Кейс-технологии с элементами инфографического текста в вузах военного профиля (на примере кейса «Заседание совета безопасности») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (227) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 10.10.2018

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Шашок, Л. А. Кейс-технологии с элементами инфографического текста в вузах военного профиля (на примере кейса «Заседание совета безопасности») / Л. А. Шашок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53017/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье рассмотрены кейс-технологии с элементами инфографического текста в вузах военного профиля. Предлагается кейс «Заседание совета безопасности» для внедрения на занятиях по РКИ.

Ключевые слова: кейс-технологии, инфографика, текст, военный профиль, кейс.

В ходе учебного процесса в военном вузе преподаватель сталкивается с рядом трудностей, главные из которых — большой объем учебного материала и хронический недостаток учебных часов для его всесторонней отработки. Ввиду того, что большая часть времени посвящается изучению учебных текстов и грамматических правил, возможность полноценного выхода в речь появляется на занятиях не так часто, как того хотелось бы преподавателю [1].

Также, ввиду специфики профиля обучения и, как следствие, особенности отобранного для учебной программы лексического материала, необходимо искать особый подход для его реализации учащимися в устной речи [2]. Приведённый ниже кейс был разработан нами с учётом специфики образовательного профиля военнослужащих. Он также содержат в себе инфографический текст, который поможет им ассоциировать полученную в ходе работы информацию с предложенными образами. Цель кейса — сделать учебный процесс более интерактивным, завлечь и раскрепостить учащихся и вывести их в устную речь [3,4].

Кейс «Заседание совета безопасности» — На примере ядерного кризиса на Корейском полуострове

Аудитория: многонациональная, взрослая, курсанты или слушатели военного вуза, уровень А2/В1.

Цель занятия: развитие навыков устной речи, а именно, умения выражать собственные мысли, вести дискуссию в формате «круглый стол», защищать определенную точку зрения, убеждать собеседника;

Реализуемый материал: общественно-политическая и военно-политическая лексика, вводные речевые конструкции, шаблоны, клише.

Предварительная подготовка: слушателям необходимо быть в курсе последних новостей, касающихся внешнеполитических и военно-политических вопросов. Перед занятием преподаватель выбирает одну из актуальных тем, предлагая им ознакомиться с новостным сообщением, в котором она отражена.

Техническая подготовка к занятию: подготовить инфографику, на которой изображены основные составляющие проблемы (в нашем случае — это история ядерных испытаний КНДР и соотношение вооружённых сил на Корейском полуострове). Также необходимо подготовить карточки с распределением ролей. Слушатели будут их вытаскивать путем жеребьевки. Понадобится раздаточный материал в виде кратких новостных сообщений на заданную тему, чтобы у слушателей была зрительная опора не только в виде иллюстраций и цифр, но также и в виде текста.

Описание кейс-технологии и методический комментарий:

Преподаватель раздает каждому студенту распечатку с текстом на заданную тему. Текст представляет собой короткую новостную статью военно-политической тематики, содержащей в своей основе конкретную проблему. Как правило, статья отражает одну из злободневных тем (например, военные действия в Сирии, на Украине, обстановка на Корейском полуострове и т. д.). Основная проблема, изложенная в тексте, будет являть собой сюжетную линию в последующей после его прочтения игре.

Сначала слушателям отводится 1–2 минуты на то, чтобы ознакомиться с текстом. Затем преподаватель оглашает (пишет на доске, выводит на экран) тему дискуссии. Вместе с темой на доске появляется инфографика, которая сразу же концентрирует на себе внимание аудитории. Преподаватель дает слушателям около минуты, чтобы ознакомиться с инфографикой, далее идет краткое обсуждение изложенного в ней материала и вопросов, которые могут возникнуть в аудитории (рисунок 1).

Рис. 1. Инфографика для обсуждения ядерного кризиса на Корейском полуострове (вариант)

Если слушателям всё понятно, преподаватель предлагает им поучаствовать в игре от лица персонажа, которого они вытянут в жребии. Преподаватель кладет в коробку карточки с ролями и после прочтения текста предлагает каждому слушателю вытянуть по одной. Далее каждый будет излагать мысли от лица того персонажа, который ему достался.

Для успешного моделирования дискуссии важно убедиться, что студенты обладают достаточным объёмом фоновых знаний (имеют пропозиции), чтобы адекватно высказываться по той или иной проблеме. Иными словами, если мы моделируем заседание совбеза ООН по ситуации в Сирии, слушатель, которому досталась роль председателя организации (представитель США), не может в ходе дискуссии высказываться в поддержку режима Б.Асада и т. д.

Текст: Северная Корея попыталась запустить баллистическую ракету вскоре после заседания Совбеза ООН

«Очередное испытание баллистической ракеты провела Северная Корея, и вновь неудачное. Причем запуск произошел спустя несколько часов после заседания Совбеза ООН, где обсуждали ситуацию на Корейском полуострове.

