Основные принципы освещения в интерьере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 4799 раз

Библиографическое описание:

Ажгихин, С. Г. Основные принципы освещения в интерьере / С. Г. Ажгихин, В. В. Трубоба, Е. С. Паршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 663-666. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41421/ (дата обращения: 17.12.2024).



Для того чтобы выполнить дизайн-проект жилого интерьера, необходимо четко разграничивать и определять все этапы, необходимые для грамотного проектирования помещения. Любая работа дизайнера начинается с заполнения технического задания на проектирование, в котором на первой встрече с заказчиком указываются его личные данные и данные его семьи: их увлечения, цветовые предпочтения, режим дня и так далее, а так же параметры проектируемого помещения — высота помещения, несущие конструкции, площадь. Затем дизайнер (или его помощник) выполняет обмерочный чертеж помещения с указанием всех несущих и не несущих конструкций, оконных и дверных проемов, колонн, коммуникаций с привязками к стенам, указанием мокрых зон. Далее дизайнер выполняет несколько вариантов расстановки мебели с учетом предпочтения заказчика. На этом этапе начинает формироваться концепция всего интерьера: после утверждения расстановки мебели можно приступить к выбору цветового направления и текстур с фактурами, которые наполнят данный интерьер. Одним из последних этапов дизайн-проектирования является световой дизайн. Не смотря на то, что к нему приступают в конце, без этого этапа невозможно сформировать красивое и интересное пространство. От светового решения зависит, каким образом мы будем видеть проект в жизни [1].

Сфера светового дизайна — далеко не только жилые помещения. Это относится как квартирам, так и к сложным коммерческим пространствам. Известно, наше зрение это 80 % восприятия пространства, а соответственно и 80 % восприятия всей нашей жизни. И то, насколько хорошо мы будем видеть, зависит от работы светового дизайнера, учитывающего факторы влияния освещения на жизнедеятельность человека, а также от специалистов по освещению (светотехников). Правильно подобранное освещение способно не только корректировать геометрию пространства, но и маскировать то, что нужно оставить в тени, высвечивая те или иные зоны, а так же расставляя необходимые акценты в интерьере.

Стоит понимать различие между световым дизайнером и светотехником. Светотехник помогает рассчитать мощность лампочек, их количество и диалюксы. Также помогает воплотить проект в жизнь благодаря соответствию ГОСТам, СанПИНам и другим стандартам. Другими словами светотехника — это светотехнический расчет. Светодизайн — отрасль дизайна, позволяющая создавать световые сценарии в помещении, подчеркивать отдельные зоны в интерьере и скрывать архитектурные недостатки [2].

Для того чтобы заниматься световым дизайном, необходимо знать все особенности зонирования пространства и знать некоторые принципы освещения интерьера, которые мы затронем в данной статье.

Любое жилое помещение, будь то квартира или загородный дом, можно условно разделить на несколько типовых пространств: прихожая, спальня, кабинет, детская, ванная, гостиная. Для каждого из этих помещений мы выявили особенности освещения.

Особенности освещения прихожей, лестницы и коридора. Первое, что нас встречает, когда мы попадаем домой — это прихожая. Прихожая — это место, где у наших гостей формируется первое впечатление о внутреннем пространстве. Поэтому общий свет в прихожей должен быть ярким (как минимум таким же, как в соседних помещениях), но с возможностью диммирования (при использовании его для ориентации в пространстве). Для поддержания функции ориентирующего освещения хорошо подходят проходные схемы включения и выключения. Автоматически системы управления (датчики движения, звука) не только увеличивают комфорт, но и сокращают потребление электроэнергии.

Прихожая и коридоры чаще всего имеют узкую форму — в них уместно использовать освещение для визуального изменения геометрии. Для этой цели хорошо подходит вертикальное освещение одной из стены. Подсветка потолка отраженным светом не подходит для узких помещений, так как делает его визуально выше, а следовательно уже. В коридорах сложной конфигурации повороты и «закоулки», освещенные с разных ракурсов направленными источниками света, становятся интерьерными декоративными островками на пути в глубину жилого пространства.

Если есть лестница, то логично подсветить элементы безопасности (перила) и ступени. Для ступеней подойдет светодиодная лента, а для перил можно выбрать отдельные точечные встраиваемые светильники или линейные встраиваемые светильники. Так же можно использовать комбинирование освещения ступеней и перил. Если при помощи света выделить декоративные элементы лестницы, например пилястры, такая лестница станет намного интереснее. При этом, с помощью одной лестницы можно красиво обыграть лестничный пролет, не прибегая к стандартному подходу в виде свисающей каскадной люстры.

