Северный морской путь: перспективы морских инноваций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 05.11.2018

Статья просмотрена: 388 раз

Библиографическое описание:

Дьякова, А. А. Северный морской путь: перспективы морских инноваций / А. А. Дьякова, О. Д. Дьяков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 235-239. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53523/ (дата обращения: 23.11.2024).



Проблема освоения, использования и исследования Арктики, в частности Северного морского пути, очень актуальна в настоящее время.

Для нашего государства во все времена Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья страны, являлся стратегической магистралью, по которой можно перевозить грузы, перегонять суда и военные корабли с запада на восток страны и обратно, ведь это самый короткий путь из Европы в Азию. Экономические реформы, распад СССР отбросили функционирование трассы назад. Объемы грузоперевозок по СМП сократились до минимума. Остановилось строительство ледокольного флота. Но эти затруднения решаемы. Российские заводы готовы строить новейшие судна ледокольного типа и осваивать просторы Арктики.

Мы считаем, что перспективным направлением в освоении СМП является строительство современных судов ледокольного типа, которые способен производить наш город Северодвинск.

Значение ледокольного флота для СМП

Северный морской путь— кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». Проходит по морям Северного Ледовитого океана и частично Тихого океана. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км. [1,с.8]. Он обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).

О возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году — при этом он опирался на результаты плавания поморов в XIII веке.

В середине XVI века англичане Xью Уиллоби и Ричард Ченслер предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось. После этого энергичные поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем на 250 лет прекратились.

Много внимания уделял теме Д. И. Менделеев, посвятивший освоению Крайнего Севера 36 работ; он сотрудничал в этой области с адмиралом С. О. Макаровым, вместе с которым занят был постройкой ледокола «Ермак», разработал высокоширотный ледокол.

Вступление в строй 19 февраля 1899 года созданного по проекту выдающегося россиянина адмирала С. О. Макарова первого в мире линейного ледокола «Ермак» послужило началом новой эры в мореплавании — способности флота активно преодолевать сопротивление ледяного покрова. Непростой, славной и трагичной оказалась судьба этого ледокола. На его счету множество уникальных морских операций по проводке судов во льдах Балтики, участие в экспедиционных плаваниях и обеспечение работы флота в период активного транспортного освоения трасс Северного морского пути вплоть до 1963 года. [4, с. 181].

С началом XX века, в период развития промышленности в России, для расширения сроков навигации в замерзающих портах Балтики, Белом море требовалось все больше ледоколов. В 1908 г. на Невском судостроительном заводе в Петербурге были построены ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач», в 1912 г. на этом же заводе был построен ледокол «Петр Великий».

Во время Первой мировой войны Россия покупает за границей ледоколы «Илья Муромец» и «Добрыня Никитич», «Александр Невский» и «Микула Селянинович», заказывает ледокол «Святогор».

Приобретаются суда ледового плавания: ледорез «Федор Литке», пароходы «Садко», «Малыгин», «Владимир Русанов», «Александр Сибиряков», «Георгий Седов». До 1920 года ледоколы совершали в Арктике преимущественно экспедиционные плавания.

Покорение Арктики, освоение Северного морского пути возможно лишь благодаря развитию ледокольного флота. Все тяготы выживания вынес на себе ледокольный флот, которому и принадлежит в конечном итоге честь открытия, освоения, а в наши дни — сохранения транспортного потенциала Северного морского пути.

Без должного функционирования ледоколов арктические просторы никогда не будут освоены. Причиной этого служит специфика водных просторов Арктики, которая заключается в том, что 93 % всей площади Северного Ледовитого океана скрыто под льдами от 6 до 9 месяцев в году, очевидно, что любые перевозки и перемещения без ледоколов невозможны.

Развитие ледокольного и транспортного флота напрямую связано с поддержкой отечественного судостроения. Почти все необходимое для строительства ледоколов мы можем производить у нас в России

Атомный ледокольный флот СССР. Достижения ипроблемы

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С появлением во времена СССР атомных ледоколов началось настоящее освоение Крайнего Севера. Это обусловлено тем, что все северные границы государства — морские, и проходят они по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами, за исключением части Баренцева моря.

До 1960-х годов навигация в Северном Ледовитом океане была три — три с половиной месяца. Небольшая мощность энергетических установок не позволяла судам форсировать тяжелые льды ранней весной и поздней осенью: было решено начать строительство ледоколов с атомными реакторами, которые смогли бы осуществлять ледовую проводку в Арктике круглый год.

Решение о строительстве первого атомного ледокола было принято 20 ноября 1953 года, его закладка состоялась 24 августа 1956 года на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде (ныне «Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург). 5 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» был принят в эксплуатацию. В его создании принимали участие свыше 500 предприятий и организаций страны.

