Данная статья посвящена проблемам нарушения речи у младших школьников со стертой дизартрией. Раскрывается целесообразность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, даны рекомендации и упражнения, способствующие нормализации мышечного тонуса.
Ключевые слова: стертая дизартрия, логопедический массаж, мышцы речевого аппарата, мышечный тонус, массажные движения, коррекция звукопроизношения, младшие школьники.
В последнее время происходит значительное изменение контингента детей, обучающихся в общеобразовательных школах. Количество школьников с тяжелыми речевыми нарушениями в наших школах увеличивается.
Сегодня наиболее частой речевой патологией является стертая дизартрия.
Добиться хорошей подвижности органов артикуляции только с помощью артикуляционных упражнений при такой патологии речи достаточно сложно.
Поэтому основным методом воздействия на мышечную моторику является логопедический массаж, применение которого существенно сокращает время коррекционной работы, в особенности над формированием произносительной стороны речи.
Использование логопедического массажа в качестве одного из методов коррекционно-педагогического воздействия при нарушениях речи имеет достаточно давнюю историю. Труды Ю. В. Микляевой, Е. А. Дьяковой, А. А. Шафеевой, Е. Ф. Архиповой и других служат теоретической предпосылкой для применения логопедического массажа.
Однако приемы дифференцированного логопедического массажа с помощью рук являются недостаточно внедренными в широкую логопедическую практику (зондовый массаж на практике получил большую распространенность). При этом ни у кого не вызывает сомнения эффективность использования такого массажа в логопедической практике.
Логопедический массаж является активным методом механического воздействия, изменяющим мышечный тонус, а также состояние кровеносных сосудов, нервных клеток и тканей речевого аппарата [7, с. 14].
Артикуляционная гимнастика, для которой необходима длительная тренировка мышц, и автоматизация звуков, которая достигается через многократное проговаривание слогов, слов, предложений с тяжело произносимым звуком, может привести к быстрому переутомлению.
Необходимо понимать, что неверно подобранный способ постановки звука, требующий от ребенка чрезвычайно большого усилия на совершение того или иного артикуляционного движения, приводит к огромному напряжению плохо иннервируемой мышцы языка, следствием чего может стать появление перегрузки и образование на этом месте спайки. В итоге мышца будет оставаться слабой в течение довольно длительного периода времени. А далее ребенок начнет жаловаться на неприятные ощущения в области языка и его будет сложно убедить в необходимости посещения логопедических занятий [7, с. 22].
Воздействие массажа приводит к существенному изменению состояния мышечной системы. Прежде всего, происходит повышение эластичности волокон и уровня работоспособности мышц. Дифференцированное применение способов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мыщц и, наоборот, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры [8, с. 13].
Логопедический массаж является необходимым для реализации следующих целей:
– нормализация мышечного тонуса языка;
– уменьшения патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенизии, гиперкинезы);
– улучшение кровообращения, процессов обмена веществ и нервной проводимости, симуляции ощущений кинетического и кинестетического характера;
– увеличение амплитуды и объема артикуляционных движений [6, с.18].
Такой массаж противопоказан при:
– соматических и инфекционных заболеваниях (конъюнктивитах, стоматитах, герпесе, кожных заболеваниях, увеличении лимфатических желез).
Для проведения массажа необходимы следующие материалы: спиртовые салфетки, стерильные салфетки, напальчники. Все используемые материалы одноразовые, не требуют специальной обработки (в отличие от зондов).
Выбор направления и силы массажных действий осуществляется в зависимости от такого фактора, как состояние мышечного тонуса на данном участке.
Повышенный тонус делает мышцы более плотными, придает им ригидность, совершение пассивных движений производится с трудом (массажные движения совершаем от кончика языка к корню).
Пониженный тонус делает мышцы вялыми и дряблыми на ощупь (массажные движения совершаем от корня языка к кончику).
Сила воздействия в процессе массажа и ответная реакция организма имеет между собой сложную зависимость. Легкое, медленное поглаживание снижает возбудимость массируемых тканей, что приводит к возникновению приятного чувства тепла, улучшению самочувствия. Результатом энергичных и быстрых движений при воздействии массажа становится повышение тонуса массируемых тканей [5, с.31].
Как правило, процедура длится вначале от 5 до 7 минут, в конце — от 20 до 25 минут. Кожа ребенка и руки логопеда должны быть чистыми, ногти делающего массаж — коротко острижены [1, с.17].
Обычно при проведении массажа язык должен находиться в положении вне ротовой полости. Для этого можно подтянуть язык вперед, захватив кончик языка (с помощью марлевой салфетки) таким образом, чтобы большой палец располагался сверху, а средний и указательный — снизу. Осуществление захвата языка производится левой рукой, сам массаж — правой рукой.
Упражнение 1
С помощью указательного пальца правой руки производятся точечные движения с небольшим надавливанием по всей поверхности языка.
Упражнение 2
Указательным пальцем производятся поглаживающие движения, начиная от корня к кончику языка.
Упражнение 3
С помощью указательного пальца производятся поглаживающие движения справа налево и, наоборот, слева направо, начиная от кончика к корню.
Упражнение 4
Производится легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. При этом нахождение большого пальца правой руки нужно зафиксировать сверху языка, указательного — снизу. При осуществлении перетирающих движений необходимо постепенно двигаться от кончика к корню и, наоборот, от корня к кончику. Движения без нажима, очень легкие.
Такое упражнение является одним из основных, поскольку при его выполнении можно почувствовать спайки языка и более длительно поработать в данных местах. Оно способствует формированию у ребенка чашечки для постановки шипящих звуков.
Упражнение 5
Для постановки звука [р] важно научить ребенка делать подбивку языка. Ставим указательный палец ведущей руки на кончик языка, который упирается в верхние резцы. Ребенок произносит звук [д] на выдохе. Производим пальцем быстрые движения в правую и левую сторону, вызывая таким образом вибрацию кончика языка.
Упражнение 6
Расслабить кончик языка можно следующим упражнением: с помощью скрученного бинтика в жгутик, необходимо производить быстрые движения вверх и вниз по кончику языка.
Применение данных упражнений способствует не только постановке и автоматизации искаженных или отсутствующих фонем у младших школьников со стертой дизартрией, но и значительно сократить сроки коррекционной работы.
Литература:
- Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М, 2008.
- Васичкин В. И. Справочник по массажу. СПб, 1996.
- Васичкин В. И. Все о массаже. М, 2005.
- Гревцева Е. В. Опыт использования логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств. СПб, 2001.
- Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М, 2003.
- Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. СПб, 2009.
- Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. М, 2014.
- Шафеева А. А. Логопедический массаж: методическое пособие. М, 2009.