Архитектура — это не только средство удовлетворения утилитарных потребностей в пространстве обитания, но и воплощенный художественный образ, который возникает тогда, когда в объекте средствами метафизических универсалий архитектурной культуры выражается определенное эмоционально-духовное состояние. [1]
Согласно Витрувию, три постулата архитектуры, три ее краеугольных камня — это прочность, польза, красота. Естественный свет не может влиять на прочность здания, но от него явно зависят и красота, и польза. На восприятие и эмоции человека оказывают влияние такие универсалии архитектуры как форма, пространство, масса, цвет, а также свет. Если не воспринимать свет только по его прямому назначению, как исключительно утилитарную функцию, то пути его распределения, контрасты света и тени, блики и отражения создают не только красивую и здоровую атмосферу, но и яркий, целостный художественный образ.
Первыми опытами художественного применения естественного света является его применение в архитектурных монументах, ориентированных на солнце и солярный культ — египетские пирамиды, Стоунхендж в Великобритании и т. д. Главную роль в построении структуры сооружения играет свет солнца в различные фазы дня и года, луны, звезд.
В классической архитектуре свет используется для выявления формы предметов, их пластики. Например, афинский Парфенон в ночи исключительно грузен, массивен и замкнут, подобное сооружение не могло появиться в северных широтах, под тусклым светом и серым низким небом. Зато под южным солнцем Греции, храм выстраивается, лучи, прорезающие вертикали колоннады, замкнутые в горизонталях фриза, архитрава и ступеней, организуют пространство и форму сооружения. Здания Парфенона — это диалог здания и солнца.
Римский Пантеон, с его «оком», выстраивает совершенно иную систему взаимодействия света и внутреннего пространства. Соответствующим образом ориентированный на юг, световой столб ярко и контрастно пронзает пространство и создает впечатление божественного присутствия.
Со временем и развитием новых материалов и технологий архитекторы научились работать со светом более умело.
Таким образом, вне зависимости от формы использования света, мы можем классифицировать три художественных приема использования естественного света в архитектуре — контрастный свет, рассеянный свет и смешанный свет, т. е. освещение средней интенсивности. Рассмотрим данные приемы на современных примерах.
Контрастное освещение представляет собой вид естественного освещения, характеризующийся резкими границами между светом и тенью. Как и направленный свет в фотографии, контрастное освещение дает на объекте резко выраженные света, тени, и иногда блики. Архитектор, использующий данный художественный прием, должен отдавать себе отчет, что любая освещенность в интерьере, стремится к природности и естественности, а именно:
‒ Привычному распределению яркостей.
‒ «Небо» (верхняя часть зрения) как правило имеет наибольшую яркость, «земля» (нижняя часть зрения) — наименьшую. Условная «линия горизонта» характеризуется средними яркостями.
‒ Равномерное распределение яркостей на плоских поверхностях, и не равномерное на криволинейных.
‒ Контрастное освещение с ярко выраженными тенями создает иллюзию яркого солнечного света, даже при не самой высокой освещенности.
‒ Контраст света и тени в зависимости от широт различен и формирует человеческое восприятие соответственно.
Архитектор может сознательно нарушать данные каноны, в таком случае создается впечатление некой «театральности», вычурности, необычности происходящего. Подобный прием хорошо подходит для организации выставок, фойе, холлов, ресторанов. Если же говорить о естественном освещении, то архитектор может работать только с теми контрастными ресурсами, что у него есть в наличии. Рассмотрим современные примеры использования данного художественного приема.
Например, проект Нормана Фостера, Kogod Courtyard, реализованный в пространстве Национальной портретной галереи в г. Вашингтон в 2007 году. Дневной свет, проникающий в пространство внутреннего двора сверху или с боку, образует четкие, фактурные, контрастные, драматичные тени. Остекление представляет собой волнообразную крышу, накрывающую все пространство внутреннего двора здания. В первую половину дня свет образует четкую решетку теней на стенах старинного здания Национальной портретной галереи, в пасмурную погоду потолок кажется непрозрачным, а на закате двойное остекление преобразует свет в неяркое и даже несколько потустороннее свечение. Отдельные участки гладкой облицовки пола создают интересную игру отражений.
