Беспилотный транспорт будущего | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тимошенко, О. Б. Беспилотный транспорт будущего / О. Б. Тимошенко, А. В. Азаров, Е. М. Кириери, Е. С. Енна. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8.2 (246.2). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56678/ (дата обращения: 16.12.2024).



Беспилотный автомобиль (робомобиль) — транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия человека.

− LIDAR — дальномер оптического распознавания

− Система стереозрения

− Система глобального позиционирования (GPS, Глонасс)

− Гиростабилизатор

Программное обеспечение беспилотного автомобиля может включать машинное зрение и нейросети.

Некоторые системы полагаются на инфраструктурные системы (например, встроенные в дорогу или около неё), но более продвинутые технологии позволяют имитировать присутствие человека на уровне принятия решений об изменении положения руля и скорости, благодаря набору камер, сенсоров, радаров и систем спутниковой навигации.

Как беспилотные автомобили изменят наше будущее

Шесть лет назад Google удивила публику новостью о разработке самоуправляемых автомобилей. А в этом году Uber уже запустила в Питтсбурге несколько беспилотных такси. В обозримом будущем эта технология окажет огромное влияние на нашу жизнь.

Человеку запретят водить машину

Скажем прямо, люди — «неважные» водители. Сама идея дать каждому взрослому человеку возможность управлять двухтонной машиной смерти довольно глупа. Ежегодно автомобили убивают более 1,3 миллиона человек (по Annual Global Road Crash Statistics) во всём мире.

Компьютеры могут водить гораздо лучше. Во-первых, они не пьют и не отвлекаются на переписку и другие дела за рулём. Во-вторых, множество сенсоров даёт им сверхчеловеческие способности: радары, лазеры, камеры, онлайн-навигация и вычислительная мощь для мгновенного принятия решений.

По данным недавнего исследования широкое распространение беспилотных автомобилей может сократить количество дорожных аварий на 90 %. Это должно спасти тысячи людей.

Факты подтверждают гипотезы. Самоуправляемые машины компании Google проехали более двух миллионов миль, что намного больше, чем средний водитель-человек проезжает в течение жизни. Пока на их счету только одна авария, виновником которой оказался компьютер. Что произойдёт, когда беспилотные автомобили будут повсюду и власти поймут, насколько они безопаснее? Законодатели просто запретят людям водить.

Распространение технологии приведёт кмассовой слежке

На большинстве сервисов можно найти тысячи роликов с ужасными ДТП и близкими к ним ситуациями. Такое количество записей обусловлено популярностью видеорегистраторов, которые помогают людям защищать права в коррумпированных странах. То есть весь незаметный ранее хаос дорог выносится на всеобщее обозрение.

С одной стороны, ошеломляющее количество собранных данных может значительно повысить общественную безопасность. Самоуправляемые автомобили смогут обнаруживать препятствия, аварии, потенциальные угрозы и будут информировать о них нужные службы. А программное обеспечение — вычислять преступления с помощью специальных алгоритмов в режиме реального времени и сообщать о них властям.

С другой стороны, такая постоянная слежка приближает нас к тоталитарному обществу. К примеру, подключённые к интернету беспилотные авто смогут регулярно отслеживать координаты пассажиров. А технология распознавания лиц позволит сети таких машин засекать пешеходов и следить за ними.

Только представьте, какие дебаты вокруг приватности и безопасности вспыхнут в мире.

Исчезнут светофоры ипробки на дорогах

Не считая очевидных выгод для экологии, меньшее количество автомобилей на дорогах — первый шаг к устранению пробок.

В 2008 году команда исследователей показала, как дорожные заторы могут возникать из ниоткуда. Учёные запустили 22 автомобиля на зацикленной дорожной полосе длиной 230 метров на скорости 48 км/ч. Через небольшой промежуток времени образовалась пробка.

Этот феномен называют волной трафика. Он возникает в результате снижения скорости одним из водителей в очереди машин и вызывает цепную реакцию.

Чем грозит мир беспилотного транспорта

Новая автодорожная эстетика, которая предлагает отказаться от водителей, требует изменений не только юридической базы, но инфраструктуры городов, и сознания людей.

Очевидно, что не все смогут легко принять факт того, что машины будут управляться сами собой, решать, по какой трассе лучше ехать до дома, обгонять ли впереди едущую машину и как-то выпутываться из опасной ситуации. Так что же вообще будет, когда водители станут не нужны?

Во-первых, переход на беспилотные автомобили благоприятно скажется на окружающей среде, поскольку они работают на электротяге и не выбрасывают в атмосферу вредные газы. Учитывая, какой процент выбросов приходится на автомобили, это большой плюс.

Во-вторых, эксперты считают, что с приходом беспилотников на дорогах станет более безопасно. Сейчас безопасность дорожного движения, по крайней мере в России, остается одной из самых серьезных проблем. Только вдумайтесь: в 2017 году в авариях на российских дорогах погибли 19 тысяч человек.

Несколько лет назад беспилотный автомобиль Google столкнулся с автобусом, решив, что тот его пропустит. Но водитель автобуса не сделал этого. И произошло ДТП, в результате которого, к счастью, никто не пострадал. А в марте этого года в США беспилотник Uber насмерть сбил женщину, которая переходила дорогу не на пешеходном переходе. После этого случая компания приостановила тестирование своих беспилотных автомобилей. В общем, чувство безопасности на дорогах в это новом мире без водителей может оказаться ложным.