По словам экспертов, ракета взорвалась вскоре после старта. Японское правительство собралось на экстренное заседание, премьер страны поручил подготовиться к любому развитию событий. МИД Германии выступил за мирное урегулирование ситуации, французское министерство призвало КНДР отказаться от ракетно-ядерной программы.

Вашингтон, в свою очередь, направил от берегов Японии к Корейскому полуострову авианосец «Карл Винсон» (https://www.1tv.ru/).

Данный текст содержит в себе новостной повод — испытание баллистической ракеты КНДР. Вокруг этой проблемы мы и будем моделировать последующую дискуссию. Также в тексте уже обозначены потенциальные участники. Дополним список другими актуальными персонажами (к примеру, представители России, Китая, Японии, Южной Кореи или просто военные журналисты и репортёры, которые будут готовить вопросы по теме (тогда целесообразно выстраивать последующее занятие в виде пресс-конференции).

Желательно отбирать персонажи, взгляды и мнения которых контрастируют, чтобы ход занятия имел характер полемики. Каждому слушателю необходимо, согласно роли, обосновать свою точку зрения по данному вопросу, предложить пути решения проблемы и стараться выдерживать соответствующую линию вне зависимости от того, куда заведёт дискуссия.

После ознакомления с текстом преподаватель объявляет тему дискуссии и приглашает слушателей выбрать карточки. Каждый, получив свою роль, делает себе бейдж или настольную табличку, на которой обозначает имя, должность, государство.

Затем преподаватель приглашает слушателей начать дискуссию, исполняя распределённые роли. Как правило, ход занятия выстраивается по модели заседания организаций или пресс-конференций (рисунок 2).

../../Downloads/40024077_303.png

Рис. 2. Инфографика для обсуждения ядерного кризиса на Корейском полуострове (вариант)

С момента начала дискуссии преподаватель «самоустраняется» и может подключаться только в случае, если происходит заминка или необходимо помочь вывести разговор из тупиковой ситуации. На протяжении дискуссии преподавателю важно контролировать и отмечать принципиальные грамматические, лексические ошибки и уделять внимание стилистической окрашенности языковых единиц (так как студентам важно выдерживать регистр официально-делового стиля в устной речи). Разбору ошибок целесообразно уделить внимание по окончании игры.

Несмотря на то, что процесс занятия может быть сопряжен с трудностями и некоторыми рисками (рассмотрение острых злободневных вопросов в многонациональной, многоконфессиональной аудитории; присутствие в группе студентов из государств, находящихся в состоянии конфликта), необходимо понимать, что развитие умения вести политически корректный диалог, защищать свою точку зрения, а также умение анализировать факты и грамотно ими оперировать на изучаемом языке — неотъемлемое требование их будущей профессии. Проведение таких мероприятий способствует совершенствованию и закреплению лексического запаса и навыков спонтанной устной речи.

Таким образом нами был разработан и предложен кейс «Заседание совета безопасности» для занятий по РКИ в военном вузе. Дальнейшим направлением исследования будет дальнейшая разработка кейсов, которые составят комплект для преподавателя на занятиях по РКИ в военном вузе.

Литература:

  1. Андрюшина Н. П. Типовые тесты по русскому зыку как иностранному. Элементарный уровень. — М.- СПб.; ЦМО МГУ — «Златоуст»,. 1999.- 80 с.
  2. Леонтьев А. А. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1974. № 4.
  3. Щербакова Е. Е. Формирование педагогической креативности студентов вуза в условиях профессиональной подготовки: диссертация... кандидата психологических наук / Е. Е. Щербакова. — Нижний Новгород, 2000. — 221 с.
  4. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов / А. Н. Щукин.— М.: Рус. яз, 1990.— 231 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Корейский полуостров, военный вуз, преподаватель, слушатель, текст, устная речь, заседание Совбеза ООН, ядерный кризис, баллистическая ракета, Северная Корея.


Ключевые слова

текст, кейс, инфографика, кейс-технологии, военный профиль

Похожие статьи

Кашмирский конфликт как фактор дестабилизации на...

Развит и сухопутный компонент — есть баллистические ракеты.

Эти организации фактически и осуществляют контроль над пакистанским Кашмиром, установив на его территории свои порядки и препятствуя проникновению в регион не только индийцев, но и любых...

Похожие статьи

Кашмирский конфликт как фактор дестабилизации на...

Развит и сухопутный компонент — есть баллистические ракеты.

Эти организации фактически и осуществляют контроль над пакистанским Кашмиром, установив на его территории свои порядки и препятствуя проникновению в регион не только индийцев, но и любых...

Задать вопрос