Правовое регулирование эвтаназии в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гаджимагомедова, Ш. С. Правовое регулирование эвтаназии в РФ / Ш. С. Гаджимагомедова, Т. С. Магомедкасумова, М. А. Арабова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56813/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящее время проблема эвтаназии изучена мало, о чем свидетельствует недостаточное количество специальных монографических исследований, которые полностью и объективно отражают юридический, в частности уголовно-правовой аспект эвтаназии. Однако существует большое количество литературы, которая так или иначе затрагивает проблему эвтаназии. В данном случае литература носит фрагментарный характер, что затрудняет использование полученных выводов в правовой сфере.

Термин «эвтаназия» образован путем объединения двух греческих слов: прилагательного «ev» — благо, либо эпического «ev»-благо, и слова «thanatos» — смерть. Этот термин был введен в научный оборот в XVI веке английским философом Ф. Бэконом, согласно которому цель врача — не только исцелять, но и избавлять больного от страданий, когда уже никакой надежды на спасение нет [1].

В качестве основного критерия классификации форм эвтаназии следует принять характер действий, направленных на умышленное убийство пациента. Учитывая этот критерий, эвтаназия может быть выполнена в двух формах: активной и пассивной. Активная осуществляется путем активных медико-социальных действий врача. Пассивное проявление эвтаназии совершается в случае отказа от проведения мероприятий по спасению жизни пациента.

Рассмотрение такого явления, как эвтаназия, невозможно без анализа ее аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, морально-этический, юридический и религиозный.

Моральный и этический аспект рассматривался в работах И. В. Абеля, Т. И. Грековой, С. Иссыка, П. В. Корнеева и др. Большинство ученых считают, что активная эвтаназия противоречит принципам гуманизма и целям медицины. Ценность человеческой жизни побуждает бороться за нее даже несмотря на объективные медицинские законы и в самых безнадежных ситуациях (более того, медицинская практика богата случаями исцеления самых безнадежно больных). Боль обычно является причиной того, что пациент просит ускорить наступление смерти, и поэтому смерть является вынужденной и неискренней. «Врач должен противостоять боли с помощью богатого выбора болеутоляющих средств, имеющимися в медицине, а не идти на поводу у больного» [2].

Многие ученые опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определенным психологическим тормозом для поиска новых, более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных пациентов, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким больны. И это еще одна причина необходимости юридического регулирования этого вопроса. Более распространенное мнение заключается в том, что эвтаназия с моральной точки зрения допустима только в исключительных случаях, но в таких случаях она должна быть узаконена.

Юридический аспект был рассмотрен следующими авторами: А. Г. Бабичевым, А. Н. Ворониным, С. В. Глушковым, А. А. Жижиленко, О. С. Капинус, А. В. Наумовым и др. [3].

В девятнадцатом веке началось обсуждение вопроса об убийстве из сострадания, о влиянии согласия потерпевшего на квалификацию убийства. На диссертационном уровне исследование влияния согласия потерпевшего на квалификацию убийства было впервые изучено Р. Пферсдорфом.

Первая монография, посвященная этой проблеме, была написана К. Кеслером в 1884 году. В 1895 году А. Йост опубликовал произведение «Право на смерть», а в 1908 году — книгу Хилла «Право на Себя».

В начале 20-го века в Германии адвокат К. Биндинг и психиатр А.Гехэ предположили, что эвтаназия уничтожает так называемых «инвалидов». Эта чудовищная интерпретация понятия «эвтаназия» была позже широко принята в фашистской Германии и в захваченных ею странах. В сентябре 1939 года Гитлер подписал секретный указ, согласно которому все «формы жизни, недостойные жизни» должны быть подвергнуты эвтаназии. Вопрос о «недостойности» в каждом случае был решался медицинской «тройкой». В результате в течение двух лет, согласно разным источникам, было уничтожено от 100 000 до 275 000 человек [4].

Программа была официально закрыта 3 августа 1941 года, когда епископ Клеменс фон Гален, в своей проповеди, назвал программу нацистской эвтаназии «чистейшим убийством».

Международный военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал эти действия как преступления против человечества. Вследствие этого идея любой эвтаназии была очень серьезно скомпрометирована немецкими национал-социалистами. С тех пор одним из главных аргументов противников эвтаназии является вероятность злоупотреблений, вплоть до уничтожения всех недееспособных.

Аргументы врачей, которые выступают против эвтаназии, основаны на медицинской практике. Во-первых, медицина столкнулась с фактами «самопроизвольного лечения» рака. Во-вторых, практика военных врачей демонстрирует способность человека адаптироваться к жизни, несмотря на инвалидность (ампутация ног, рук). В-третьих, принятие смерти как «типа» медицинского лечения может стать серьезным препятствием для развития самого медицинского знания, которое постоянно стимулируется «борьбой со смертью».

