Налоговый федерализм и особенности его реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 12.12.2018

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Аминова Д. А. Налоговый федерализм и особенности его реализации // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 213-214. — URL https://moluch.ru/archive/236/54645/ (дата обращения: 26.04.2019).



Статья направлена на раскрытие содержания налогового федерализма и его принципов. Обозначены способы его функционирования и реализации.

Ключевые слова: налоговый федерализм, распределение налогов, принципы налогового федерализма, государственное управление.

Сегодняшний этап налоговой реформы в Российской Федерации отличается высокой динамичностью. Активно реализуется совокупная концепция развития налоговой системы, которая направлена на создание рациональной системы налогообложения в стране, принимаются кардинальные поправки в отдельные виды налогов.

В связи с тем, что были приняты Бюджетный Кодекс РФ и Налоговый Кодекс РФ, в последующем БК РФ и НК РФ, возросла актуальность проблемы правового разграничения и в последствии распределения налогов между органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления. Учитывая утверждение демократических принципов устройства Российской Федерации, можно утверждать, что органы местного самоуправления стали неотъемлемым компонентом системы государственного управления, получив управленческие и финансово-бюджетные права.

При построении модели налогового федерализма России возникают определенные проблемы. С одной стороны, они связаны с несовершенством теоретической основы налогового федерализма, с другой, наличием вопросов построения на практике федеративных отношений между разными уровнями органов власти. До сих пор ведутся обсуждения, связанные с пониманием правового содержания структуры, принципов и механизмов функционирования федерализма.

Различные источники по-разному дают характеристику налоговому федерализму, согласно книге Юткина Т. Ф. «Налоги и налогообложение» налоговый федерализм представляет собой правовую систему разграничения бюджетно-налоговых полномочий между уровнями власти и управления. Он предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации или в процессе дальнейшего реформирования. Этот принцип провозглашен в качестве исходного и в проекте Налогового кодекса, в котором определена стратегия налогообложения. Другие источники делают акцент на том, что налоговый федерализм это прежде всего основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни управления разными полномочиями в сфере налогов, по поводу их отчислений и распределения между бюджетами разных уровней для их самостоятельности в вопросах финансов.

Теоретический смысл налогового федерализма раскрывается благодаря принципам, которые обеспечивают оптимальное управление большими многоуровневыми системами:

1) конституционное закрепление характеристики финансовой системы, видов налогов, главных принципов налогообложения;

2) разграничение прав, обязанностей и ответственности при формировании и исполнении бюджетов между федеральными, региональными и местными органами РФ;

3) законодательная регламентация налоговых полномочий уровней управления;

4) равноправие все субъектов РФ в принятии финансовых решений с федеральным центром;

5) конституционная гарантия финансовой самостоятельности субъектов РФ и местного самоуправления и обеспеченность ресурсной базы, которая должна быть адекватной их полномочиям;

6) достаточность собственных доходов в бюджетах каждого уровня для реализации закрепленных за ними расходных полномочий;

7) закрепление за каждым уровнем бюджета собственных налогов, права на изменение отдельных составляющих налогообложения по собственным налогам;

8) конституционная гарантия справедливого перераспределения бюджетных средств между сферами управления, регионами, отдельными гражданами и контроль за их применением;

9) перераспределение финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы для сглаживания неравенств различных бюджетов, применяя межбюджетные трансферты;

10) автономизация, которая предполагает оптимальное сочетание центра и нижерасположенных уровней путем наделения последних собственными доходными источниками, налоговыми полномочиями и ответственностью.

Реализация налогового федерализма основывается на следующих принципах:

‒ сбалансированность бюджетов всех уровней;

‒ равенство прав и обязанностей всех территориально-административных единиц РФ;

‒ равномерность поступления налоговых платежей в течение года, в связи недопущения кассовых разрывов;

‒ заинтересованность в наращивании собственных доходов всех органов власти.

Существует два образа реализации налогового федерализма:

‒ все налоги, платежи и сборы согласно НК РФ делятся на федеральные, региональные, местные и по каждой группе определены границы соответствующих уровней государственной власти по установлению и изменению элементов налогообложения;

‒ в НК РФ заложен метод разделения налоговых ставок, а конкретно в части налога на прибыль организаций, по которому общая налоговая ставка равна 20 % делится на 2 % (для поступления налога в федеральный бюджет) и 18 % (для исчисления налога в бюджет субъектов РФ).

