Проверка уровня сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 09.10.2018

Статья просмотрена: 728 раз

Библиографическое описание:

Бежанова Н. Л., Климцова В. А. Проверка уровня сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов // Молодой ученый. — 2018. — №40. — С. 176-179. — URL https://moluch.ru/archive/226/52918/ (дата обращения: 10.12.2019).



В статье рассматриваются понятие «орфографическая зоркость», критерии, показатели и результаты проверки орфографической зоркости учащихся вторых классов.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, критерии, показатели, проверка уровня сформированности.

На современном этапе развития образования в Российской Федерации одной из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической зоркости. На это указывают такие официальные документы, как Федеральные государственные стандарты второго и третьего поколений, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Примерная основная образовательная программа начального общего образования и другие.

В содержании раздела «Орфография и пунктуация» Примерной основной образовательной программы начального общего образования отмечается, что «…по окончании начальной школы ученик должен научиться: применять правила правописания, определять или уточнять написание слов по орфографическому словарю учебника, безошибочно списывать тексты, писать под диктовку, проверять собственный текст или предложенный и исправлять в нем ошибки. Выпускник начальной школы должен осознавать место возникновения орфографической ошибки, уметь подбирать пример с определенной орфограммой, составлять тексты, изменяя исходный текст так, чтобы не допустить ни орфографических, ни пунктуационных ошибок» [5, с. 176].

Проблема формирования орфографической зоркости учащихся вторых классов приобретает особую актуальность, поскольку обществу необходима функционально грамотная личность, способная адаптироваться к жизненным условиям и требованиям, рационально влияя на неё. От того, насколько успешно будет сформирована орфографическая зоркость второклассника, зависит дальнейшее обучение в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность осваивать язык в письменной форме и его коммуникативная компетентность.

Вопросы формирования орфографической зоркости нашли своё раскрытие в трудах М. Р. Львова, Г. М. Приступы, М. М. Разумовской, М. С. Рождественского, З. А. Савиновой, А. В. Текучева, М. В. Ушакова, К. Д. Ушинского и других учёных. Проблемы формирования данного умения у младших школьников с точки зрения морфологии исследовали психологи и педагоги Л. И. Айдарова, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, Н. С. Рождественский и другие.

Под орфографической зоркостью вслед за М. Р. Львовым мы будем понимать умение обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы и определять их типы, а также умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи [3, с. 317].

По мнению М. Р. Львова, «у детей отсутствует достаточная степень сформированности орфографической зоркости» [3, с. 310]. М. Р. Львов отмечает, что «исследование данного умения показало, что успешное овладение орфографической зоркостью при учете только изученных типов орфограмм наблюдается у 20 ˗ 60 % учеников» [3, с. 314].

По мнению Д. Н. Богоявленского «одной из причин низкой орфографической грамотности является несформированная орфографическая память» [2,с.34]. М. М. Разумовская указывает на «орфографическую слепоту», как на причину ошибок и недостаточного уровня орфографической грамотности [6,с. 96].

Цель статьи — рассмотреть критерии, показатели и описать результаты проверки уровня сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов.

В качестве возрастного периода для проведения проверки нами не случайно были выбраны учащиеся вторых классов. Е. Е. Сапогова отмечает, что во 2 классе происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольности внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов. Также во 2 классе умозаключения школьников опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями [8, с. 225]. П. П. Блонский пишет, что часто дети 7–9 лет совершают орфографические ошибки по незнанию и в связи с плохо развитым фонематическим слухом и орфографической зоркостью, что является для нас весьма значимым. Только к 3 классу формируется аналитико-синтетический тип деятельности. Это значит, что лишь к этому времени начинает формироваться формально-логическое мышление. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Если для 2 класса характерно анализирующее восприятие, то начиная с третьего класса, у учащихся появляется синтезирующее обучение [1, с. 117]. Все это говорит нам о том, что для проверки уровней сформированности орфографической зоркости необходимо выбрать учащихся именно второго класса, учитывая их возрастные особенности.

Для проверки уровня сформированности орфографической зоркости второклассников на основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования и программ образовательных систем «Планета знаний», «Школа России» и других, определим критерии, с помощью которых мы сможем выявить уровневые показатели для проверки сформированности орфографической зоркости второклассников.

Критериями сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов нами выбраны: умение находить орфограмму; умение определять тип орфограммы; умение осуществлять орфографический контроль.

Данные критерии опираются на следующие показатели. Умение находить орфограмму: умение определять орфографическое поле; умение ставить орфографическую задачу. Умение определять тип орфограммы: умение соотнести орфограмму и конкретное правило; умение решать орфографическую задачу. Умение осуществлять орфографический контроль: умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять взаимоконтроль.

Представим разработанные критерии и показатели в таблице.

Таблица 1

Критерии ипоказатели сформированности орфографической зоркости младших школьников

Критерий

Показатель

Умение находить орфограмму

- умение определять орфографическое поле;

— умение ставить орфографическую задачу.

Умение определять тип орфограммы

- умение соотнести орфограмму и конкретное правило;

— умение решать орфографическую задачу.

