В рыночной экономике бизнес-план является управленческим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства.
Ведь задача бизнес-плана заключается в описании процессов функционирования компании, указанием способов достижения целей и задач для повышения доходности бизнеса.
Хорошо проработанный план по развитию бизнеса помогает организации расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.
Бизнес-план не является статичным документом, он должен систематически обновляться сопряженно переменами, происходящими как внутри фирмы, так и на рынке.
Бизнес-планирование является процессом творческим и аналитическим и от того, насколько грамотно и объективно осуществляется работа по разработке планов развития бизнеса зависит его рыночная судьба.
В условиях нестабильности рыночного окружения бизнес-план можно назвать единственно постоянно разрабатываемой формой планирования, определяющей цели, задачи, время и направления их достижения.
В законодательстве нет пункта, касающегося нормативного содержания бизнес-плана, в результате чего встречается много вариаций данного документа.
Но несмотря на определенную степень допустимости творческого подхода к его разработке требования к качеству информации для всех составителей неизменны: достоверность, обоснованность, актуальность, точность в расчетах.
Традиционной является структура:
- Резюме
- Описание компании
- Виды услуг
- План маркетинга
- Производственный план
- Финансовый план
- Анализ рисков
- Приложения
Бизнес-план начинается с титульной страницы и оглавления.
Оглавление как наиболее читаемая часть бизнес-плана, должна начинаться с титульного листа и резюме.
Роль оглавления заключается в убедительном и кратком обосновании идеи.
На титульной странице бизнес-плана должна содержаться информация с назначением документа, физическим адресом организации, сведения об учредителях, затронуты вопросы конфиденциальности и указана дана начала разработки документа.
Поскольку бизнес-план является комплексным документом, он должен охарактеризовать все направления управления. И в первую очередь, резюме, целью которого является обоснование сути идеи и желаемых результатов.
Подчас в данном разделе уже кратко перечисляются прогнозные обобщенные экономические результаты деятельности организации.
От качества резюме иногда зависит судьба идеи, так как у инвестора не должно пропасть желание окунуться в более детальные разделы.
Далее следует раздел, описывающий организацию, его внешнее окружение с анализом возможных угроз и возможностей.
Важно затронуть вопросы исторического развития компании, типа и вида бизнеса.
Важным моментом при написании резюме является указание целей бизнеса: экономических, общественных, социальных.
Поскольку многие из указанных вопросов являются отчетными, то часто в разделе используется вторичная информация.
Следующим разделом является описание товара, работы или услуг, предлагаемых рынку.
В рамках данного раздела обязательно следует подробно описать преимущества предлагаемой рынку потребительской ценности. Акцент следует сделать на уникальности, качестве, отличительных преимуществах товара, работы, услуги.
Маркетинговый раздел является одним из важнейших, поскольку рыночное пространство наполнено субъектами, поведение которых подчас непредсказуемо.
Потребительский сектор, формирующий целевой рынок, сегмент или нишу, должен быть структурно изучен с позиции емкости и платежеспособности.
Производственный план отражает потенциальные возможности бизнеса. Его основой задачей является характеристика производственного процесса с указанием применяемой технологии.
Роль и значение плана по финансам является преобладающей над всеми разделами.
Притоки и оттоки денежных средств, сроки их окупаемости, рассчитанные на основе объективной прогнозной финансово-экономической информации: прогнозный баланс, прогнозный отчет и финансовых результатах, прогнозный отчет о движении денежных средств и прочие традиционные формы бухгалтерской отчетности.
Раздел, связанный с оценкой рисков, необходим для минимизации угроз, неминуемо появляющихся, как при организации нового направления деятельности, так и в условиях расширения существующей.
Политические, экономические, рыночные, социальные и прочие риски неизбежно проявятся с разной степенью воздействия.
Завершающим разделом бизнес-плана являются приложения.
Этот формат используется для систематизации информации, являющейся результатом маркетинговых исследований, размещения использованных в процессе исследования анкет, опросчиков, визуальная часть анализа конкурентов, сметы, калькуляции, контрактные соглашения и прочие документы, выступившие первоосновой.
Таким образом, бизнес-план как творческий управленческий инструмент, тем не менее, представляет собой четко сформированную и апробированную практикой хозяйствования структуру.
Литература:
- Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, — 2016. — 248 с.
- Майкл Ротер, Джон Шук. Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности. — М.: АЛЬПИНА Паблишер, — 136 с.