Это был первый корабль в мире с атомной силовой установкой. Уже в первые годы «Ледокол Ленин» показал выдающиеся результаты, а его мощность и атомная силовая установка позволяли серьезно продлить навигационный период. Автономность плавания составляла 12 месяцев, что так же было очень высоким показателем для судов подобного класса. В 1989 году «Ленин» выведен из эксплуатации, с 2009 года — музей в Мурманске.

Несмотря на отличные результаты, следующий атомный ледокол был построен спустя почти 20 лет.

С 1971 по 1992 годы на Балтийском заводе в Ленинграде были построены атомные ледоколы второго поколения «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз» и «Ямал». С 1982 по 1988 год на Керченском судостроительном заводе «Залив» был создан лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» строились по заказу СССР на судостроительной верфи в Финляндии. При этом использовалось советское оборудование (силовая установка) и сталь. Каждый ледокол уникален в своем роде. Каждый совершенствовался и дорабатывался в соответствии с требованиями времени.

Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. Одно из их главных преимуществ — отсутствие необходимости в частой дозаправке, которая может возникнуть в плавании во льдах, они могут находиться в автономном плавании несколько месяцев без захода в порт для перезарядки.

Роль предприятий ВПК Северодвинска вреализации ледокольной программы

Город Северодвинск — российский центр атомного судостроения. Наш город расположен на берегу Белого моря. На протяжении всей истории своего существования Северодвинск вносил вклад в освоение просторов Северного Ледовитого океана. Градообразующие предприятия Северодвинска готовы внести вклад в развитие ледокольной программы России. На «Звездочке» и «Севмаше» созданы все условия для строительства и ремонта ледоколов. Тем более, опыт уже имеется.

Корабелы машиностроительного предприятия «Звездочка» в 1970 году подарили вторую жизнь ледоколу «Ленин».

18 февраля 1967 года Советом Министров СССР принято постановление № 148–62, которое предусматривало замену на «Ленине» АЭУ ОК-150 на новую, более мощную и надежную двухреакторную установку ОК-900 (технический проект которой к тому времени был разработан для атомных ледоколов серии «Арктика»), а также одновременный ремонт всего атомохода. Постановлением Совета Министров СССР ремонт ледокола и установка на него АЭУ ОК-900 возлагались на северодвинское предприятие «Звездочка», а сроки ставились чрезвычайно жесткие: сдать атомный ледокол «Ленин» к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, к началу навигации 1970 года. 12 декабря 1967 года в 17 часов 20 минут с помощью буксиров «Садко», «И. Плюснин», «МБ-102», «МБ-172» атомный ледокол «Ленин» подошел и ошвартовался к причалу «Звездочки». [6, с. 111].

После знакомства капитан атомного ледокола «Ленин» Б. М. Соколов показал судно. Центральный, реакторный отсек, если не считать старых, подлежавших демонтажу несущих конструкций, был пуст. В процессе модернизации предстояло сформировать 220 новых помещений (из 678 имеющихся на ледоколе), в том числе реакторного отсека, определявшего сроки сдачи атомохода. На ледоколе необходимо было установить 6200 единиц нового оборудования, проложить 200 км электрокабеля, 50 км труб разных диаметров.

Колоссальный объем работ для молодого завода, лишь 13 лет назад начавшего свою производственную деятельность. Ежедневно в три смены на ледоколе трудилась тысяча рабочих. В результате напряженной работы 21 апреля 1970 года в 23 часа 30 минут — в самый канун 100-летия со дня рождения В. И. Ленина — был осуществлен ввод атомной энергетической установки ледокола.

В марте 2016 года АО «Центр судоремонта „Звёздочка“» было выбрано утилизатором атомного ледокола «Сибирь», — работы общей стоимостью 785 миллионов рублей планировали завершить к декабрю 2017 года, как следует из материалов на сайте государственных закупок.

13 ноября 2016 года «Сибирь» была отбуксирован на судоремонтный завод «Нерпа» (филиал «Звездочки») в Мурманской области для работ по демонтажу реакторной установки. «Сибирь» стала первым атомным ледоколом, отправленным на утилизацию. Демонтаж реакторов и другого радиационно-опасного оборудования начался в декабре того же года. [2, с. 4].

Министерство транспорта России неоднократно рассматривало вопрос о строительстве атомоходов на предприятиях Северодвинска. Причиной этого послужило то, что построенные в Советском Союзе атомные ледоколы со временем приходили в негодность, а стране требовались новые суда данного типа.