Умение осуществлять орфографический контроль

- умение осуществлять самоконтроль;

— умение осуществлять взаимоконтроль.

На основе разработанных критериев и показателей мы составили критериальную уровневую характеристику проверки сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов. Данная критериальная характеристика позволила нам составить задания для проверки уровня сформированности рассматриваемого умения у второклассников.

Таблица 2

Задания для проверки уровня сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов

Критерий

Задание

Умение находить орфограмму

Задание № 1. Дидактическая задача: выделить в тексте «опасные места» на месте гласных.

Задание № 2. Дидактическая задача: выделить в тексте «опасные места» на месте сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Умение определять тип орфограммы

Задание № 3. Дидактическая задача: выполнить тест на правописание заглавной буквы и гласных в сочетаниях «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Задание № 4. Дидактическая задача: выполнить орфографическое упражнение по алгоритму.

Умение осуществлять орфографический контроль

Задание № 5. Дидактическая задача: списать текст, проверить и оценить правильность своей работы».

Задание № 6. Дидактическая задача: проверить работу одноклассника и оценить правильность ее выполнения.

Проверка проходила в некоторых школах г.Севастополя во вторых классах в естественных условиях. В исследовании приняли участие 50 учащихся.

Перейдём к рассмотрению количественных данных. Представим сравнительные данные в таблице.

Таблица 3

Результаты проверки уровня сформированности орфографической зоркости учеников контрольного иэкспериментального классов

Класс

Уровень

высокий

средний

начальный

Контрольный класс

2 ученика

(8 %)

10 учеников

(40 %)

13 учеников (52 %)

Экспериментальный класс

2 ученика

(8 %)

9 учеников

(36 %)

14 учеников (56 %)

В контрольном классе высокий уровень сформированности орфографической зоркости был выявлен у 2 учеников, что составляет 8 %, на среднем уровне находятся 10 учеников, что составляет 40 %; начальный уровень сформированности данного умения выявлен у 13 учеников, что составляет 52 %. В экспериментальном классе на высоком уровне сформированности орфографической зоркости находятся 2 ученика, что составляет 8 %, на среднем уровне находятся 9 учеников, что составляет 36 %; начальный уровень сформированности данного умения выявлен у 14 второклассников, что составляет 56 % от общего количества учеников в классе. Необходимо отметить, что большинство учащихся находятся на среднем и начальном уровнях.

Отразим процентное соотношение результатов начального уровня сформированности орфографической зоркости на диаграмме.

Рис. 1. Результаты начального уровня сформированности орфографической зоркости второклассников контрольного и экспериментального классов

Причинами таких результатов, на наш взгляд, могут быть общая направленность системы образования на традиционную передачу знаний, недостаточную реализацию субъектной роли младшего школьника в учебно-воспитательном процессе, в том числе недостаточное использование дифференцированных заданий в процессе формирования орфографической зоркости учащихся вторых классов.

Таким образом, нами были рассмотрены критерии и показатели сформированности орфографической зоркости: умение находить орфограмму (умение определять орфографическое поле; умение ставить орфографическую задачу); умение определять тип орфограммы (умение соотнести орфограмму и конкретное правило; умение решать орфографическую задачу); умение осуществлять орфографический контроль (умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять взаимоконтроль). Описаны результаты проверки уровня сформированности данного умения в контрольном и экспериментальном классах среди второклассников, которые, надо отметить, были недостаточно высокими. Полученные результаты ориентируют нас на создание программы по использованию дифференцированных заданий, которые, как мы предполагаем, помогут повысить уровень сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов.

Литература:

  1. Блонский П. П.Педология /П. П. Блонский— 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 392 с.
  2. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. — 2015. — № 8. — С. 32–39
  3. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 9-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2015–464 с.
  4. Педагогика [Текст]: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Пидкасистого П. И. — М.: Пед. о-во России, 2015. — 365 с.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. е. С. Савинов. — 4­е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2015. — 223 с.
  6. Разумовская М. М., Методика обучения орфографии в школе /М. М. Разумовская. — М.: Дрофа, 2005.-183с.
  7. Савинова З. А. Виды работ по формированию орфографической зоркости [Текст] / З. А. Савинова //Начальная школа. -2015. — № 1. — С.45
  8. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов / Е. Е. Сапогова. — М.: Аспект пресс, 2005–460 с.
Основные термины (генерируются автоматически): орфографическая зоркость, умение, учащееся второе классов, дидактическая задача, орфографическая задача, начальный уровень, орфографический контроль, тип орфограммы, ученик, начальное общее образование.


Похожие статьи

Формирует ли орфографическую зоркость письмо «с окошками»?

орфографическая зоркость, орфографическое чтение, русский язык, ошибка, начальная школа

Орфографическая зоркость— это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при

Достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным...

Похожие статьи

Формирует ли орфографическую зоркость письмо «с окошками»?

орфографическая зоркость, орфографическое чтение, русский язык, ошибка, начальная школа

Орфографическая зоркость— это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при

Достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным...

Задать вопрос