В России этический кодекс российского доктора, ст. 14, который гласит:

«Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких, недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии. Под пассивной эвтаназией понимается прекращение лечебных действий у постели умирающего больного. Врач обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами» [5].

Рассматривая религиозный аспект, хочу отметить, что ни одна мировая религия не признает эвтаназию. Эвтаназия характеризуют как самоубийство, а самоубийство является тяжким грехом во всех религиях.

Таким образом, эвтаназия не может быть рассмотрена в одном аспекте, она рассматривается в комплексе, с учетом медицинского, правового и религиозного аспектов. Существование различных мнений не позволяет рассмотреть однозначно данный вопрос, так как каждый аспект наполнен различными мнениями, подкрепленными определенными фактами. Существование различных противоречивых мнений не позволяет принять однозначное решение по вопросу эвтаназии.

Право на жизнь закреплено в акте о гражданских и политических правах, принятый в 1966 году. К первому акту в Российской Федерации, который закрепил право на жизнь относят Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1991 года.

В статье 45 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что медицинские работники не имеют право осуществлять эвтаназию, ввиду наложения запрета на осуществление эвтаназии, не допускается ни одно действие со стороны медицинского персонала, направленное на ускорение смерти больного. Законодательством РФ допускается «добровольный отказ от медицинской помощи» (ст.20 вышеупомянутого закона). Данное действие рассматривается как пассивная эвтаназия

В начале 2000-х годов рабочая группа движения «Российские радикалы», неоднократно, в течении нескольких лет, пыталась вынести на рассмотрение ГД РФ законопроект «Об эвтаназии».

В 2006 году был предложен депутатами Московской городской думы законопроект, суть которой был выражен в том, чтобы отвести эвтаназии отдельное место в УК РФ. В случае причастности к эвтаназии медицинского работника предусматривалось наказание в виде ограничения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать должность на срок до 2 лет, а если иные лица совершили соответствующие действия — ограничение свободы на срок до 3 лет либо лишение права занимать должность на срок от 3 до 7 лет. Хотелось бы отметить, что данный законопроект предусматривал достаточно мягкое наказание.

В случае, если человек был отключен от аппаратов жизнеобеспечения, независимо от того, являлся ли он тяжелобольным, то данное деяние будет квалифицироваться по статье 105 УК РФ и последует наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

В отличие от деяний, предусмотренных ст.124 и 125 УК РФ, в случае эвтаназии имеет место прежде всего добровольное волеизъявление пациента, который желает уйти из жизни. В настоящее время в Законе (ст. 45) говорится, что медицинскому персоналу запрещено проводить эвтаназию. Человек, который сознательно побуждает пациента к эвтаназии и осуществляет его, не может ссылаться на согласие больного и подлежит уголовной ответственности в соответствии со статьей 105 Уголовного кодекса РФ. В современных клиниках можно поддерживать жизнь пациента в течение многих лет даже при полном нефункционировании мозга. Из-за этого врачи по собственной инициативе или по просьбе близких родственников таких пациентов иногда вынуждены отключать средства поддержания жизни больного, то есть фактически проводить пассивную эвтаназию.

Хотелось бы также отметить, что от тяжести тех мер, которых законодатель применяет за совершение данного деяния, можно сделать вывод о том, насколько государство считает данное деяние общественно-опасным. Так, согласно УК Перу, Португалии, Колумбии убийство по просьбе потерпевшего наказывается лишением свободы на срок до трех лет; Германии, Грузии — до пяти лет; Кореи — до десяти лет. УК Азербайджана предусматривает за эвтаназию наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет либо лишение свободы на срок до трех лет. Некоторые страны предусматривают более тяжкий вид наказания за пассивную форму эвтаназии, нежели за активную. Так, за пассивную эвтаназию в виде оказания помощи в самоубийстве (если оно повлекло летальный исход) виновному грозит: в Португалии — до трех лет лишения свободы; в Перу — до четырех лет, в Испании — до пяти лет; в Колумбии и Бразилии — до шести лет; в Венесуэле и Республике Корея — до десяти лет; в Италии — до двенадцати лет; в Канаде — до четырнадцати лет лишения свободы [6].

Таким образом, большинство стран квалифицируют эвтаназию как преступление, но в отличие от других стран, УК РФ не содержит привилегированные нормы об ответственности за данное деяние.