В апреле 2008 года Минтранс приступил к проектированию универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт. До 2020 года планировалось строительство двух универсальных атомных ледоколов и одного ледокола-лидера мощностью 110 МВт. Эксперты полагали, что строительство атомоходов будет вестись на северодвинском “Севмаше”. [5, с. 3].

Первый заместитель гендиректора ЦНИИ технологии судостроения Валерий Венков полагал, что реализация программы строительства ледокольного флота не вызовет сложностей. По его мнению, возможности российских верфей позволяют строить подобные суда. Он считал, что строительство атомных ледоколов, скорее всего, будет вестись не на Балтийском заводе, а на «Севмаше» в Северодвинске из-за того, что в Петербурге действуют ограничения по вводу атомных реакторов. В итоге, новейшие атомные ледоколы строятся на верфях Санкт- Петербурга.

В конце 2011 года шла речь о том, что на судоверфи «Севмаш» в Северодвинске будут строить большие дизель-электрические ледоколы. По словам Романа Троценко, президента Объединенной судостроительной корпорации, намечено подписание контракта предприятия с Минтрансом РФ. Строительство ледоколов могло заполнить для «Севмаша» нишу надводного судостроения, которая образовалась после завершения в 2012 году модернизации авианосца ВМС Индии «Викрамадитья» (бывший российский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»). [3, с. 2].

В Северодвинске сейчас не строятся ледоколы. Но наш город готов приступить к изготовлению судов данного типа, если это будет необходимо государству.

Таким образом, можно смело считать, что атомный ледокольный флот обеспечивает новую страницу в освоении СМП.

Чтобы использовать запасы углеводородов, расположенные в Арктике, России нужны атомные ледоколы. Их задача — открывать путь грузовым судам по Северному морскому пути (СМП) и доступ к районам Севера и арктическому шельфу. При этом с советских времен атомный ледокольный флот (сейчас это четыре ледокола) есть только у России.

Кроме того, для России строительство новых ледоколов — вопрос и военного характера. Эксперты считают, что если не предпринять активных действий, то Россию из зоны Арктики вытеснят конкуренты (страны «арктической пятерки»).

Задача развития СМП связана с модернизацией арктического флота, что подразумевает расширение роли перспективных ледоколов, транспортных средств двойного и универсального назначения, которые в условиях современной Арктики наиболее эффективны.

Уже сегодня ясно, что рост ежегодных транзитных перевозок по СМП может быть ограничен отсутствием необходимого числа современных линейных ледоколов. Их строительство становится важнейшей проблемой дальнейшего развития Арктической транспортной системы.

Строительство национального ледокольного флота предполагалось осуществлять в рамках реализации двух федеральных целевых программ.

Первая из них «Возрождение торгового флота России» утверждена президентом Российской Федерации. Ее выполнение первоначально было рассчитано на 1993–2000 годы. В июне 1996-го действие программы продлили до конца 2001 года. Она предусматривала постройку 16 ледоколов. Однако ни один линейный ледокол в этот период построен не был.

На смену президентской пришла программа «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)». Предполагалось построить и ввести в эксплуатацию до 2015 года два атомных ледокола мощностью 55–60 МВт типа ЛК-60 Я (проект 22220) с реакторной установкой нового поколения. Ледокол должен был обеспечить круглогодичную проводку танкеров, сухогрузов и других транспортных судов к местам разработки полезных ископаемых на арктическом шельфе. Но и эта программа, к сожалению, не реализована.

Хочется надеяться, что ледокольная программа будет реализована.

Литература:

  1. Белый О. В. Скороходов Д. А., Стариченков А. Л. Северный морской путь: проблемы и перспективы // Транспорт Российской Федерации. 2011. № 1. С.8- 12.
  2. Григорьев Д. Ледокол «Сибирь» отправили на утилизацию // Российская газета. 2016. № 256. С.4
  3. Ильина Р. «Севмаш» будет строить ледоколы // Бизнес-класс Архангельск. 2011. № 45. С. 2
  4. Николаева А. Г., Хромцова М. С. Сквозь льды и штормы. Архангельск. 2004. С. 178–181.
  5. Перов О. «Севмашу» прочат атомный контракт // Корабел. 2008. № 10. С.3
  6. Соколов Б. Атомный ледокол «Ленин» // Историко — краеведческий сборник «Корабелы Звездочки». Северодвинск. 1994. С.110–118.
Основные термины (генерируются автоматически): ледокол, Россия, Северный морской путь, атомный ледокол, Арктика, Северодвинск, ледокольный флот, Северный Ледовитый океан, атомный ледокольный флот, строительство ледоколов.


Задать вопрос