Усовершенствование экономики промышленности в условиях конкурентного рынка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Байбосынова, Г. Ж. Усовершенствование экономики промышленности в условиях конкурентного рынка / Г. Ж. Байбосынова, Б. С. Изатуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10.1 (248.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57079/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сегодня в условиях рынка одним из важных направлений развития экономики является её усовершенствование. Для решения данной проблемы особая роль отводится промышленным предприятиям. Перед данной отраслью стоит задача обеспечения устойчивого роста, основанного на модели стратегического развития, обеспечивающей увеличение темпов производительности труда и повышение конкурентоспособности предприятий. Для этого необходимо эффективное использование ресурсов, направленных на реформирование предприятий, ускоренное развитие, которое в перспективе должно способствовать переходу промышленных предприятий к устойчивому инновационному развитию, а также заимствование зарубежных технологий с целью минимизации расходов и технологическое перевооружение производства.

Государственной программой индустриально-инновационного развития страны предусмотрены такие меры для стимулирования предприятий, как: субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым на реализацию инновационных проектов; налоговые льготы и преференции на осуществление НИОКР; система инновационных грантов на покупку и внедрение перспективных технологий; внедрение управленческих технологий, обеспечивающих оптимизацию производственных процессов; поиск партнера для организации совместных производств с ведущими мировыми компаниями.

Благодаря мерам, принятым по всем направлениям проектного управления, рост ВВП по итогам 2018 года составил 4 % [1]. Высокая динамика роста наблюдается в промышленности, торговле, транспорте и складировании, сфере связи. Наибольшие темпы роста демонстрирует промышленность.

В Национальной инвестстратегии на 2018–2022 годы выделены приоритетные отрасли, по которым наиболее выгодно привлекать новые инвестиции. Среди них — цветная и черная металлургия, нефтепереработка и нефтегазохимия, агрохимия, машиностроение, пищевая промышленность, туризм и финансы. В соответствии с поручениями Главы государства Правительством разработан Стратегический план развития до 2025 года по реализации планов Третьей модернизации страны [2]. Упор сделан на технологическое обновление национальной экономики. Основная задача — развитие новой модели роста экономики с приростом до 5–6 %.

Разработан основные направления модернизации экономики Туркестанской области. Целенаправленная структурная политика в промышленности предполагает разработку ее важнейших целей, тесно связанных и исходящих из целевых установок социальной и экономической политики. Важнейшее требование формирования системы целей структурной политики — обеспечение их соответствия целям социально-экономического развития Туркестанской области в условиях рынка. Цели структурной политики должны, как правило, носить долгосрочный характер и определяться с учетом расширения и углубления конкурентного рынка.

Исходя из этого разработана совокупность приоритетов (целей) отраслевой структурной политики в промышленности Туркестанского региона. Главная цель структурной политики — обеспечить формирование целостного экспортно-ориентированного промышленного комплекса. Реализация намеченных направлений отраслевой структурной политики промышленности региона предполагает решение ряда методических вопросов, выбор системы показателей оценки, а также методов прогнозирования структурных сдвигов.

В условиях рынка усилил воздействие рыночных механизмов (спроса, предложения, цен) на изменение товарной номенклатуры и отраслевой структуры промышленности регионов. В этих условиях структурные сдвиги оцениваются, как и ранее, удельным весом отрасли в общем объеме продукции промышленности, общей численностью занятых и стоимостью основных производственных фондов. При этом прирост удельного веса определенных отраслей может свидетельствовать о прогрессивности отраслевой структуры и отдельные индикаторы эффективности структурных сдвигов, такие как коэффициент прогрессивности отраслевых структурных сдвигов в промышленности региона, коэффициент опережения темпов роста отрасли, позволяющий определить степень прогрессивности отрасли в зависимости от ее роли в промышленности, коэффициент профилирующих отраслей, основанный на выделении отраслей, имеющих значительный удельный вес.