Например, 13 февраля 2014 года Бельгия приняла закон об эвтаназии для несовершеннолетних. Данный закон дает право несовершеннолетним, в случае если лицо способно самостоятельно принять решение, подать заявку на эвтаназию. Это возможно, если несовершеннолетний находится на термальной стадии заболевания, и если болезнь приносит сильные физические и психические страдания. Такое ходатайство должно быть подано с письменного согласия родителей или самих родителей, когда ребенок недееспособный, а также по рекомендации лечащего врача. В отличие от голландского законодательства, предусматривающего умышленное ускорение смерти неизлечимого пациента с 12-летнего возраста, в бельгийском законодательстве возраст для проведения не указан [7].

Анализируя данный вопрос, можно заключить, что проблема эвтаназии является одной из острых проблем современного общества, носящей противоречивый характер.

Ю. А. Чернышева считает, что для предотвращения эвтаназии необходимо внедрение программ по ее профилактике во всех медицинских учреждениях, а именно осуществлять мероприятия с целью разъяснения медицинскому персоналу об ответственности за пропаганду и проведение эвтаназии. Такого рода мероприятия проводят органы внутренних дел, поскольку обязанность по предотвращению и прекращению преступлений возложена на полицию.

Еще одним способом по борьбе с данным видом преступления является проведение ежеквартальной проверки участковым уполномоченным ОВД вместе с медицинским персоналом смертельно-больных на предмет предупреждения эвтаназии. За определенной территорией закрепляется участковый уполномоченный, который обладает полной информацией о гражданах, которые проживают на данной территории.

Родственники больного играют важную роль в системе данной профилактики. По этой причине, с ними так же проводятся разъяснительные работы по вопросу эвтаназии.

Так же, Ю. А. Чернышевой предложена такая мера предотвращения эвтаназии, как проведение консультативных мероприятий как с врачом больного пациента, так и с самим больным. Необходимым фактором в работе с неизлечимо больным человеком является привлечение психолога, с целью оказания профессиональной поддержки человеку в преодолении психологических трудностей.

Исследователи В. И. Акопов и Е. Н. Маслов считают, что в некоторых случаях будет правильным допущение пассивной эвтаназии, наряду с этим они высказывают мнение о том, что необходимо предпринимать жесткие меры по недопущению активной эвтаназии, посредством проведения мероприятий и необходимых работ [4].

На данный момент в РФ необходимо на государственном уровне поднять проблему эвтаназии, принять правовой источник, который в полном объеме охватывал бы все взаимоотношения, возникающие в связи с применением эвтаназии. При легализации данных взаимоотношений, необходимо опираться на опыт зарубежных стран, доктрину как отечественных, так и не отечественных ученых-юристов и медиков.

Решение ее надо начинать с правового обеспечения и разработки порядка жесткого контроля за каждым случаем эвтаназии. А пока врачам надо помнить, что побуждение и осуществление любой формы эвтаназии в соответствии с законодательством Российской Федерации является преступлением. Отказ от медицинского вмешательства во избежание неоднозначной трактовки должен быть обоснован и правильно документально оформлен.

Литература:

  1. Бэкон Ф. Сочинения. — М.:, 1971. — 590 с.
  2. Котова М. Эвтаназия: сочувствие тяжелобольному или преступление? // Слово. — 2013. — № 46. — С. 139–146.
  3. Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление: монография. — М.: Буквовед, 2006. — 400 с.
  4. Акопов В. И., Маслов Е. Н.. Право в медицине. — М.: Книга-Сервис, 2002. — 352 с.
  5. Крылова Н. Е. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект // Вестник Московского университета. — 2000. — № 11. — С. 19–20.
  6. Лобастов О. С. Об эвтаназии // Военно-медицинский журнал. — 2009. — № 2. — С. 16–19.
  7. Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в РФ на осуществление эвтаназии // Государство и право. — 2000. — № 11. — С. 56–59.
Основные термины (генерируются автоматически): эвтаназия, пассивная эвтаназия, лишение свободы, проблема эвтаназии, УК РФ, медицинский персонал, Российская Федерация, срок, активная эвтаназия, медицинская помощь.


Похожие статьи

Проблемы эвтаназии в современном мире | Статья в журнале...

эвтаназия, жизнь, смерть, Российская Федерация, проблема эвтаназии, активная эвтаназия, пассивная эвтаназия, медицинское

Пассивная эвтаназия в России в некоторых случаях может привести к уголовной ответственности за неоказание помощи больному (ст. 124 УК...

К проблеме эвтаназии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Эвтаназия (от греч. «хорошая смерть) — практика безболезненного прекращения или сокращения жизни человека, испытывающего сильные страдания, по его

В медицинской практике различают активную и пассивную эвтаназию, добровольную и недобровольную.

Исследование современной проблемы эвтаназии с юридической...

Статья посвящена вопросам эвтаназии как в России, так и за рубежом. В тексте показано личное мнение автора по данной проблеме. Действительно ли это хорошая гуманная смерть или специфическое самоубийство? Об этом мы и расскажем в данной статье.

