Юридическая ответственность за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 10.03.2019

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Саврасова, В. Г. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан / В. Г. Саврасова, А. И. Азарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57123/ (дата обращения: 20.09.2020).



В статье рассмотрены особенности реализации юридической ответственности за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан.

Ключевые слова: обращение, политические права, должностные лица, административные правонарушения, законность.

В статье 33 Конституции РФ закреплено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это означает возможность граждан участвовать в управлении делами государства, путем обращения с запросами, предложениями и жалобами, используя механизм обратной связи с государственными структурами [4].

С указанным правом граждан корреспондирует обязанность государственных органов, их руководителей и должностных лиц принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы. В связи с этим в реализацию права граждан на обращение вовлечено значительное количество граждан, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. О масштабности деятельности по рассмотрению обращений граждан говорят лишь некоторые цифры.

В качестве правовой основы реализации права граждан на обращения является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который устанавливает единый порядок рассмотрения обращений граждан всеми государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами. Примечательно, что указанный Федеральный закон не распространяет свое действие на обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Бесспорно, что для надлежащего исполнения нормативных предписаний необходим механизм его обеспечения, гарантирующий защиту прав и законных интересов граждан при взаимоотношениях с органами государственной власти. В соответствии с этим статья 15 Закона об обращениях особо оговаривает, что лица, допустившие нарушение установленных правил порядка рассмотрения обращения граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

При этом сам Закон об обращениях непосредственно не определяет каких-либо санкций за нарушение его норм, а отсылает к иному законодательству Российской Федерации, а именно к Кодексу об административных правонарушениях, устанавливающему административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан [2], в виде применение штрафных санкций в соответствии с ст. 5.59 КоАП РФ [1]. В качестве лица уполномоченного возбуждать административные дела данной категории, КоАП РФ называет прокуратуру (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ), с отнесением подведомственности — к мировым судьям.

Так согласно материалам административного дела [3], прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которого в ходе проверки исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан при проведении проверки соблюдения администрацией Воздвиженского сельсовета Чулымского района Новосибирской области, расположенной законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан установлено, что в администрацию Воздвиженского сельсовета поступило два письменных коллективных обращения граждан о нарушении жилищно-коммунального законодательства в части температурного режима в квартирах. Однако, в нарушение требований п.4 ч.1 ст.10, ч.1, 2 ст.12, ст.9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» администрацией Воздвиженского сельсовета письменные ответы гражданам не даны в течении 30 дней, то есть в установленный законом срок. Должностным лицом виновным в указанных нарушениях был признан глава Воздвиженского сельсовета.

Как было установлено в ходе судебного заседания, из ст.9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» следует, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Из копии заявления граждан следует, что они обратились в администрацию Воздвиженского сельсовета с заявлением, в котором просили рассмотреть просьбу о том, что в квартирах нет холодной воды, нижняя труба отопления в аварийном состоянии, в некоторых квартирах холодно. Заявление было зарегистрировано с входящим номером.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом было установлено, что в администрацию Воздвиженского сельсовета от группы граждан поступило два письменных заявление (обращение), которые были зарегистрированы, но ответ на обращения не был дан в установленный законом срок главой Воздвиженского сельсовета, при этом срок рассмотрения обращений не продлевался.

Решая вопрос о мере наказания, суд принял во внимание характер и степень общественной опасности административного правонарушения, личность виновного, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и смягчающих обстоятельств, и назначил наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, а именно — 5000 руб.

Как видно из приведенного административного дела, к ответственности по ст. 5.59 КоАП привлекается, как правило, руководители органов государственной власти или местного самоуправления, нарушившего порядок рассмотрения обращения. При этом непосредственным поводом для возбуждения служит информация, поступившая в органы прокуратуры, указывающая на наличие события административного правонарушения о нарушениях закона, либо содержащаяся в материалах иных проверок, либо поступившая из правоохранительных органов или иных источников.