Интересным приемом использования контрастного освещения является проект школы дизайна и управления поблизости от знаменитой шахты Цольферайн в городе Эссен, Германия, воплощенный архитектурным бюро SANAA в 2006 году. Четкие фасадные структуры создают хоровод теней и световых пятен, движущийся в течение дня. Калейдоскоп из больших и малых квадратных окон создает причудливую игру света и тени, а холодный и простой фактурный бетон не мешает развиваться творческому началу будущих дизайнеров, а наоборот, стимулирует воображение. Различный размер окон школы в Цольферайне подводит нас к одному из лучших примеров контрастного света, когда свет проникает в помещение через множество маленьких окон — это проект Лувра в Абу-Даби архитектора Жана Нувеля, открывшийся в 2017 году. Архитектор с помощью этого приема не только выстраивает световое пространство, но и выдерживает строгую и элегантную геометрию, симметричную и лаконичную, обыгрывающую в здании образ традиционной арабской деревянной решетки машрабии.
Признанным мастером работы со смешанным светом является американский деконструктивист Даниэль Либескинд. В проекте Северного филиала Имперского военного музея (2001) в Манчестере ему удалось достигнуть удивительного компромисса между статикой и динамикой света, между направленными четкими контрастными рубленными полосами света, создающими определенный настрой на резкость, безжалостность и хаотичность военных действий и в то же время мягкими акцентами естественного света на статичных экспонатах, притягивающих взгляд.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что с древнейших времен и до современности, художественные приемы использования естественного света в архитектуре являются эффективным способом воздействия на чувства человека. Архитектор Кампо Баеза интерпретирует знаменитую фразу Миса ван дер Роэ «Less is more» как «Light is more». Свет для него — главный элемент архитектуры, моделирующий пространство. Архитектор работает с естественным светом так, будто он так же материален, как камень: его нужно использовать должным образом, придавать направление и пропорции. Динамика света — основной способ описания ощущения и настроения пространства. Значительную часть описаний проектов составляет движение света, пути его распространения в пространстве. Пространство же в современной архитектуре больше не «читается», как текст, а переживается, как эмоция — чувственно, физически, через впечатление, возникающее у человека, а свет, наряду с фактурой, текстурой и формой становится одним из инструментов эмоционального воздействия на душу человека. «Восприятие духа и метафизической силы архитектуры обусловлено свойствами света и тени, формирующимися объемами и пустотами» — утверждает архитектор Стивен Холл.
Литература:
- Вержбицкий Ж. М. Архитектурная культура: искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы»/ Вержбицкий Ж. М. — Санкт-Петербург: «АРДИС», 2010. — 136 с.
- Лесная О. И. Декоративно-художественное освещение архитектурной среды: Учебное пособие (для студентов 5 курса всех форм обучения специальности 7.090605 — «Светотехника и источники света»). Авт. Лесная О. И. — Харьков: ХНАГХ, 2008–284 с.
- Henry Plummer. The architecture of natural light./ Henry Plummer. — China: Offset Printing Ltd, 2012. — 255.
- Alberto Campo Baeza. Light and Gravity/ Alberto Campo Baeza. — Tokio: TOTO Publishing Ed, 2009. — 375 с.
- Владимир Белоголовский. Игра отражений и преломлений.// SPEECH: Вода. — 2011. — № 7. — с.232–239
- Словесные конструкции: 35 великих архитекторов мира: Сборник статей/ под редакцией Е. Микулиной. — М.: КоЛибри, 2012. — 240 с.
- Marissa Barresi. Comparative analysis of the Kogod Courtyard. https://www.marissabarresi.com/comparative-analysis-of-the-kogod-courtyard/
- https://americanart.si.edu/visit/saam/kogod-courtyard
- https://www.archdaily.com/54212/zollverein-school-of-management-and-design-sanaa
- http://www.jeannouvel.com/en/projects/louvre-abou-dhabi-3/
- http://www.shigerubanarchitects.com/works/2000_naked-house/