Кроме этого, по бюджетному законодательству (БК РФ) налоговые доходы поступая в бюджетную систему страны, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам. Рассмотрим данный процесс на примере некоторых налогов федерального бюджета:

‒ налог на прибыль организаций (НПО) по налоговой ставке — по нормативу 100 %;

‒ налог на добавленную стоимость (НДС) — по нормативу 100 %;

‒ акцизы на спиртовые продукты — по нормативу 50 %;

‒ налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — по нормативу 40 %

‒ сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов — по 20 % и т. д.

Проблема налогового федерализма заключается во взаимоотношениях государства и его граждан на основе организации движения финансовых потоков рациональным образом. При данном понимании налогового федерализма изменяется толкование базы доходов государства, услуги власти приобретают характер подчинения гражданам в условиях двустороннего контракта.

Модель налогового федерализма, которая сложилась в России, по большому счету уникальна. Тот факт, что в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, определяет сложность и многогранность конструкции, учитывающей различия исторического, географического, национального, экономического, климатического характера. Исходя из этого, главной задачей государства является выбор оптимальной модели налоговых отношений в стране и её реализации, устраняющей дисбаланс социально-экономического развития субъектов.

Подводя итог, можно утверждать, что налоговый федерализм представляет собой сложный механизм, в который входят множество нюансов при его реализации. Следовательно, для правильного его определения и реализации нужен системный подход.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) М., 2018.
  2. Хорхе Мартинес-Васкес, Джеймсон Бо Россия: переход к новому федерализму М., 2002. [с.102].
  3. https://studme.org/1523121020905/ekonomika/nalogovyy_federalizm
  4. Шугаев А. А. Бюджетно-налоговый федерализм в Российской Федерации М., 2009. [c.32].
  5. Юткин Т. Ф. Налоги и налогообложение 1999. [с.68].
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый федерализм, Российская Федерация, налог, РФ, государственное управление, конституционная гарантия, местное самоуправление, налоговая система, федеральный бюджет, прибыль организаций.


Похожие статьи

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Полунин С. К. Налоговая система Российской Федерации

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из

Федеральные налоги, региональные налоги и местные. Для каждого налога существуют...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая

Государственный бюджет — это основной финансовый план Российской Федерации, обеспечивающий образование, рациональное...

Развитие налогового федерализма как основа развития...

Принцип налогового федерализма вытекает из норм ч. 3 ст. 75 Конституции РФ, в соответствии с которой система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

В бюджет района зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

Ключевые слова. местные бюджеты, доходы местных бюджетов, налоговые источники.

Анализ налоговых доходов федерального бюджета...

Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 2.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная...

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности.

Конституционные основы налогового права зарубежных стран

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая система, Российская Федерация, РФ, Налоговый кодекс, налоговая культура

Налоговые права федеральной и провинциальной ветвей государственной власти гарантируются Конституцией страны, а...

Принцип субсидиарности и эффективность российского...

Российская Федерация, местное самоуправление, государственная власть, орган, общий принцип организации, электронный ресурс, федеральный Центр, Единая Россия, государственная власть субъектов...

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале...

Особое место в налоговой политике нужно уделить развитию муниципальной налоговой системы как основного финансового источника формирования местного самоуправления. Важной государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального...

Похожие статьи

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Полунин С. К. Налоговая система Российской Федерации

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из

Федеральные налоги, региональные налоги и местные. Для каждого налога существуют...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая

Государственный бюджет — это основной финансовый план Российской Федерации, обеспечивающий образование, рациональное...

Развитие налогового федерализма как основа развития...

Принцип налогового федерализма вытекает из норм ч. 3 ст. 75 Конституции РФ, в соответствии с которой система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

В бюджет района зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

Ключевые слова. местные бюджеты, доходы местных бюджетов, налоговые источники.

Анализ налоговых доходов федерального бюджета...

Динамика поступления налога на прибыль организаций в составе налоговых доходов федерального бюджета представлена на рисунке 2.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная...

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности.

Конституционные основы налогового права зарубежных стран

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая система, Российская Федерация, РФ, Налоговый кодекс, налоговая культура

Налоговые права федеральной и провинциальной ветвей государственной власти гарантируются Конституцией страны, а...

Принцип субсидиарности и эффективность российского...

Российская Федерация, местное самоуправление, государственная власть, орган, общий принцип организации, электронный ресурс, федеральный Центр, Единая Россия, государственная власть субъектов...

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале...

Особое место в налоговой политике нужно уделить развитию муниципальной налоговой системы как основного финансового источника формирования местного самоуправления. Важной государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального...

Задать вопрос