В большинстве прихожих наших квартир можно наблюдать наличие зеркала, и уходя из дома, мы непременно смотримся в него. Зеркало — это место, где мы должны себе понравиться. Если такого не происходит, то настроение на целый день может быть испорчено. Чтобы этого не допустить, к освещению зеркальной группы следует подходить очень детально и грамотно: необходимо создать эффект «без теневого освещения» нашего лица. Для этого недостаточно одного источника света над зеркалом, их должно быть как минимум два и желательно по обе стороны от него. Свет должен быть рассеянным. Это правило можно отнести ко всем местам, где пользуются зеркалом (дом, салон красоты, примерочная и так далее).

Особенности освещения гостиной. Гостиная — это самая многофункциональная зона в интерьере: здесь смотрят телевизор, отдыхают, читают, играют, многие дети делают домашние задания. Также гостиная может играть роль спальни или кабинета. На этапе зонирования и расстановки мебели становится ясно, что это многофункциональная помещение, требующая несколько сценариев освещения.

Гостиная — это место, куда мы приглашаем гостей, поэтому освещение здесь должно быть особенно продуманным. Одного светильника на потолке не достаточно. Секрет хорошего освещения в гостиной прост: для каждой функциональной зоны свое освещение. Равномерное рассеянное освещение помогут создать напольные светильники с абажуром в виде направленной вверх чаши. Если в гостиной есть обеденный стол, то над ним уместен теплый свет, так как он придает пище более «аппетитный» вид. В зоне отдыха у кресла или журнального столика имеет смысл расположить мобильные торшеры или настольные лампы, которые подчеркнут обособленность этого уголка. Отдельные зоны гостиной помогут осветить встроенные в потолок точечные светильники. В качестве ориентирующего света может быть кессонная подсветка. Архитектурные элементы (колонны, арки или открытая кирпичная кладка) будут выглядеть эффектно и таинственно, если их подсветить снизу вверх. Для такого варианта подсветки следует выбирать источники света с низкой цветовой температурой.

Кабинет. В этом помещении приоритетным будет местное освещение стола и рабочей зоны. Основная функция человека в кабинете — работа за письменным столом, требующая особой концентрации и зрительного напряжения вне зависимости от времени суток. Поэтому необходимо создать комфортные условия работы с помощью синтеза различных типов освещения воедино. Общее освещение комнаты не обязательно. При его отсутствии вся нагрузка по световому оформлению пространства ложится на местное освещение. Настольные лампы, бра и потолочные светильники с абажурами отлично высветят необходимый объект, оставив остальную часть помещения в полумраке. Для этой цели хорошо подойдут торшеры. Стоит обратить внимание на модели, в которых есть изменяющееся положение кронштейна и регулятор угла поворота светового элемента. При правильном освещении вы сможете работать дольше, не уставая, и не будете рисковать испортить себе зрение. Местное освещение — самый рациональный способ создания яркого освещения на рабочей поверхности. Настольная лампа должна свободно перемещаться. При отсутствии естественного света настольная лампа должна находиться со стороны противоположной рабочей руке хозяина стола (для правшей лампа должна стоять слева). Если в кабинете вы много работаете за компьютером, лучше использовать отраженный или смешанный свет, который помогает сблизить яркость окружающего пространства и яркость монитора.

Спальня. В этой комнате мы начинаем и заканчиваем день, отдыхаем в течение дня, смотрим телевизор, читаем. Поэтому свет должен быть в каждой функциональной зоне. Прежде всего, необходимо понимать, для кого делается спальня — для холостяка, супружеской пары, пенсионеров. Так как спальня обычно рассчитана на двух человек, то и прикроватные источники света, и управление ими должны быть продублированы. Органы управления светом должны быть логичными и удобными (например, переключатель общего освещения в комнате логично сделать при входе и около кровати, чтобы перед сном не вставать). Общее ориентирующее освещение можно выполнить с помощью отраженного или рассеянного света, либо с помощью ритмично расположенных локальных источников — торшеров, бра или спотов. Но бывают случаи, когда заказчики просят не делать потолочное освещение в зоне кровати — оно может светить в глаза.

Местное освещение — играет в спальне главную роль. Торшер, благодаря своей мобильности, один из самых удобных способов освещения спальни. Свет для чтения должен быть прямым, ярким и ограниченным по площади воздействия. К примеру, освещение для чтения удобно расположить на тумбах около кровати или в виде подвесов. В последнем случае удастся освободить рабочую поверхность прикроватного столика. Если спальня содержит зеркальные поверхности, следует избегать бликов. Декоративное освещение очень важно для спальни, но такой свет не должен вызывать резких эмоций.

