Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (227) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 14.10.2018

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Быхова, Н. О. Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации / Н. О. Быхова, Г. А. Сухорукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53075/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведении проективных методик обнаружено, что у детей преобладает портретная форма изображения собственных эмоций. Доказано, что психолого-педагогические упражнения, целенаправленно проводимые для развития эмоциональной сферы в период социализации младших дошкольников, способствуют формированию стенических эмоций, так как физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, отличаются сложностью по причине их рефлекторной природы.

Ключевые слова: социализация, младшие дошкольники, эмоции.

Актуальность исследования обусловлена ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей младшего школьного возраста в процессе социализации. Социализация — это сложный процесс получения социального опыта для жизни в обществе. Несмотря на то, что социализация личности изучается на протяжении многого времени, ее изучение в современном мире остается востребованным и не изученным до конца, так как в связи с политическими, экономическими преобразованиями в обществе изменяются условия социализации. Вопросам социализации личности посвятили свои исследования Г. М. Андреева, Н. П. Гришаева, А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, Дж. Мид, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.

Н. П. Гришаева обращает внимание на дефицит современных образовательных и психологических технологий, касающихся развития личности. В дошкольных образовательных организациях, по ее мнению, «отдается предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному» [2].

А. А. Реан, Я. Л. Коломинский связывают процесс социализации с развитием общения и совместной деятельностью людей, подчеркивая субъективность такого опыта, так как восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным [4].

Г. М. Андреева, исследуя психологию социального познания, анализирует восприятие человеком окружающего мира и формирование собственной картины мира через социальный опыт [1].

Теме развития личности уделяли такие ученые, как Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.

С. В. Ильина исследовала развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками, т. е. в процессе приобретения социального опыта. Автор выделяет особенности развития эмоциональной сферы детей, связанных с недоразвитием поведенческой произвольности, неудовлетворенностью сложившимися отношениями со сверстниками, слабой приспособляемостью к социальным условиям [3].

Таким образом, анализ научной литературы позволил определить цель данного исследования, которая состоит в разработке и реализации образовательного методического комплекса для развития эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации.

Объектом исследования выступает эмоциональная сфера младших дошкольников.

Предмет исследования — социальные условия развития эмоциональной сферы младших дошкольников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий «социализация» и «эмоциональная сфера;

– выявить особенности проявления эмоциональных состояний младших дошкольников в процессе социальной адаптации;

– разработать образовательный методический комплекс развития эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации.

Гипотеза исследования включает следующее положение: эмоциональные состояния младших дошкольников оказывают влияние успешность социализации.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие младшие дошкольники МБДОУ ЦРР «Детский сад № 189» г. Воронежа. Дети, принявшие участие в исследовании — это дети, посещающие одну группу, знающие друг друга и находящиеся в постоянном взаимодействии.

Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогических источников по проблеме исследования; формирующий эксперимент в форме организованных развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Модифицированный рисуночный тест «В детском саду» (Р. В. Овчарова).

Для достижения цели исследования был разработан образовательный методический комплекс. Его предназначение — совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние других детей, вступать в ролевое взаимодействие с другими детьми в игре и развивающих играх; развитие умения общаться, развивать уверенность в себе, что является основой социализации.

Совместная деятельность воспитателей и детей осуществляется в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Программа предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности один раз в неделю. Совместная деятельность детей и воспитателей, осуществляемая в ходе режимных моментов, проводится во второй половине дня индивидуально или по подгруппам еженедельно.

Использовался метод научного наблюдения, т. е. все параметры эмоциональной сферы и приобщения в общественной жизни в детском саду фиксировались в специальном журнале.

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе социализации реализуется с помощью образовательного методического комплекса. Предусматривает расширение представлений детей об эмоциях, изучение эмоций (грустный, веселый, злой, инертный), развитие эмоциональной и поведенческой произвольности, развитие инициативы в играх, коррекция астенических эмоциональных состояний дошкольников, создание условий для приобретения ребенком положительного социального опыта.

В образовательный методический комплекс вошли многие психологические упражнения, игры, задания. Некоторые их них: «Комплимент». Упражнение выполняется по подгруппам. Дети садятся в круг и делают комплимент рядом сидящему ребенку. Можно использовать тактильный контакт, но это по желанию детей.