Как представляется, к наиболее распространенным нарушениями российского законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, выявляемыми по результатам проведения прокурорских проверок, является несоблюдение установленного законом срока рассмотрения обращений граждан.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Кодекс РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 19. — Ст. 2060.
  3. Постановление мирового судьи от 11 апреля 2017 г. по делу № 5–73/2017 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. Режим доступа: http://sudact.ru/magistrate/doc/7p428zGJnQUB/
  4. Ильиных А. В., Ильиных К. Ю. Виды административной ответственности за нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан // Основные тенденции государственного и общественного развития России: история и современность. 2017. № 1. С. 114–121.
Основные термины (генерируются автоматически): Воздвиженский сельсовет, обращение, местное самоуправление, административное правонарушение, орган, порядок рассмотрения обращения граждан, РФ, государственная власть, должностное лицо, Российская Федерация.


Похожие статьи

Проблемы административного обжалования ненормативных...

Ключевые слова: обращения граждан, административная жалоба, публичная

Жалоба, как вид обращения, согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» это

Жалоба, поступившая в государственный орган, орган местного самоуправления или...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

Обращения в органы государственной власти могут поступать в устной форме на личном приеме

Не подлежат рассмотрению анонимные обращения. В случае, если в обращении

обращение — индивидуальные или коллективные обращения граждан в органы...

Механизм правового регулирования порядка рассмотрения...

Правоотношения, которые связаны с реализацией гражданами права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Проблемы регулирования обращений граждан в органы...

Под обращениями граждан понимаются направленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностным лицам в письменной форме или в форме электронных документов предложения, заявления или жалобы...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

культурное наследие, РФ, Российская Федерация, порядок рассмотрения обращений граждан, орган, обращение, местное самоуправление, рассмотрение обращения, Конституция РФ, государственная власть.

Принципы производства по обращениям граждан

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Проблемы правоприменения административной процедуры...

местное самоуправление, Российская Федерация, обращение, принцип, орган, должностное лицо, порядок рассмотрения

В публичных правоотношениях органы государственной власти или органы местного самоуправления, должностные лица...

Конституционно-правовая сущность института обращений...

О порядке рассмотрения обращений граждан: Указ, имеющий силу закона, от 19 июня 1995

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации...

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

В последнее время в граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на действия и бездействие должностных лиц. В своих жалобах граждане просят восстановить их нарушенные права...

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

Статья 33 Конституции Российской Федерации защищает законные интересы граждан

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной

Обращения граждан — источник информации о качестве предоставления...

Похожие статьи

Проблемы административного обжалования ненормативных...

Ключевые слова: обращения граждан, административная жалоба, публичная

Жалоба, как вид обращения, согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» это

Жалоба, поступившая в государственный орган, орган местного самоуправления или...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

Обращения в органы государственной власти могут поступать в устной форме на личном приеме

Не подлежат рассмотрению анонимные обращения. В случае, если в обращении

обращение — индивидуальные или коллективные обращения граждан в органы...

Механизм правового регулирования порядка рассмотрения...

Правоотношения, которые связаны с реализацией гражданами права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Проблемы регулирования обращений граждан в органы...

Под обращениями граждан понимаются направленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностным лицам в письменной форме или в форме электронных документов предложения, заявления или жалобы...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

культурное наследие, РФ, Российская Федерация, порядок рассмотрения обращений граждан, орган, обращение, местное самоуправление, рассмотрение обращения, Конституция РФ, государственная власть.

Принципы производства по обращениям граждан

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Проблемы правоприменения административной процедуры...

местное самоуправление, Российская Федерация, обращение, принцип, орган, должностное лицо, порядок рассмотрения

В публичных правоотношениях органы государственной власти или органы местного самоуправления, должностные лица...

Конституционно-правовая сущность института обращений...

О порядке рассмотрения обращений граждан: Указ, имеющий силу закона, от 19 июня 1995

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации...

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

В последнее время в граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на действия и бездействие должностных лиц. В своих жалобах граждане просят восстановить их нарушенные права...

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

Статья 33 Конституции Российской Федерации защищает законные интересы граждан

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной

Обращения граждан — источник информации о качестве предоставления...

Задать вопрос