Есть ещё одна проблема, с которой придется столкнуться миру будущего. Переход на беспилотный транспорт грозит снижению занятости на рынке перевозок. Уже сейчас есть прогнозы, согласно которым не тысячи, и не сотни тысяч, а миллионы людей останутся без работы. Дальнобойщики, водители такси и общественного транспорта — все они окажутся не у дел. Более того, есть вероятность, что люди в принципе откажутся от личных автомобилей и переключатся на услуги аренды. В Индии, где и без того высокая безработица, даже решили запретить беспилотные автомобили, заявив, что не допустят технологий, которые отнимут рабочие места у людей.

Но не всё так плохо. Новая реальность способна открыть и новые возможности для людей, которые ранее не могли водить машину. Это относится, например, к инвалидам. Собственно, они и в этой новой реальности не смогут стать водителями. Но это и не потребуется — им не придется нажимать на педали, или управлять рулём. Машина все сделает за них.

Предполагается, что беспилотные автомобили будут поумнее многих водителей — используя данные о пробках, авариях, да и вообще дорожном трафике, они смогут выстраивать оптимальный маршрут. Благодаря этому сократится время на поездку до работы. По прогнозу экспертов, если человек «переквалифицируется» из водителя в пассажира, у него появится 50 дополнительных минут свободного времени. Потратить их можно на чтение книги в авто, или просмотр фильма, или выполнение какой-нибудь работы по дороге до офиса.

Есть вероятность, что уменьшится уровень стресса. Не надо сидеть за рулем и переживать, как перестроиться в другой ряд, припарковать удачно машину или превысить скорость на глазах у полицейских. Все это будет решать интеллектуальная система автомобиля. Правда, для этого людям придётся ещё научиться ей доверять, иначе уровень стресса, наоборот, вырастет в разы.

Что произойдет собщественным транспортом

Общественного транспорта в популярных рассказах о городах будущего как будто нет. Так происходит, потому что представления в этой области формируются под влиянием быстрого прогресса автомобильных технологий. Зачем нам в будущем автобусы и метро, когда уже достаточно открыть приложение, вызвать машину, и она сама приедет туда, куда нужно? А до метро или автобуса надо идти, а когда пришёл — терпеть людей вокруг.

Такую точку зрения продвигают некоторые мыслители, настроенные экономически либерально. Институт Катона в 2014-м году опубликовал статью «Конец транспорта и начало новой мобильности». В 2016-м году вышла заметка Аланы Самьюэлз «Конец общественного транспорта» в The Atlantic. Основная линия этих (и других подобных) текстов следующая: общественный транспорт устарел как морально, так и в плане материальной базы, он плохо работает (например, часто можно увидеть, что автобус едет полупустой, и это — трата ресурсов). Новые технологии могут эффективно выполнять ту же функциональность за меньшие деньги и более эффективно (а также попутно решат все транспортные проблемы). Сторонники этой позиции считают, что владение машинами снизится благодаря повсеместному райдшерингу (ridesharing, совместное использование автомобиля), машин на дорогах будет меньше, они будут умными и не будут создавать пробок.

Что здесь не учтено — так это психологические и контекстуальные особенности: люди с неохотой отказываются от того, к чему они привыкли. Кроме того, всевозможный бизнес сейчас ориентирован на обслуживание именно частных автовладельцев (например, автозаправки, автосервисы, страхование). Все такие институциональные структуры потребуется перестраивать, чтобы они работали с новыми формами мобильности. Так что пока повсеместный райдшеринг — это не большее чем wishful thinking (принятие желаемого за действительное).

Преимущества инедостатки беспилотного транспорта

Экономические преимущества:

− кардинальная минимизация ДТП и практически полное исключение человеческих жертв (по крайней мере, среди пассажиров, находящихся внутри автомобиля), отсюда значительное снижение расходов на страхование и медицину быстрого реагирования;

− снижение стоимости транспортировки грузов и людей за счёт экономии на заработной плате и времени отдыха водителей, а также экономии топлива;

− повышение эффективности использования дорог за счёт централизованного управления транспортным потоком;

− повышение пропускной способности дорог за счёт сужения ширины дорожных полос (в более отдаленной перспективе).

Социальные преимущества:

− появляется возможность самостоятельно перемещаться на роботизированном автомобиле для людей без водительских прав, возможно, включая несовершеннолетних и инвалидов;

− экономия времени, ныне затрачиваемого на управление ТС, позволяет заняться более важными делами или отдохнуть.

− Прочие преимущества:

− перевозка грузов в опасных зонах, во время природных и техногенных катастроф или военных действий;

− в более отдалённой перспективе снижение глобальной экологической нагрузки.

Недостатки:

− Ответственность за нанесение ущерба (зависит от режима вождения);

− Утрата возможности самостоятельного вождения автомобиля;

− Ненадёжность ПО, уязвимого, в том числе, к взлому и слежке;

− Потеря приватности;

− Потеря рабочих мест людьми, чья работа связана с вождением транспортных средств;

− Отсутствие опыта вождения у водителей в критической ситуации.

Заключение

Кажется, что беспилотное будущее уже дышит в спину. Но, несмотря на весь прогресс, мы пока что достаточно далеки от повсеместного использования самоуправляемых машин. Их появление на всех дорогах страны реально, а, может, и неизбежно — но это картина, скорее, завтрашнего дня, чем сегодняшнего. Переход на беспилотные автомобили благоприятно скажется на окружающей среде. С «приходом» беспилотников на дорогах станет более безопасно. Возможно, что беспилотные автомобили не заменят водителей, а дополнят их возможности.


Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org
  2. https://lifehacker.ru
  3. https://futurist.ru
  4. https://22century.ru
  5. https://ichip.ru
Основные термины (генерируются автоматически): автомобиль, общественный транспорт, беспилотный автомобиль, беспилотный транспорт, водитель, дорога, машина, GPS, крайняя мера, программное обеспечение.


Задать вопрос