Упражнение «Корректурная проба», составленная из смайликов. Нужно вычеркнуть всех грустных смайликов. Театрализация сказки «Курочка ряба».

Игра во время прогулки «Самолеты и бабочки». Игра учит детей владеть мышцами шеи и рук, ориентироваться в пространстве, уметь размещаться по площадке по заданию, воспринимать позицию и эмоции других детей.

Игры на развитие выразительной мимики: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа, общения.

Игра «Превращение предмета развивает стенические эмоции: чувство веры и справедливости, смелость, сообразительность, воображение. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения предметов различные.

Игра «Что произошло?» ориентирована на развитие у детей способности распознавать эмоции, уметь сочувствовать другим, оказать помощь, если требуется.

Также используется в играх картотека слайдов «Какая это эмоция?». Изучаются эмоции и их интерпретация во время чтения сказок.

Разыгрывание эмоций и их обсуждение проводится при наблюдении за детьми во время сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры развивают и социализируют одновременно.

Игра «Танец Розы» — это произвольный танец детей, где он сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе. Выражение эмоций через мимику и жесты способствует развитию невербального общения и социализации.

Результаты и обсуждение результатов

Реализация образовательного методического комплекса позволяет рассматривать социализацию как процесс установления и развития контактов между младшими дошкольниками, приспособление к социальным условиям. Без развития эмоциональной сферы, которая в современной психологии трактуются как психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, социализация была бы затруднена. Являясь регуляторами деятельности, эмоции играют важную роль в коммуникативном взаимодействии дошкольников. Эмоции соответствуют игровой деятельности, в которой они возникают и способны регулировать социальное взаимодействие в соответствии с ожидаемыми обстоятельствами.

Реализация образовательного методического комплекса выявила тот факт, что развитие эмоциональной сферы дошкольников затрагивает развитие коммуникативных умений детей, так как действия, адресованные ребенку сверстнику, характеризуются высокой аффективной направленностью, чувствительностью к воздействиям партнера в коммуникации.

Эмоции, испытываемые младшими дошкольниками, составляют их чувственный опыт, который только формируется, но уже оказывает влияние на дальнейшие переживания при чтении сказок, в играх, в режимных моментах детского сада. Затрудненная социальная адаптация способствует возникновению отрицательных эмоций, что мешает поиску адекватных способов общения в сфере ребенок — ребенок, воспитатель-ребенок, а неудачи в социализации вызывают астенические эмоциональные состояния. При закреплении отрицательных переживаний невозможна позитивная социализация.

Анализ эмоционального состояния младших дошкольников в процессе социализации включал в себя оценку уровня тревожности и ее влияние на общий эмоциональный фон. Уровень тревожности определялся по результатам рисуночного теста «В детском саду» (Р. В. Овчарова). Результаты исследования показали, что 22 ребенка из 28-ми обладают высоким (58,8 %) и средним (35,3 %) уровнем по параметру тревожности во время социальной адаптации. Отмечено, что средний уровень тревожности является оптимальным для успешной социализации младших дошкольников.

Заключение. В младшем дошкольном возрасте социализация и проявление эмоциональных состояний взаимосвязаны. Если у детей преобладают стенические эмоции, то они как мотивационная система, являются фактором успешности социализации. И наоборот, затрудненная социализация способствует возникновению астенических эмоций.

Реализация образовательного методического комплекса позволила снизить показатели тревожности и повысить общий эмоциональный фон.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева. — 3 е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 303 c.
  2. Гришаева Н. П., Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 184 с
  3. Ильина С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками. Дисс. К.псих. н, Курск, — 2009, — 225 с.
  4. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология: [Текст]// СПб.: Издательство «Питер», 2000. —416 с
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная сфера, образовательный методический комплекс, ребенок, процесс социализации, эмоция, детский сад, дошкольник, игра, развитие, младший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста были выбраны

В процессе образовательной деятельности дети также знакомятся с детством писателя.

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста были выбраны

В процессе образовательной деятельности дети также знакомятся с детством писателя.

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Задать вопрос