Детская комната. Детская комната — одно из наиболее многофункциональных помещений в доме. В ней ребенок не только спит и играет, но и занимается досугом. Здесь ребенок должен чувствовать себя как в сказке. В зависимости от возраста в детской сменяются доминирующие поверхности: сначала это пол, позже это письменный стол. Особое внимание уделяют именно освещению рабочего места ребенка, ведь от этого зависит его здоровье. Оно обязательно должно обеспечиваться и общим, и местным освещением. В детской комнате необходимо максимально использовать естественное освещение, а в качестве искусственного освещения желательно использовать теплый свет, так как холодный увеличивает активность детей, что в вечернее время нежелательно.

Общее освещение рекомендовано выполнять с помощью рассеянного света. Такой тип освещения не будет напрягать мышцы глаз. Возможность регулировать яркость — еще одна полезная функция для детской комнаты, помогающая изменить функциональную задачу освещения. Переносные светильники будут полезны ночью: ребенок может взять с собой этот светильник, который будет играть роль ориентирующего освещения. Если ребенок любит почитать перед сном, то светильник в виде бра лучше располагать в изголовье постели. Такое освещение у кровати создаст ощущение покоя и безопасности. Декоративное освещение легко поможет окунуть в сказочную атмосферу, а такие эффекты, как «звездное небо» будь интересны даже взрослому.

Ванна. Ванная это помещение для утреннего умывания, бритья для мужчин и макияжа женщин, душа после спортивных занятий, мытья головы и укладки феном — список того, что мы делаем в ванне огромный. Здесь свет должен дать нам возможность хорошо разглядеть себя. Если в ванной комнате есть окно, то общее освещение не понадобится. Достаточно будет местного освещения отдельных зон — ванны, душа, стиральной машины, зеркала и умывальника. При отсутствии естественного света необходимо иметь освещение двух типов: общее — с рассеянным светом, и местное в зависимости от назначения зоны или требуемого эффекта [4].

Зеркало — самая важная зона в ванной. Оно должно иметь боковое равномерное освещение без теней и слепящего эффекта бликов, которые искажают изображение. Источник света для подсветки зеркала должны иметь высокий индекс цветопередачи и теплую или нейтральную цветовую температуру. Светильники, которые можно двигать, поворачивать, направлять в разные стороны, меняя его интенсивность и даже цвет, помогают моделировать световую среду. Для того, чтобы удобно было искать нужный предмет, в шкафчики и открытые полки встраиваются небольшие светильники.

Кухня. Кухня — это сердце дома, где можно подготовиться к приходу гостей. От того, насколько она будет удобна зависит скорость приготовлении еды, и настрой хозяйки. Освещение в этой зоне квартиры достаточно сложное — на кухне должны быть представлены все типы освещения. Прежде всего, это касается рабочего места. В рабочей зоне для качественной готовки недостаточно общего освещения — встав около столешницы вы будете прикрывать рабочую поверхность своей тенью. Здесь требуется интенсивное освещение — предпочтителен нейтральный спектр ламп и высокий индекс цветопередачи, не искажающий естественного вида пищи. При этом освещение под навесным шкафчиком наиболее эффективно [3].

Если речь идет о столовой, то здесь важно помнить, что свет предназначен для создания спокойной, непринужденной атмосферы и наилучшей сервировки стола. При теплом освещении еда на столе выглядит «вкусно». Для общего освещения хорошо подходит верхний прямой или комбинированный яркий свет. За обеденным столом освещение должно быть таким, чтобы блюдо выглядело приятно и аппетитно. Для создания праздничной атмосферы — удачно подойдут яркие галогенные лампы. Для ужина «тет-а-тет» хорошо подходит приглушенное освещение с ограниченным световым пятном. Это может быть местное освещение над обеденным столом в виде подвеса или на столе в виде свечей.

В данной статье мы рассмотрели лишь некоторые принципы в работе светодизайнера в различных помещениях квартиры. Без консультации специалиста сложно предположить, каким будет освещение. С помощью программ по 3-д моделированию можно построить сцену, расставить объекты освещения, задать им примерные параметры световых приборов, но итогом может быть немного другой результат. Чтобы этого избежать, необходимо изучать светодизайн как дисциплину и применять знания на практике.

Литература:

  1. Паршина Е. С., Ажгихин С. Г. Световой дизайн: три главных принципа // Дизайн-образование: проблемы и перспективы. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016. — С. 298–302.
  2. Щепетков Н. И. Световой дизайн города. — М.: Архитектура-С, 2006. — 320 с.
  3. Виды и типы освещения в интерьере (Цепелев К.) // Вебинар по световому дизайну. URL: https://yadi.sk/i/jAL_IVTf3GWXDb (дата обращения: 24.03.2017).
  4. Купаемся в ярком свете // myhouse.ru. URL: http://www.myhouse.ru/kupaemsya-yarkom-svete-782.htm (дата обращения: 25.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): местное освещение, общее освещение, освещение, детская комната, светильник, источник света, обеденный стол, рабочая поверхность, рассеянный свет, световой дизайн.


Задать вопрос