В рассматриваемой работе мы проведем исследования наиболее важных аспектов такого правового института как право на свободу совести и вероисповедания для возможности определения недостатков и достоинств, а также способов устранения имеющихся недостатков.
История нашего государства с давних времен выделяла особое место для указанных институтов — совести и религии [5 c, 31]. Именно такие институты являются своеобразным звеном, которое связывает вместе все народы Российской Федерации. Именно с их помощью удавалось сплотить вокруг себя людей, которых объединяла определённая идея, что помогало совместными усилиями выполнять намеченные цели.
Конституция РФ в порядке статьи 28 гарантирует каждому свободу вероисповедания и свободу совести. Основаны указанные свободы на принципе, что никакая религия не может быть навязана и установлена в качестве обязательной либо государственной. Причем свобода вероисповедания является одним из элементов свободы совести [1 c, 19].
Религиозные объединения равны перед законом и отделены от самого государства, при этом они обладают такими признаками, как, например, совершением богослужений, церемоний и других религиозных обрядов. Такие объединения должны создаваться в форме религиозных организаций или религиозных групп.
Законодатель запрещает создание таких объединений в органах местного самоуправления, государственной власти и иных госструктурах, а также в воинских частях. При этом не запрещено выделение на территории указанных образований места, которое предназначено для создания религиозного объединения.
Законом определено, что религиозной организацией является добровольное объединение граждан РФ либо иных лиц, которое постоянной проживают на территории РФ, которое образуется для совместного распространения и исповедания веры. Объединение в обязательном порядке регистрируется в качестве юридического лица, и его наименование должно содержать сведения о ее вероисповедании [3 c, 124].
Необходимо отметить, что религиозная организация, подразделения которой существовали официально на территории РФ на протяжении не менее пятидесяти лет, вправе использовать в своих наименованиях такое слово как «Россия» и производные от него. Такое положение было закреплено в федеральном законодательстве, для утверждения приоритета традиционных для нашей страны религиозных верований [4 c, 118].
В свою очередь понятие религиозная группа определена законодателем как добровольное объединение граждан, которое было образовано для совместного исповедания и распространения веры при этом она осуществляет свою деятельность без государственной регистрации, что означает невозможность государства производить их учет и отслеживание.
Обращаем ваше внимание, что религиозная организация в РФ законодательно имеет право иметь при себе представительство религиозной иностранной организации. На представительство не распространяется статус религиозного объединения, которые законодательство РФ устанавливает для Российской организаций.
Допускается приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства.
Очень важно отметить, что на сегодняшний день отсутствуют, как и в законодательстве РФ, как и в иностранном законодательстве юридические определения свободы вероисповедания и свободы совести. Полагаем, что законотворческая деятельность не выводит их отдельно в нормативных актах поскольку представленные категории больше морально — нравственные либо философские по своей природе происхождения, нежели правовые.
Такой подход будет создавать трудности для законодателя и не позволит установить фактическое толкования данных институтов. Полагаем, что важно законодательно закрепить указанные определения.
Представленные институты имеют большое количества плюсов, но не стоит забывать и о минусах.
Существенными плюсами является законодательное закрепление в Конституции РФ, что дает гражданам определенные гарантии, которые обеспечиваются государством. Так же это позволяет вести в данном направлении продуктивную деятельность.
Кроме того, представляется и детальная проработка таких свобод на региональном и даже на федеральных уровнях. Для примера это может быть закон о свободе совести и вероисповедания в конкретной республике. Представленные два достоинства полагаем являются основными для иных положительных [2 c, 9].
При этом, необходимо остановиться и на достаточно значимых минусах.
Существенным минусом является невозможность регулирования со стороны законодателя либо некачественное его регулирование. Возникает это в связи с тем, что любое религиозное учение хочет представлять свое видение единственно верным. Такой подход приводит к возникновению конфликтов с иными объединениями. Причем на сегодняшний день существенно увеличилось принятие компромиссных решений между такими объединениями, при этом остаются и сложности.
Законодателем допускается недостаточное регулирование гражданско — правовых отношений таких объединений, что приводит к невозможности, например, контроля коммерческой деятельности организации, установленного учета поступления финансирования и его распределения и другие.
Средства массовой информации РФ со своей стороны совершают действия, с возможными негативными последствиями, например, транслируя передачи на центральном телевидении только одного религиозного института, не обеспечивая дополнительно доступ к сведениям разных институтов вероисповедания. Как мы видим минусов достаточно большое количество.
Проанализировав вышеуказанные позиции, можно смело указать на необходимость государства законодательно закрепить определения свободы вероисповедания и свободы совести. Такие определения можно включить в федеральный закон о свободе совести и религиозных объединений.
При этом, полагаем, что необходимо ограничить взаимодействие религиозных организаций с государственными для повышения качества и уровня деятельности государственных организаций. Со стороны законодателя таким действием можно увеличить уровень светскости образования, воспитания, и осуществления государственной власти.
Так же полагаем, что не будет лишним ужесточить контроль над деятельностью средств массовой информации и сделать это для увеличения уровня точности и достоверности информации, а также для обеспечения возможности доступа различных религиозных организаций ко всем средствам массовой информации.
Подводя итоги хотим отметить, что в случае принятие вышеуказанных мер значительно снизится уровень неправомерных действий в той сфере, которая выступает как реализация гражданами на свободу вероисповедания и совести. Более того, такие меры помогут более открыто и тесно осуществлять взаимодействие между церковью и государством как между собой, так и установят тесное взаимоотношения между гражданами РФ и иностранными гражданами.
Полагаем, что при реализации возможности устранения описанных нами пробелом в законодательстве и в порядке его реализации, возникнет улучшение не только регулирования данной сферы со стороны законодателя, но и приведет к улучшению качества жизни граждан Российской Федерации.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс] // консультант плюс // http://www.consultant.ru/.
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ // [Электронный ресурс] // консультант плюс // http://www.consultant.ru/
- Авакьян С. А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // [Электронный ресурс] // http://nashaucheba.ru.
4. Кокотов А. Н. Кукушкин М. И. Конституционное право России: учебник // 4-е изд., пересмотр. и доп. // 2010. 544 с.
- Исаев М. А. «История Российского государства и права: Учебник» («Статут», 2012) // из информационного банка «Постатейные комментарии и книги». 93 с.