Эссе как один из этапов конкурсных состязаний на международной олимпиаде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 16.09.2018

Статья просмотрена: 770 раз

Библиографическое описание:

Анфилатова, О. В. Эссе как один из этапов конкурсных состязаний на международной олимпиаде / О. В. Анфилатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52636/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена организационным и методическим вопросам подготовки команды по английскому языку к конкурсному этапу — эссе. Особое внимание обращается на формулировку задания, его тематику и способы оценки. Эссе является одним из ключевых конкурсных состязаний на Международной Олимпиаде курсантов. На основе анализа системы оценки эссе с 2016 по 2018 гг. были выявлены основные проблемы, влияющие на подготовку к этому конкурсному состязания, а также на его результативность.

Ключевые слова: эссе, олимпиада по английскому языку, оценка эссе, методика подготовки к написанию эссе, курсанты военного вуза.

The article is devoted to organizational and methodological issues of preparing a team in English for the competitive stage — an essay. Particular attention is drawn to the formulation of the task, its subjects and methods of evaluation. The essay is one of the key contests at the International Olympics of cadets. Based on the analysis of the essay evaluation system from 2016 to 2018. the main problems affecting the preparation for this competition were revealed, as well as its effectiveness.

Keywords: an essay, Olympiad in English, an essay assessment, a technique for preparing essays, cadets of a military high school.

Эссе — это жанр с интересной и долгой историей. В литературе с ним связаны имена знаменитых мыслителей и писателей. Помимо этого, эссе — это еще и важнейший образовательный инструмент, так как оно учит мыслить. При работе над эссе каждая мысль должна быть самостоятельной и отражающей личные представления о мире. С помощью эссе студенты учатся ассоциировать факты и утверждения из разных источников, делать свои знания более четкими и систематизированными.

Во многих высших зарубежных учебных заведениях, в том числе военных, эссе используется как один из главных способов оценки и обучения. Эссе там, как правило, — это результат работы студента над определенными темой, курсом или предметом.

В российской высшей школе эссе как образовательный инструмент пока еще не утвердился, но активно используется как один из видов заданий на различных олимпиадах и конкурсах.

Начиная с 2016 года, эссе является важнейшей частью конкурсных заданий на Международной Олимпиаде по иностранному языку среди курсантов Вооруженных Сил Министерства Обороны Российской Федерации. Эссе как этап конкурсных заданий предполагает выражение индивидуального впечатления и соображений автора по просмотренному видеофрагменту (новостному сюжет, в том числе).

Эссе как отдельный этап, а зачастую и самый ключевой, включен в содержание олимпиадных конкурсов с 2016 года. С 2016 по 2018 гг. эссе являлось первым туром Международной Олимпиады, предполагающим под собой написание эссе-мнения по заданной тематике.

Место/год

проведения

Олимпиады

Тематика Олимпиады

Формулировка задания 1-го тура— эссе

2016 год

Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко (г. Кострома).

1. Основное устройство, конструктивные элементы технических устройств, механика работы частей и агрегатов. Материалы, физические характеристики и параметры работы образцов.

2. Научные открытия и технические новшества, положенные в основу развития военной и специальной техники.

3. Назначение технических устройств. Взаимодействие системы человек-машина.

4. Обоснование решений о внедрении (приобретении) новых образцов специальной техники. Перспективные образцы.

5. Корабли, автомобильная и иная самоходная техника, на борту которой размещается экипаж.

Первый тур (номинация «Технический прогресс в военном деле») — письменный конкурс. Задание предполагает сочинение на английском языке по указанной теме, в котором участники должны использовать определенные в задании опорные слова, выражения и фактический материал, представленный в предварительно демонстрируемом видеосюжете.

Данный конкурс проводится в целях оценки умения письменно выражать свое отношение к мысли другого человека в форме эссе с опорой на ранее воспринятую аудиовизуальную информацию и с привлечением в качестве доводов других известных конкурсанту фактов. Объем работы — 150–200 слов. Время выполнения конкурса — не более 60 мин. Возможными вариантами могут быть поддержка идеи теоретика в 2–4 абзацах, либо приведение контраргумента в 4 абзаце при сохранении общей поддерживающей позиции.

2017 год

Военная академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного (г. Санкт-Петербург).

1. Общие взгляды на ведение войн и военных действий, выраженные известными военными теоретиками.

2. Практика применения военно-морских сил и отдельных сил флота во Второй мировой войне.

3. Военные конфликты современности.

4. Логические и смысловые отношения в военном языке.

5. Налаживание взаимодействия по выполнению служебных (боевых) задач, и координация действий с учетом возможности влияния негативных факторов (погода, местность, противник, недостаток своих ресурсов).

