Эволюция транспорта всех видов от авиационного до трубопроводного не прекращается со времён их зарождения. До сих пор инженерная мысль напряженно работала над повышением эффективности, безопасности, комфортабельности, экологичности и, даже, над эстетичностью транспортной техники. Давно освоены новые виды топлива: газ, биотопливо, электричество, водород. За прошедший век эффективность силовых установок и транспортных средств в целом возросла в разы. Но, увы, концепция транспортного средства, управляемого человеком, не изменилась.
Настоящий этап научно-технического прогресса ознаменован высоким уровнем автоматизации и роботизации в промышленности, науке, связи, управлении, сфере услуг и др. областях. Однако, длительное время автоматизация имела довольно ограниченное распространение в транспорте, несмотря на высокий уровень «цифровизации» и информатизации системы управления транспортом и логистики. Связано это со сложностью полностью заменить человека, управляющего транспортным средством. Искусственный интеллект оказался недостаточен, чтобы обеспечить безопасность в условиях столь тесного взаимодействия человека, транспорта и инфраструктуры, их объединяющей. Не случайно за реализацию идеи беспилотного транспортного средства, наряду с автомобильными гигантами, основательно взялись такие совсем неавтомобильные компании, как Apple, Intelи Google. Удивительно? Вовсе нет, ведь главное звено в создании беспилотных автомобилей-роботов — это именно адаптация искусственного интеллекта к автомобилю.
Итак, робомобиль — уже реальность! От вот таких футуристичных фантазий…
Рис. 1 Электрический робомобиль. Концепт-кар
До вполне тривиальных…
Рис. 2 Беспилотный автомобиль компании Google на основе стандартного LexusRX
Наряду с весьма сложными техническими аспектами, создатели беспилотных автомобилей вплотную встали перед решением задачи обеспечить морально-этическую сторону их применения. Например, каков должен быть алгоритм действий робота в случае, когда пассажирам или пешеходам угрожает опасность? Как будет действовать искусственный интеллект в экстремальных ситуациях? Очевидно, живой человеческий интеллект невозможно полностью заменить искусственным. Компьютер не наделен добродетелями, находчивостью, творческим началом и т. п. Словом, всем тем, чем обычно руководствуется человек, принимающий ответственное решение. Робот лишь способен отработать заложенный в его искусственный «мозг» алгоритм действий. Алгоритм, который за него продумал человек. Так насколько необходимо продумать этот алгоритм человеком?
Рис. 3 «Мозг» и «органы чувств» беспилотного транспортного средства
Весьма остры также и правовые аспекты эксплуатации беспилотного транспорта. Вопросы юридической ответственности, урегулирования материального ущерба и ущерба здоровью человека до сих пор находятся в стадии обсуждения.
Захватывающие технические идеи воплощения искусственного интеллекта в автомобильном транспорте, однако, не отменяют здравой оценки экономической целесообразности роботизации. Например, оправдано ли превращение легкового автомобиля для личного использования в робомобиль? Ведь многие автолюбители владеют и используют личный автомобиль в качестве любимой игрушки! Как говорят, для души. А как быть с целым «классом» спортивных автомобилей? Или, скажем, семейные поездки на дачу или на пикник?
Анализ комплекса задач, сопутствующих массовому внедрению беспилотного транспорта, безусловно, будет сделан, а робомобиль войдёт в нашу повседневную жизнь, но уже сейчас очевидно, что беспилотный транспорт способен себя окупить только при коммерческом использовании. Экономический эффект возможен только за счёт организации:
- Грузовых перевозок;
- Автобусных пассажирских перевозок;
- Таксомоторных перевозок;
- Максимальной пропускной способности дорожной сети.
Как видно уже из поверхностных рассуждений, технические вопросы оказались не самыми сложными в комплексе под названием «Беспилотный транспорт». Однако, человек способен решить любые задачи и уже сейчас мы осознаём, что беспилотный транспорт безальтернативен!