Автор делает вывод, что в зависимости от своего типа темперамента каждый ребёнок по–разному будет воспринимать учебный материал, что оказывает влияние на весь процесс обучения.
В статье, с целью оптимизации процесса обучения младших школьников на уроках фортепиано, сформированы рекомендации, учитывающие темперамент учащихся.
Ключевые слова: темперамент, тип высшей нервной деятельности, фортепиано, учебный материал.
The author concludes that depending on the type of temperament each child will perceive the educational material differently, which has an impact on the whole process of learning. In the article, in order to optimize the learning process of younger students in piano lessons, formed recommendations that take into account the temperament of students.
Key words: temperament, type of higher nervous activity, piano, educational material
Индивидуальные особенности учащихся нужно учитывать в отношении разных сторон личности: интересы, способности и опыт, особенности памяти, мышления и воображения. Не последнее место принадлежит темпераментальным особенностям, знание которых бесценно в процессе обучения. Знание темперамента младших школьников дает возможность правильнее понимать некоторые особенности их поведения, трудности, которые могут возникать в учебной деятельности, и их причины, что не может не оказывать влияния на обучение школьников на уроках фортепиано [2, с.52].
Под темпераментом (тип высшей нервной деятельности) следует понимать «совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующих степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности» [3, с.156]. Именно от темперамента находится в зависимости интенсивность, скорость возникновения и устойчивость психических процессов; темп и ритм деятельности. Данный факт актуализирует тему статьи и является особенно важным при обучении младших школьников на уроках фортепиано. Понимание темперамента дает возможность педагогу выстраивать педагогический процесс таким образом, чтобы дети лучше смогли усвоить предлагаемый им материал.
В психологии традиционно выделяют 4 основных типа высшей нервной деятельности: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Учеными доказано, что чистых типов темперамента почти не бывает, т. е. представленное деление является условным.
Если педагог поставил перед собой целевую направленность — оптимизировать процесс обучения, то не принимать во внимание темперамент детей — это ошибка, способная весь процесс оптимизации свести на нет. Некоторые дети замкнуты, скрытны, другие энергичны, эмоциональны или медлительны, спокойны или невозмутимы. Такие особенности детей не могут не оказывать влияние на обучение.
Объяснение материала на уроках фортепиано детям младшего школьного возраста должно соответствовать уровню их мышления и физического развития. Процесс обучения педагог должен выстраивать по степени усвоения материала и постепенного возрастания сложности. Не будем забывать, что младшие школьники ещё не могут долгое время сосредотачиваться на учебе, а их память своеобразна: доминирует непроизвольное внимание и запоминание. Именно с данным фактом связаны разработки заданий, которые педагог должен планировать в форме игры, что делает урок наименее утомительным.
В зависимости от своего типа темперамента каждый ребёнок по–разному будет воспринимать учебный материал. У детей-сангвиников с большим трудом происходит формирование собранности и аккуратность. Высокая активность и легкость переключения интереса с одного занятия на другое у таких детей зачастую может приводить к тому, что снижается качество работы.
К детям-холерикам нужно относиться с особой заботой. Такие дети легко возбудимы, их сложно «переключать» с одного на другое и не менее трудно успокоить. Они вспыльчивы, неусидчивы, работают рывками. Произвольность внимания очень низкая. Даже быстро справляясь с заданием, холерик может допускать немало ошибок.
Медлительность — это проблема флегматиков. Когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность (слово «быстрее», на начальном этапе работы, следует вычеркнуть из лексикона!). Вместе с тем, если уж он запоминает, то надолго и основательно. При хорошей мотивированности на урок, ученик- флегматик обладает ценной способностью долго и упорно работать, добиваться поставленной цели.
Ученику-меланхолику сложно переносить сильные и длительные напряжения, что можно объяснить тем, что клетки мозга быстро переходят в состояние охранительного торможения (ученик как бы «зависает» — своеобразная защита организма). Это торможение имеет охранительное значение, так как препятствует истощению нервных клеток. Меланхолик медленно входит в работу, но при этом обладает большой выдержкой. Его работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. Дети-меланхолики высоко чувствительны к допущенным ошибкам. Им присущ высокий уровень самоконтроля, что обеспечивает довольно высокое качество работы.
Темперамент является нейтральным фактором психики. Сам по себе он не определяет ни способностей, ни характера человека. О человеке судят не по темпераменту, а по результатам его работы [1]. В тоже время учет темперамента, отражающего особенности прирожденной организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности человека, необходим педагогу в процессе обучения.
Для повышения эффективности обучения младших школьников на уроках фортепиано, с целью оптимизации данного процесса, предлагаем следующие рекомендации, учитывающие темперамент учащихся:
- В работе с сангвиниками необходимо формировать устойчивый интерес. Для этого нужно стараться добиться, чтобы начатое задание ребенок завершил до конца. Необходимо обращать внимание ученика на качество работы, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненная работа должна выполняться заново. С такими учениками положительный результат могут давать проблемные ситуации, предполагающие вопросы, стимулирующие внимание. Поскольку однообразие может приводить к тому, что сангвиники быстро утомляются, не менее эффективными могут быть задания, требующие частого перехода от одного рода деятельности к другому.
- Работая с холериками нужно стараться тормозить процесс возбуждения. Не следует корить таких учеников за чрезмерное возбуждение. Педагог должен строго следить за своими действиями — крик и угрозы строго возбраняются. Низкое оценивание также не даст положительного результата. С холериками рекомендуется говорить спокойно, но требовательно, не используя уговоры. В речи педагог должен использовать глаголы, типа не спеши, успокойся, старайся…
- Работая с флегматиками необходимо основной упор делать на активизацию их деятельности. С этой целью работа может быть выстроена в постоянном (едином) темпе. Не следует позволять таким ученикам расслабляться. Не будет лишним провокация эмоционального отношения к изучаемому материалу (дать послушать в записи или наглядно, в живую демонстрировать как должно звучать произведение/фрагмент).
На флегматиков положительный эффект оказывает многократное повторение, регламентированность (работа в установленном порядке) и однообразие (монотонность). Такая работа позволяет педагогу добиться большей продуктивности и увеличивает сопротивляемость организма ученика флегматика утомлению.
- Щадящий режим (частые перерывы для отдыха) — основа плодотворной работы с учениками-меланхоликами. С такими учениками нужно говорить мягко, но уверенно, не скупиться на похвалу. В данном случае действует принцип «постепенности» (от простого к сложному).
Исследователи единые во мнении, что если человек знает особенности своего темперамента это помогает оберегать организм от неправильного расходования энергии
Именно данный факт свидетельствует о том, что обучение, в том числе и на уроках фортепиано, без учёта психофизиологических особенностей младших школьников может способствовать возникновению стресса, тормозить их развитие. И, наоборот, принимая во внимание тип высшей нервной деятельности младших школьников можно не только добиться эффективности обучения на уроках фортепиано, но и оптимизировать данный процесс.
Литература:
- Елизарова, М. Н. Оптимизация процесса обучения младших школьников на уроках фортепиано с учётом темперамента учащихся [Электронный ресурс] Адрес доступа: http://dshi2.muzkult.ru/img/upload/3882/documents/1.pdf (дата обращения 02.08.2018).
- Мурсалова, М. А. Тип темперамента младшего школьника и его влияние на процесс обучения и воспитания / М. А. Мурсалова, М. Т. Ногерова // психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2015. — № 44. — С. 51–55.
- Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону. — Феникс, 1997. — 736 с.