Индикаторы эффективности совершенствования отраслевой структуры промышленности оцениваются приростом продукции или прибыли за счет этих факторов. Причем кроме прироста продукции эффективность совершенствования отраслевой структуры рекомендуется оценивать через изменение производительности труда, фондоотдачи и т.д.

Сегодня конкурентный рынок еще в большей степени поднял роль прогнозов, превратил их из инструмента предплановых научных разработок в конкретную форму государственного анализа и регулирования развития экономики в целом и на региональном уровне. Но используемые методы текущего и среднесрочного прогнозирования в условиях упразднения Госплана не смогли обеспечить государственное регулирование, вследствие чего резко снизилась управляемость экономикой Казахстана и его регионами.

Анализ показал, что в условиях конкурентного рынка, нестабильности и высокой неопределенности социально-экономических условии используются методы экспертных оценок, сценария и другие в сочетании с математико-статистическими методами. Об этом свидетельствует зарубежный опыт разработки социально-экономических прогнозов. Так, эксперты Мирового банка при оценке и обосновании перспектив развития экономики тех или иных стран широко используют метод сценария, сочетая его по мере необходимости с методом Дельфи. За последние годы стали применять нормативные, целевые методы прогнозирования, поисковые прогнозы. Наиболее целесообразным представляется использование метода сценария. Для этого необходимо разработать 2 варианта сценария будущего состояния отраслевой структуры промышленности (пессимистический и оптимистический).

Методика их построения следующая:

− оценить сложившееся состояние промышленного, производства и его отраслевой структуры;

− выявить влияние инвестиционной политики на изменение структуры промышленности; фазам

− построить эконмический цикл и модель его функционирования по фазам (кризис, депрессия, оживления, рост) применительно к промышленности с предвидением сроков выхода из кризиса в течение определенного периода;

− оценить влияние научно-технического фактора, экономических реформ на эффективность отраслевых структурных сдвигов;

− построить пессимистический вариант сценария отраслевых структурных сдвигов в промышленности в условиях невмешательства государства и его органов в эти процессы;

− построить оптимистический вариант с оценкой влияния активного воздействия важнейших экономических факторов и государства в регулировании этих процессов.

Результатом использования метода сценария являются долгосрочный и среднесрочный прогнозы. Предлагаемый нами порядок разработки прогноза отраслевой структуры промышленности отличается своей научной новизной в части учёта фаз экономического цикла, вариантности подхода и ресурсных возможностей региона.

Этапы стратегии промышленного развития Туркестанской области, основанные на оптимистическом варианте роста.

I этап (2018–2021гг.) Ускоренное развитие малой экономики, переход к ресурсосберегающим технологиям в базовых и других отраслях (АПК, машиностроительной, химико-лесной комплексы), для резкого увеличения производства экспортной продукции.

II этап (2021–2023 гг. и далее). Перестройка технологической и производственной структуры отраслей, производящих продукты питания и товары народного потребления с повышением их конкурентоспособности.

Для решения стратегических задач структурного переобразования промышленности Туркестанской области требуется мобилизация весьма значительных инвестиционных ресурсов. В этой связи региональные власти должны разрабатывать и осуществить на практике комплексные мероприятия, которые будет обеспечивать приток инвестиционных средств. Условно их можно разделить на следующие группы:

− государственная поддержка прямых инвестиции на региональном уровне;

− создание дополнительных побудительных механизмов для потенциальных инвесторов, конкурентных по отношению к другим регионам;

− мероприятия по создания благоприятного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов;

− финансовая поддержка и содействие инвестиционной деятельности.

