В данной статье рассмотрены правила мониторинга строительных ресурсов, критерии внесения юридических лиц в перечень предприятий, некоторые трудности ввода ФГИС.
Ключевые слова: мониторинг цен на строительные ресурсы, классификатор строительных ресурсов, ФГИС, перечень предприятий.
Реформа в ценообразовании началась ещё в 2015 году [1] и продолжается сейчас, в итоге планируется прийти к единой сметно-нормативной базе, которая должна будет оставаться актуальной, благодаря постоянному обновлению путем мониторинга цен на строительные ресурсы.
Так же планируется ввод системы ФГИС ЦС (Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве) в основу работы которой должен лечь постоянный мониторинг рыночной стоимости строительных ресурсов на основе данных производителей продукции, а не поставщика.
Под мониторингом понимается систематический сбор и обработка информации о стоимости строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, используемой для принятия решений по обеспечению объективности расчетов.
На данный момент введены правила мониторинга цен на строительные ресурсы. [2] Рассмотри план перехода на новую систему и основные сроки, перечисленные в новых правилах мониторинга цен строительных ресурсов на текущий год:
2017 год:
- до 1 марта: формирование Классификатора строительных ресурсов; утверждение формы классификатора, порядка его ведения и формы предоставления информации (Минстрой РФ).
- до 3 июля: предоставить информацию в Главгосэкспертизу посредством системы межведомственного электронного документооборота.
- до 30 сентября: Главгосэкспертиза формирует перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов, и осуществлять ежегодную его реализацию.
- до 25 октября: Главгосэкспертиза направляет юридическим лицам, включенным в перечень юр. Лиц, уведомление об обязанности (праве) предоставления информации.
- До 15 ноября:
– Росстат предоставляет информацию о ценах (за январь-сентябрь 2017г.) не позднее 25 февраля 2018г. (за октябрь-декабрь 2017г.), далее с 2019 года — ежегодно, не позднее25 февраля текущего года.
– ФАС предоставляет информацию о действующих установленных тарифах на перевозку грузов железнодорожным видом транспорта.
– Федеральная служба государственной статистики предоставляет информацию о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников по полному кругу организации по субъектам РФ (за январь — сентябрь 2017г.)
– За III квартал, до 25 января 2018г. за IV квартал юридические лица, включенные в перечень, предоставляют информацию путем размещения ее в информационной системе.
- До 15 декабря:
– В информационной системе размещается информация о тарифах на перевозку грузов ж/д транспортом.
– В информационной системе размещаются сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование (определенные по результатам мониторинга цен строительных ресурсов за III квартал 2017г.)
– Размещение в системе сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, а также сметные цены на затраты труда.
- 2018год и далее:
– Ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом — юридические лица, включенные в перечень, предоставляют информацию, путем размещения её в информационной системе в соответствии с форами предоставления информации.
– Ежегодно, не позднее 25 февраля текущего года (за каждый месяц предшествующего года) — Федеральная служба предоставляет информацию о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников по полному округу организаций по субъектам РФ.
– Ежегодно, не позднее 25 февраля текущего года (по состоянию на дату предоставления информации) — ФАС предоставляет информацию о действующих установленных тарифах на перевозку грузов ж/д транспортом.
Так же стоит обратить внимание, какие юридические лица попадают в перечень, и в будущем будут «обязаны» предоставлять информацию. Данный перечень будет формироваться на основании классификатора строительных ресурсов через системы кодирования (ОКПД2, ОКВЭД2, ТН ВЭД). Предприятия, у которых коды ОКВЭД предполагают производство строительных материалов попадут в перечень юридических лиц, которые будут обязаны отчитываться по определенным формам. Предприятия обязуют предоставлять информацию о наименовании продукции (строительного ресурса), средневзвешенная по объему цена продукции за отчетный период, а также объем реализуемой продукции за отчетный период.
На данный момент мы находимся на стадии разработки перечня юридических лиц (производителей), во всех регионах ведется работа по сбору и обработке данных о существующих организациях, связанных с производством строительной продукции и услуг. Сформированный по регионам перечень Главгосэкспертиза должна собрать воедино до конца сентября, после этого должна начать свою работу ФГИС.
Присутствуют также и некоторые сложности, самой большой проблемой является трудоемкость процесса, сбор информации идет по регионам, практически в каждой области присутствует региональный центр по ценообразованию, который занимается данными вопросами, в его обязанности на данном этапе входит отобрать из общего числа предприятий по региону те предприятия, которые имеют отношение к строительству. Предприятия, внесенные в перечень, в будущем будут размещать информацию в ФГИС по определенным формам, в это как раз заключается ещё одна сложность, далеко не в каждом предприятии есть специалист, который может ввести классификатор и кодификацию ресурсов, в форме необходимой для предоставления. Таким образом, перед региональными центрами стоит задача обучить представителей предприятий в каком виде информация должна вноситься в ФГИС.
Выводы:
- Если система оправдает себя, то мы получим свободный доступ к сметным нормативам, перечню юридических лиц, сметным ценам, дальнейшее развитие и дополнение системы. В случае успеха, будет представлена возможность система удешевить стройку, оптимизировать работу отрасти и сократить риск ошибок при расчетах.
- Переход от базисно-индексного к более точным методам определения стоимости, внедрение ресурсного и комбинированных методов прогнозирования стоимости. Ресурсный метод определиться как основной для расчета стоимости строительства и позволит избегать рисков удорожания стоимости объектов на стадии строительства и сократить сроки проектирования.
Литература:
- Концепция «400 дней» реформирования системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли. (Минстрой России).
- Постановление правительства от 23 декабря 2016г № 1452 (О мониторинге цен строительных ресурсов).