Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Перевозчикова М. В. Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 25-26. — URL https://moluch.ru/archive/234/43005/ (дата обращения: 19.01.2019).



Мышление — это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Ключевые слова: мышление старших дошкольников, логическое мышление

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие ума, формирование мыслительного процесса и способностей, позволяющие быстро усваивать новое. Решение этой задачи кроется в методах подготовки к школьному обучению для развития мышления дошкольников.

Интеллектуальное развитие дошкольника — это основной составной отрезок его психического развития. В дошкольном возрасте идет развитие внимания, воображения, восприятия, памяти, а также возникновение первых форм абстракции, обобщения и несложных умозаключений, отталкиваясь от практического мышления к логическому. Значительное место в развитии интеллекта ребенка занимает математика, так как итогами обучения математике является конкретный стиль мышления [1]. В математике за основу взяты колоссальные возможности для развития мышления детей в ходе их обучения с раннего детства.

Обучение и развитие ребенка должны быть непосредственными, осуществляться через имманентную этому возрасту виду деятельности — игру.

Среди всего разнообразия игр, которые дают возможность раскрыть умственные способности ребенка, выделяют интеллектуально-развивающие игры. Главным предназначением этих игр является развитие операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Основным параметром этих игр является присутствие в них какого-то познавательного смысла, и поиск неявных решений игровой задачи, нахождение которых требует догадливости, сообразительности, оригинального творческого мышления, планирования своих умственных «шагов» [2-5].

В настоящее время в воспитании и обучении очень распространены логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, подразумевающие выполнение логических действий и операций.

Такие игры, как игры Кюизенера, игры с блоками Дьенеша развивают способность анализировать соответствие и несхожесть предметов, которое улучшается в ходе решения задач «на сопоставление». При выполнении заданий этих игр рационализируются зрительное восприятие и внимание, кратковременная память и воображение; развивается представление числа; дети учатся измерению с помощью мерки; развиваются комбинаторные способности; дети знакомятся с ориентированием; учатся выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры [6].

Одним из последствий, содействующих оптимальному процессу развития логического мышления, служит значительная помощь родителей. Развитие логического мышления играет немалую роль в дальнейшем обучении в школе, на занятиях по математике, в будущей жизни для детей [7-9].

Процесс развития логического мышления протекает постепенно. Один ребенок больше склонен к наглядно-образному мышлению, другой — к наглядно-действенному, третий может легко оперировать понятиями.

Логико-математическая игра одна из видов развития логического мышления. В ходе игры активизируются различные умственные процессы и принимают произвольное направление.

Практика математических игр повышает эффективность педагогической деятельности, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая обширное влияние на умственное развитие ребенка [10].

Таким образом, педагогические возможности логических игр очень колоссальны. Игры и упражнения по логике всесторонне развивают личность ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные способности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети распознают свойства предметов, чисел, арифметических действий, временных отношений; стараются делать умозаключения, систематизировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволяет ребенку успешнее учиться в школе.

Литература:

  1. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие. Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. Проспект, 2013. – 320 с.
  2. Детская психология. Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. изд. пер. и доп. М., «Просвещение», 2010 г.
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  4. Зимняя И. А. Педагогическая психология — М.: Издательская корпорация «Логос», 2010. — 384 с.
  5. Артамонова Е. И., Тюников Ю. С. Оценка результатов исследования состояния подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2014. № 2. С. 93–101.
  6. Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108–115.
  7. Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие процесса обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2011. № 8. С. 49–53.
  8. Казаков И. С. Научно-методическое обеспечение персонифицированного обучения в педагогическом вузе // Sochi Journal of Economy. 2011. № 1. С. 66–69.
  9. Казаков И. С. Информационная культура будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 47.
  10. Мушкина И. А., Бородина Н. В., Садилова О. П. Исторические аспекты развития инклюзивного образования в России и за рубежом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 3 (162). С. 100–107.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, игра, ребенок, развитие ребенка, дошкольный возраст.


Похожие статьи

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст...

Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста.

игра, ребенок, предмет, развивающая игра, вид мышления, индивидуальная работа, познавательная активность, дошкольный возраст, дидактический материал, неживая...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст...

Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста.

игра, ребенок, предмет, развивающая игра, вид мышления, индивидуальная работа, познавательная активность, дошкольный возраст, дидактический материал, неживая...

Задать вопрос