Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны.
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время в национальной политике образования в нашей стране осуществляются глобальные перемены. Главной задачей образования является выявление потенциала всех участников педагогического процесса, раскрытие творческих способностей, независимо от их физического и психического развития.
Федеральный государственный стандарт образования для детей с ОВЗ предъявляет педагогам такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы в условиях внедрения ФГОС является:
− создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и развивающей предметно-пространственной среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка;
− определяются методы обучения в соответствии с возможностями детей с ОВЗ. [1]
Все выше сказанное говорит о том, что при работе с детьми с ОВЗ очень важен индивидуальный и дифференцированный подход.
О трудностях индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей высказывались выдающиеся деятели педагогики, как русской, так и зарубежной.
Я. А. Каменский — великий чешский педагог — говорил о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.
Одним из важнейших методов в коррекционной педагогике считается метод — наблюдение. Именно этот позволяет определить возможности каждого воспитанника и четко определить программу его развития, опираясь на зону ближайшего развития.
Основополагающей целью в своей работе рассматриваю подготовку детей к адекватному включению в социальную среду и коррекцию их психофизических недостатков. Нужно учитывать то, что потенциал компенсации дефектов развития у каждого ребенка индивидуален, и поэтому обучение проходит по этапам и не должно быть ограничения по времени для выполнения.
К каждому воспитаннику, для осуществления поставленной цели, применяю один из принципов учебно-воспитательного процесса — индивидуально- дифференцированный подход.
Дифференцированное обучение — это система образования, с определенными методами, способами и приемами обучения, создающая условия для результативной деятельности развития личности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей, возможностей, интересов и способностей, опирающееся на наиболее сохранные функции психики.
Среди разнообразных видов деятельности, дети с ОВЗ выделяют и отдают предпочтение художественному творчеству, как наиболее интересной и занимательной.
Дети с ограниченными возможностями здоровья без целенаправленного коррекционно-педагогического влияния почти не овладевают художественным творчеством.
Занятия по художественному творчеству способствуют развитию психических процессов и особенностей качеств личности, также на этих занятиях происходит коррекция отклонений в развитии.
Художественное творчество взаимосвязано с эмоциональным развитием ребенка, игровой деятельностью и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Обязательным элементом каждого занятия- комментирование(проговаривание) всего процесса выполнения. Это требуется для развития представлений об окружающем мире, определения связей между событиями и развития речевых функций.
Занятия по художественному творчеству должны отвечать дидактическим требованиям, предъявляемым ко всем занятиям. Следует также учитывать высокую эмоциональную возбудимость и быструю утомляемость, что требует ограниченного объема изучаемого материала (содержания занятий) и времени. Занятия всегда должны вносить положительный эмоциональный заряд, предотвращая появления утомления.
Необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми — объяснение, обсуждение, обучающие игры, проговаривание, дидактические упражнения, наблюдение, практические действия, дидактические игры и т. д.
На всех своих занятиях задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные) решаю с применением индивидуально-дифференцированного подхода. Для наиболее успешного освоения и выполнения заданий детей условно делю на мини подгруппы. Задание, цель занятия для детей одинаковые, а способы их исполнения — разные и зависят от нарушений в развитии ребенка. Материалы подбираются для каждой такой подгруппы, различающиеся по методам и формам, по уровню сложности.
При предъявлении требований к каждому ребенку подгруппы необходимо учитывать зоны актуального уровня развития и ближайшего развития, а также уровень нейропсихологического развития. Подбираются и отбираются лишь только те средства, создаются такие условия, которые необходимо использовать в данной ситуации и для данного ребенка. Выполнение задания, как было уже сказано, зависит от его индивидуальных особенностей, поэтому для одного ребенка хватает словесной инструкции, другому нужен сопроводительный показ, а если мы заметили, что воспитанник устал, то мы откладываем на какое-то время выполнение, и даем ребенку отдохнуть.
Такая кропотливая и созидательная работа требует от воспитателя терпения, творческих фантазий.
Использование индивидуально- дифференцированного подхода доказывает результативность процесса обучения детей с ОВЗ.
Рассмотрим использование данной образовательной технологии (индивидуально-дифференцированный подход на занятиях по художественному творчеству с детьми с ОВЗ) на примере занятия по аппликации «Цветок». Цель данного занятия заключалась в изготовлении поделки «Цветок» путем составления картинки из отдельных элементов.
При разработке занятия учитывались следующие особенности:
− индивидуальные особенности каждого воспитанника (задания подбирались разной степени сложности)
− сложность изложения материала (от простого к сложному)
− использование различных игр
Во время занятия применялись методы — игровой, словесный, наглядный.
Игровой — дидактическая игра «Посадим цветы на полянку», подвижная игра «Собери цветы в букет», дыхательная гимнастика «Подуем на цветочек».
Словесный — рассказ воспитателя, ответ-вопрос, решение проблемной ситуации.
Наглядный — использование пиктограмм для составления рассказа, картинок по теме.
В начале занятия внимание детей было привлечено к появлению сказочного персонажа- Чебурашки (игровая мотивация). Чтобы разрешить проблемную ситуацию, дети должны были помочь герою. Игровая мотивация настроила воспитанников на предстоящую практическую деятельность.
Во время практической деятельности использовался индивидуально-дифференцированный подход.
С Глебом Б. и Святославом М. выполнение задания проходило в форме привлекательной для воспитанников игры, построенной на тесном их взаимодействии со взрослым. Воспитатель демонстрировал процесс выполнения поделки (наклеивание готовых форм), привлекая внимание детей к полученному результату.
Для Даниила И.–это процесс совместных действий «рука в руке» (сопряженно). Герой Чебурашка настраивает на работу, воспитатель демонстрирует процесс выполнения поделки и совместно с ребенком (сопряженно) выполняет.
Более усложненный вариант выполнения — по показу (имитационные действия). Воспитатель показывает процесс выполнения действия, ребенок — наблюдает. Далее это же действие выполняется одновременно взрослым и ребенком («работа рядом»). Этот вариант выполнения для Глеба С.
Данный подход к детям (индивидуально-дифференцированный) позволяет воспитателю правильно построить процесс обучения и воспитания, достаточно выявляет возможности детей и их личные качества.
Повышению эффективности коррекции и поддержанию стойкого познавательного интереса у детей с ОВЗ способствует такой подход к занятиям.
Без знания индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ, со свойственными только для него особенностями развития, невозможно введение дифференцированного подхода в образовательный процесс Познание этих особенностей обеспечивает построение личностно-ориентированной системы воспитания и создание индивидуального маршрута развития ребенка.
В заключении можно сделать вывод, что целенаправленная работа по коррекции психофизических недостатков у детей с ОВЗ в условиях коррекционного учреждения способствует внедрение индивидуально-дифференцированного подхода в коррекционно- развивающем обучении.
Положительная динамика диагностических данных по развитию художественного творчества у детей доказывает немаловажное значение индивидуально-дифференцированного подхода в системе интегрированных занятий.
Литература:
- Концепция Федерального Государственного Образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н. Д. Соколова «Диагностика-развитие-коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью», — СПб.; ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012г.
- Суркова Людмила Васильевна «Дифференцированное обучение» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,8885/Itemid,88/
- Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении http://www.nachalka.com/node/862
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой—М.:Школа-Пресс, 1994http://pedlib.ru/Books/4/0329/4_0329–108.shtml