Некоторые проблемы правового регулирования института конкуренции в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (227) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.10.2018

Статья просмотрена: 528 раз

Библиографическое описание:

Коркмазова, М. Х. Некоторые проблемы правового регулирования института конкуренции в Российской Федерации / М. Х. Коркмазова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53068/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье 8 Конституции Российской Федерации устанавливаются правовые гарантии конкуренции, Российская Федерация гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности [1]. А также статьей 74 запрещается препятствовать свободному перемещению товаров, работ, услуг и финансовых средств.

Правовое регулирование конкуренции на территории Российской Федерации осуществляется следующими нормативными правовыми актами: Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О защите конкуренции»; Законом РСФСР от 22.03.1991 № 948–1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018).

Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [3]. Такое определение конкуренции дает законодатель в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако, следует отметить, что конкуренция — слишком обширное понятия, которое не представляется возможным раскрыть в одном определении.

Конкуренция является естественным результатом производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. С развитием в Российской Федерации рыночной экономики, предпринимательской деятельности стала развиваться и конкуренция, которая приобрела значимое место в жизни общества. Именно благодаря возникновению и развитию конкуренции, товаропроизводители в некотором смысле стали контролировать друг друга, соревновательски стремясь создать и выпустить на рынок лучший продукт, по лучшей цене и с наименьшими затратами на производство. Результатом чего является появление на рынке новых, усовершенствованных товаров, работ и услуг по боле приемлемым ценам, то есть конкуренция является одной из причин развития всех конкурентных сфер жизни, что в первую очередь во благо граждан и общества в целом, также способствуют техническому прогрессу. Следствием развития конкуренции является в том числе и адаптация рынка под потребности общества и граждан, его развития как саморегулируемой системы.

Являясь причиной развития общественного прогресса, и роста предпринимательства, конкуренция стала и причиной появления различных, в том числе и незаконных, способов препятствования товаропроизводителями и предпринимателями развитию конкурентов. Тут проявляется понятие недобросовестной конкуренции, трактуемое законодателем следующим образом: «недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации [3]».

За нарушение законодательства в сфере защиты конкуренции установлена как гражданско-правовая и административная, так и уголовная ответственность, в зависимости от нанесенного ущерба.

Однако такие оценочные понятия в определении недобросовестной конкуренции, как добропорядочность, разумность и справедливость, позволяют развиваться и существовать многообразным формам и методам недобросовестной конкуренции, которые прямо не противоречат законодательству, соответственно не позволяют судебным органам пресекать данные формы проявления недобросовестной конкуренции.

Помимо этого, в законе установлены не все формы и методы проявления недобросовестной конкуренции. Многие действия, которые на первый взгляд могут показаться законными, на самом деле таковыми не являются.

Для решения обозначенных проблем законодателю необходимо принять ряд поправок к Федеральному закону «О защите конкуренции», уточняющих понятие самой недобросовестной конкуренции, а также дополнить список форм и методов ее проявления, что обеспечит предотвращение произвола одних хозяйствующих субъектов над другими.

В заключение, хотелось бы отметить, что конкуренция является необходимым условием рыночной экономики, обеспечивающей соперничество хозяйствующих субъектов, результатом которого является совершенствование конечных продуктов, появляющихся на рынке. Профилактика и пресечение всех проявлений недобросовестной конкуренции является обязательным условием обеспечения беспрепятственного функционирования механизма государственного регулирования рыночной экономики.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. — ст. 410.
  3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
  4. Камышанский В. П. Пределы свободы и ограничения прав предпринимателей в условиях конкуренции // Власть Закона. 2016. N 3. С. 15–25.
Основные термины (генерируются автоматически): недобросовестная конкуренция, Российская Федерация, конкуренция, рыночная экономика, предпринимательская деятельность, причина развития, свободное перемещение товаров, субъект.


Похожие статьи

Свобода предпринимательства в Российской Федерации.

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»[1], Не допускается экономическая деятельность...

Похожие статьи

Свобода предпринимательства в Российской Федерации.

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»[1], Не допускается экономическая деятельность...

Задать вопрос