Государственная поддержка прямых инвестиции может осуществляться региональными властями на основе предоставления бюджетных гарантий. Регионы, заинтересованные в привлечение капитала, могут предоставлять корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой либо его части за счет бюджетных источников в случае национализации, стихийных бедствий невозможности перевода прибыли, не конвертируемости местных валют и других приведенных обстоятельств [3]. Регионализация экономической политики требует выработки самостоятельной отраслевой и территориальной структурной политики регионов, особенно в индустриальной сфере. Дальнейшее углубление экономических реформ, особенно в районах Туркестанской области, обусловливает реформирование отраслевой структуры промышленности региона, направленной на преодоление спада производства, стабилизацию промышленного производства, совершенствование жизненных условий трудящихся.

Усовершенствование промышленности региона — процесс длительный, поэтапный и отличается от мелких структурных перестроек в отраслях, осуществляемых постоянно под воздействием рыночных механизмов (спроса, предложения, цен и др.) Соответственно его следует корректировать и направлять с помощью государственного инвестирования на основе выработки региональной структурной политики и экономического стимулирования предприятии и организаций, участвующих в его реализации. При этом динамика структуры спроса будет определять характер и особенности реформирования отраслевой структуры промышленности как непрерывного процесса перехода от сложившейся отраслевой структуры промышленности к предлагаемой нами к рациональной структуре, полностью отвечающей целям региона.

Региональная структурная политика в промышленности должна быть направлена на устранение преобладающей доли сырьевого характера многих отраслей и на развитие отраслей, производящие готовые изделия и др. Главной целью отраслевой структурной политики применительно к Туркестанской области должно быть формирование целостного экспортно-ориентированного промышленного комплекса. Для его достижения потребуется обеспечить: стабилизацию производства и формирование отраслей производящих готовую продукцию создание комплекса отраслей и производства легкой и пищевой промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья повышение эффективности внешнеэкономических связей региона исходя из развития совместных и иностранных предприятий.

Для совершенствования организации экономического механизма активизация инвестиционных процессов с низким инвестиционным потенциалом целесообразно использовать субсидии со стороны государства, лизинговые сделки контракты [4]. Именно для такой области, как Туркестанская, предлагается использовать арендные договора, льготные кредиты, беспошлинный импорт сельхозтехники. Использование этих механизмов позволит обеспечить эффективные формы и методы финансирования инвестиций в сфере структурных преобразований промышленности Туркестанской области.

Литература:

  1. Рост экономики за первое полугодие 2018 года составил 4,1 %. https://www.zakon.kz/4927417-rost-ekonomiki-za-pervoe-polugodie-2018.html
  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta
  3. Яковец, Ю. В. Региональная структурная и инновационно-инвестиционная политика / Ю. В. Яковец // Экономика региона: технология деловой активности. М.: АМиР, — 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): Туркестанская область, отраслевая структура промышленности, конкурентный рынок, отраслевая структура, отраслевая структурная политика, отрасль, промышленность, структурная политика, условие рынка, пищевая промышленность.


Похожие статьи

Совершенствование механизма устойчивого развития промышленного предприятия

Совершенствование механизма обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Совершенствование экономической работы в области анализа затрат

Совершенствование механизма управления предприятием с использованием QFD-анализа

Реализация конкурентных преимуществ трудовых ресурсов как фактор повышения производительности труда в электроэнергетике

Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия

Совершенствование управления закупками в логистических системах на основе информационных технологий

Совершенствование механизма интеграции процессов бюджетирования и управления рисками

Совершенствование форм профессионального развития педагогических работников

Совершенствование нормативно-законодательной базы как условие развития страхового рынка России

Похожие статьи

Совершенствование механизма устойчивого развития промышленного предприятия

Совершенствование механизма обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Совершенствование экономической работы в области анализа затрат

Совершенствование механизма управления предприятием с использованием QFD-анализа

Реализация конкурентных преимуществ трудовых ресурсов как фактор повышения производительности труда в электроэнергетике

Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия

Совершенствование управления закупками в логистических системах на основе информационных технологий

Совершенствование механизма интеграции процессов бюджетирования и управления рисками

Совершенствование форм профессионального развития педагогических работников

Совершенствование нормативно-законодательной базы как условие развития страхового рынка России

Задать вопрос