Эвтаназия в контексте прав человека: постановка проблемы

В статье рассматривается вопрос о содержании понятия эвтаназия, ее формах. Автор предпринимает попытку определить возможность ее легализации и применения в России. Ключевые слова: эвтаназия, права человека, право на жизнь.

Эвтаназия, или Право на смерть: проблемы регламентации...

Эвтаназия — это помощь в прекращении жизни безнадежно больного человека из сострадания. Однако на деле речь не обязательно идет об

Эвтаназия как выражение свободы воли и права на смерть. эвтаназия, жизнь, смерть, Российская Федерация, проблема эвтаназии...

Право на смерть. Перспективы легализации эвтаназии...

эвтаназия, жизнь, смерть, Российская Федерация, проблема эвтаназии, активная эвтаназия, пассивная эвтаназия, медицинское

Пассивная эвтаназия в России в некоторых случаях может привести к уголовной ответственности за неоказание помощи больному (ст. 124 УК...

Эвтаназия как выражение свободы воли и права на смерть

эвтаназия, жизнь, смерть, Российская Федерация, проблема эвтаназии, активная эвтаназия, пассивная эвтаназия, медицинское вмешательство, добровольный уход, человеческая жизнь. Похожие статьи.

Эвтаназия: основные моменты, связанные с её реализацией

Дана оценка применения эвтаназии в современных условиях Российской Федерации и её

Встатье рассматриваются основные аргументы за применение эвтаназии так и ее отказа.

Эвтаназия — это помощь в прекращении жизни безнадежно больного человека из сострадания.

О проблеме нравственного выбора личности с точки зрения...

В основе проблемы эвтаназии, а также связанных с ней, таких, как проблемы аборта и экспериментов над эмбрионами, лежат понятия ценности и святости человеческой жизни. Ценность жизни отражает уважение не к самой жизни, а к личности как носителю жизни.

Похожие статьи

Проблемы эвтаназии в современном мире | Статья в журнале...

эвтаназия, жизнь, смерть, Российская Федерация, проблема эвтаназии, активная эвтаназия, пассивная эвтаназия, медицинское

Пассивная эвтаназия в России в некоторых случаях может привести к уголовной ответственности за неоказание помощи больному (ст. 124 УК...

К проблеме эвтаназии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Эвтаназия (от греч. «хорошая смерть) — практика безболезненного прекращения или сокращения жизни человека, испытывающего сильные страдания, по его

В медицинской практике различают активную и пассивную эвтаназию, добровольную и недобровольную.

Исследование современной проблемы эвтаназии с юридической...

Статья посвящена вопросам эвтаназии как в России, так и за рубежом. В тексте показано личное мнение автора по данной проблеме. Действительно ли это хорошая гуманная смерть или специфическое самоубийство? Об этом мы и расскажем в данной статье.

Эвтаназия в контексте прав человека: постановка проблемы

В статье рассматривается вопрос о содержании понятия эвтаназия, ее формах. Автор предпринимает попытку определить возможность ее легализации и применения в России. Ключевые слова: эвтаназия, права человека, право на жизнь.

Эвтаназия, или Право на смерть: проблемы регламентации...

Эвтаназия — это помощь в прекращении жизни безнадежно больного человека из сострадания. Однако на деле речь не обязательно идет об

Эвтаназия как выражение свободы воли и права на смерть. эвтаназия, жизнь, смерть, Российская Федерация, проблема эвтаназии...

Право на смерть. Перспективы легализации эвтаназии...

эвтаназия, жизнь, смерть, Российская Федерация, проблема эвтаназии, активная эвтаназия, пассивная эвтаназия, медицинское

Пассивная эвтаназия в России в некоторых случаях может привести к уголовной ответственности за неоказание помощи больному (ст. 124 УК...

Эвтаназия как выражение свободы воли и права на смерть

эвтаназия, жизнь, смерть, Российская Федерация, проблема эвтаназии, активная эвтаназия, пассивная эвтаназия, медицинское вмешательство, добровольный уход, человеческая жизнь. Похожие статьи.

Эвтаназия: основные моменты, связанные с её реализацией

Дана оценка применения эвтаназии в современных условиях Российской Федерации и её

Встатье рассматриваются основные аргументы за применение эвтаназии так и ее отказа.

Эвтаназия — это помощь в прекращении жизни безнадежно больного человека из сострадания.

О проблеме нравственного выбора личности с точки зрения...

В основе проблемы эвтаназии, а также связанных с ней, таких, как проблемы аборта и экспериментов над эмбрионами, лежат понятия ценности и святости человеческой жизни. Ценность жизни отражает уважение не к самой жизни, а к личности как носителю жизни.

Задать вопрос