» с переменными ψr - is в Matlab и Си

Моделирование системы «АИН ШИМ – АД» с переменными ψm - is в Matlab и Си

Моделирование САР скорости системы «АИН ШИМ – АД» с переменными ψr - is в Matlab-Script в системе относительных единиц

Математическое моделирование САР скорости системы «АИН ШИМ – АД» с переменными на основе интегрирующих звеньев в Script-Simulink

Моделирование и разработка печатной платы усилителя НЧ на основе TDA8560Q

Моделирование САР скорости асинхронного двигателя с переменными ΨR - IS в системе абсолютных единиц в Matlab-Script

Математическое моделирование САР скорости системы «АИН ШИМ – АД» с переменными на основе апериодических звеньев в Script-Simulink

Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – ΨS на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – ΨR на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script

Задать вопрос