Личная собственность супругов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 16.11.2018

Статья просмотрена: 856 раз

Библиографическое описание:

Меликова, Э. К. Личная собственность супругов / Э. К. Меликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53852/ (дата обращения: 05.01.2025).



Семейный кодекс Российской Федерации уделяет значительное внимание вопросам собственности супругов. В условиях рыночной экономики традиционным является признание различных режимов собственности супругов. Традиционно в рамках режима, установленного ст. 34 СК РФ, имущество супругов признается совместной собственностью. Такой порядок предполагает, что все имущество, нажитое супругами во время брака признается их совместной собственностью.

Согласно п. 1 ст. 256 ГК РФ правомочия супругов как собственников общего имущества должны отвечать двум требованиям:

1) время приобретения имущества (в период брака);

2) источник приобретения имущества (общие доходы супругов).

Правила ст. 34 СК РФ не носят абсолютного характера, так как допускается несколько исключений. Одним из них является установление личной собственности супругов на отдельные объекты имущества, приобретенные в период брака, но на личные средства супругов. Определение правового режима данного вида имущества является спорным, что нашло отражение как в теории, так и в судебной практике.

Поскольку семейное законодательство такие случаи прямо не регламентирует, вывод о правовом режиме такого имущества может быть сделан только на основании толкования соответствующих положений семейного и гражданского законодательства (ст. 34, п. 1 ст. 36 СК РФ, ст. 209 ГК РФ).

Разъясняя данные положения законодательства, в абзаце четвертом п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», высшая судебная инстанция указала, что не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования.

Из смысла указанных норм следует, что если в период брака было приобретено имущество хотя и по возмездной сделке (купля-продажа, мена), но за счет имущества, являющегося собственностью одного из супругов (ст. 36 СК РФ), оно не может быть отнесено к общей совместной собственности супругов, поскольку источником его приобретения является имущество одного из супругов. Решение данного вопроса вызывает споры. Например, супруги П. и У. обратились в суд для раздела совместно нажитого имущества. Оспариваемая квартира была приобретена на средства, полученные супругой в дар от ее матери в сумме 1750 тыс. руб., которые последняя выручила от продажи своей квартиры. Супруг же внес оставшуюся часть суммы, составляющую 1/15 всей стоимости квартиры. Суд первой инстанции указал, что приобретенное супругами имущество по доброй воле стало совместной собственностью, поэтому не должно рассматриваться как личное имущество супругов. Однако суд второй инстанции признал вывод такой вывод неверным и отметил, что деньги, полученные в дар, не могут быть признаны совместной собственностью даже при наличии такой договоренности. Раздел имущества был произведен согласно вложенных денежных вкладов супругов [1].

Представляется такое решение правильным. Иное толкование положений закона приведет к нарушению права собственности супруга, за счет имущества которого приобретено другое имущество по договору мены или купли-продажи [2].

Для установления правового режима личного имущества супругов, не являющегося совместной собственности супругов, имеет значение источник его происхождения. Как было указано выше, к таким источникам относятся имущество, полученное по наследству, в дар, а также личные добрачные доходов супругов. Однако в законе не проведена оценка возможности признания в качестве личных доходов супругов таких доходов как субсидии, единовременные выплаты за поврежденное имущество. Может ли, например, быть признана личной собственностью компенсация, полученная за квартиру, полученную по договору дарения одним из супругов и пострадавшую от наводнения? Ответ на этот вопрос в законодательстве отсутствует.

Представляется в данном случае компенсация должна расцениваться в качестве личной собственности по следующим причинам:

1) Компенсация является оценкой стоимости квартиры;

2) Компенсация представляет собой эквивалент стоимости утраченной квартиры;

3) Вырученные средства переходят к собственнице, которая может распорядиться ими так же, как и распорядилась и самой квартирой.

Не решен в законе и вопрос о том, как будет решаться судьба личных целевых накоплений, полученных одним из супругов. К таковым относятся личные пенсии, полученные за участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, компенсации за боевые ранения, за потерю близкого человека во время стихийных бедствий и иных катаклизмов. Суммы целевого назначения, перечисленные в данной норме, имеют компенсационный, вспомогательный характер. Поэтому не могут рассматриваться в качестве совместных собственности супругов.

Такое мнение находим в теории и судебной практике. Так, Е. обратилась в суд с иском к Х. о разделе совместно нажитого имущества. Х. указывал, что в полном объеме пай в ДСК не мог быть разделен между Е. и Х. как совместно нажитое в период брака имущество, поскольку часть пая в размере 45 % является целевой беспроцентной ссудой, предоставленной Х. как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и не относится к имуществу, нажитому супругами в период брака [3]. Данный вопрос судом не был учтен. Хотя, по нашему мнению, суд должен был учесть, что в силу ст. 34 СК РФ полученные каждым из супругов денежные выплаты, которые имеют специальное целевое назначение (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие), не могут относиться к имуществу, нажитому супругами во время брака.

Проведенный анализ позволил нам сделать вывод, что имеющаяся норма права, регулирующая правовой режим личных накоплений супругов, не совершенна. Судам для справедливого разрешения конфликта между супругами всякий раз необходимо устанавливать источник происхождения денежных средств, на которые приобретается условно совместное имущество супругов.

Представляется, что в целях единообразного решения судами подобного рода споров необходимо внести соответствующие уточнения в ст. 36 СК РФ. Поэтому предлагается п. 1 ст. 36 СК РФ изложить в следующей редакции «1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), а также имущество, приобретенное на эти денежные средства во время брака, денежные выплаты целевого назначения, приобретенные во время брака, являются его собственностью».

Литература:

  1. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) // Бюллетень Верховного суда РФ. 2017. № 6.
  2. Савельева Н. М. Имущество каждого из супругов: проблемы теории и практики // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 2. С. 254–261.
  3. Обзор судебной практики по гражданским делам за 3 квартал 2011 г. // Вестник Верховного Суда РФ. 2012. N 2. С. 13.
Основные термины (генерируются автоматически): СК РФ, время брака, имущество, период брака, супруг, правовой режим, совместная собственность, личная собственность, Российская Федерация, Чернобыльская АЭС.


Задать вопрос