6. Оценка массива иноязычной информации страноведческого характера.

Первый тур — письменный конкурс. При выполнении первого задания участники должны просмотреть видеофрагмент на английском языке, по завершении которого на экране будет представлено высказывание выдающегося военного теоретика. Высказывание соотносится с фактами, описанными в видеофрагменте. Задачей конкурсантов является написание эссе на английском языке, в котором должно быть выражено личное отношение к представленному высказыванию, аргументированное фактами из видеофрагмента. [1]

2018 год

Военный Университете Министерства Обороны (г. Москва).

1. Современный мир и межгосударственные отношения в печатных и телевизионных СМИ.

2. Международное сотрудничество в области укрепления безопасности в мире, контроля над вооружениями, противодействия международной преступности и терроризму.

3. Обеспечение международных гуманитарных и спасательных операций.

4. Геополитические факторы и расстановка сил в различных регионах мира.

5. Технический прогресс в военной области.

6. Организация проведения переговоров и работа в совместной группе, поиск взаимовыгодных решений.

7. Традиции сотрудничества в России и за рубежом: вежливость, уважение, помощь, сочувствие.

Первый тур — письменный конкурс «По моему мнению», предусматривающий написание эссе на английском языке по указанной тематике с использованием содержания видеофрагмента, просмотренного непосредственно перед написанием эссе. Формат эссе указывается в задании.

Проблема для написания эссе задается на русском языке в бланке задания, предъявляемом участнику перед просмотром сюжета. Формулировка проблемы представляет собой утверждение объемом в 1 -2 предложения и вопрос, над которым предстоит размышлять участнику. Бланк задания будет также содержать 10 английских слов (словосочетаний), употребление которых является обязательным (допускается употребление дериватов). Демонстрируемый видеосюжет призван ввести участников в проблематику для написания работы и активизировать словарный запас по теме. Изложение фактов, описываемых или упоминаемых в нем, не является целью задания. При просмотре участникам будет разрешено делать заметки на черновике. Продолжительность сюжета составит до 5 минут с темпом закадровой речи в пределах 120–150 слов в минуту, язык — английский. Конечный объем работы участника ограничен диапазоном в 250–300 слов. Время на выполнение задания конкурса — 60 минут (без учета инструктажа и воспроизведения видеофрагмента). [2]

Необходимо отметить, что критерии оценки эссе менялись из года в год. В 2016 году для оценки качества написания эссе жюри предлагалось только максимальное количество баллов. Начиная с 2017 года, организационным комитетом Международной Олимпиады (Лингвистический Центр ВУ МО РФ) рассылаются методические рекомендации по оценке эссе за месяц до начала конкурсных состязаний.

Как показала практика, оценка конкурсных работ — эссе — является самым спорным моментом в структуре всей Олимпиады. Ниже приводятся наиболее часто обсуждаемые вопросы, которые возникают при проверке и оценке эссе:

  1. Количество слов в эссе:

2017 год — 200–250 слов (плюс/минус 10 слов)

2018 год — 200–230 слов (плюс/минус 10 слов)

Многие члены жюри активно поддерживали мнение, что нельзя ограничивать конкурсантов таким малым количеством слов.

  1. Отклонение от структуры эссе.

Большинство участников при подготовке к 1 туру Олимпиады целенаправленно тренируются писать эссе по разработанной структуре (структуре из методических рекомендаций Лингвистического центра), что уже изначально исключает такие характерные черты эссе, как: свободный полет мысли, выражение собственного мнения, самостоятельный выбор структуры и т. д.

  1. Избыточность, то есть использование слов, не несущих смысловой нагрузки. Главный и основной вопрос, который возникает при оценке такого качества эссе как «избыточность» это: Как понять, какие слова можно считать избыточными, а какие нет?
  2. Заученные тексты эссе.

Здесь возникают следующие вопросы: Как их оценивать? Как определить, являются ли эссе заученными?

Как правило, заученные эссе видны с первого взгляда, потому что к Международной Олимпиаде привлекаются курсанты неязыковых специальностей. Соответственно, длинные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения в эссе, насыщенные оборотами и структурами, бросаются в глаза каждому члену жюри и апелляционной комиссии в том числе.

Все вышеперечисленные аспекты затрудняют оценивание работ и ведут к разногласиям в работе жюри.

Методика подготовки кнаписанию эссе (1 тур Международной Олимпиады).

Эссе является самым сложным и трудоемким заданием, которое занимает огромное количество временных, умственных и, в том числе, духовных ресурсов. Что касается духовных затрат — не каждый будущий потенциальный участник Олимпиады готов писать эссе 1–2 раза в неделю, с его последующим анализом и работой над ошибками, а ближе к проведению Олимпиады и заучиванием определенных структур эссе. Обратим внимание и на то, что подготовка заданий преподавателем имеет огромное значение.

Со стороны преподавателя требуется следующее:

  1. Изучить методические рекомендации по подготовке проектов заданий.
  2. Опираясь на методические рекомендации, подбирать соответствующие тематике Олимпиады видеофрагменты. При подборе видеоматериала учитывается: количество слов в минуту, тематика видео, продолжительность видеофрагмента.
  3. Разработать лист-бланк для написания эссе.

– лист-бланк, как правило, включает в себя: вопрос/утверждение/высказывание великого полководца — то есть постановка проблемы для будущего эссе;

– набор слов/словосочетаний (обычно до 10) для обязательного использования в структуре эссе. Данные слова необходимо использовать как в том варианте, который предложен в бланке, так и дериваты этих слов и словосочетаний;

– набор рекомендаций по написанию эссе.

Необходимо понимать, что перед тем, как приступить к написанию эссе по определенной тематике группа участников, которые готовятся к участию в Международной Олимпиаде, довольно методично и тщательно изучает проблематику эссе. В зависимости от сложности изучаемой темы на подготовку к написанию эссе уходит полторы-две недели. Это период изучения темы включает в себя:

– изучение лексики по теме;

– отработка грамматических структур;

– работа с видеоматериалом по заданной тематике: подбор новостных сюжетов, изучение видеоматериала по теме, обсуждение видеофрагментов по теме, выполнение упражнений, направленных на отработку заданной тематике до/после/вовремя просмотра видеосюжетов и т. д.;

– самостоятельное изучение материала по теме эссе;

– структурирование информации по теме.

Как повысить шансы на победу в конкурсе эссе?

  1. Оригинальная авторская идея — это половина успеха. Это главное на что стоит делать ставку. Как правило, на Олимпиаде представлено несколько идеальных эссе, и в конечном итоге выше оценят то, идея которого больше всего затронет жюри. Именно поэтому, проработке идеи стоит уделить особое внимание.
  2. Логичность структуры эссе. В методических рекомендациях предлагается схема эссе (введение, аргумент № 1, аргумент № 2, контраргумент, заключение), которой обязаны придерживаться курсанты. Даже с учетом этой схемы нужно логично и последовательно излагать свои мысли, так чтобы смыл текста разворачивался перед жюри плавно, без резких переходов от одной мысли к другой.
  3. Использование примеров в эссе. Утверждения будут выглядеть законченными и не станут вызывать лишних вопросов, если они подтверждены яркими примерами. Эссе с примерами производит более сильное впечатление на читателя и выглядит более насыщенным. Но все же, как и со всеми другими инструментами, стоит знать меру.
  4. Целостность эссе. Этот тур Олимпиады, как уже говорилось выше, накладывает ограничения на объем текста эссе. Вот почему в рамках этих ограничений конкурсанту нужно донести свою мысль максимально полно до проверяющего. Следовательно, текст эссе должен быть одним целым: он должен раскрывать любую проблему и любой вопрос настолько полно, чтобы не оставалось лишних вопросов.
  5. Оформление эссе. Эссе не должно быть одним большим блоком текста, а тем более не может быть написано мелким нечитабельным шрифтом. Эссе должно прилечь внимание еще до начала прочтения.

Литература:

  1. Регламент проведения Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования по иностранному языку в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: ens.mil.ru/education/documents/more.htm?id=12000560@egNPA (дата обращения: 12.09.2018).
  2. Регламент проведения Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования по иностранному языку в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: http://inter-olimp.mil.ru/Reglamenty/In-yaz/Vsearmejskij-nacionalnyj-etap (дата обращения: 12.09.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): эссе, написание эссе, английский язык, Международная Олимпиада, слово, заданная тематика, оценка эссе, письменный конкурс, структура эссе, Лингвистический центр.


Ключевые слова

эссе, олимпиада по английскому языку, оценка эссе, методика подготовки к написанию эссе, курсанты военного вуза

Похожие статьи

Экспериментальный подход подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в устной части

Статья посвящена эффективным методам подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в устной части, которая содержит в себе: чтение теста, умение задавать вопросы к картинке, описание фотографии согласно плану и сопоставление картинок с указанием их схо...

Организация групповой деятельности на уроке иностранного языка в форме The Survival Tournament

В данной статье изложено описание авторской модификации традиционного конкурса команд. Авторы статьи предлагают адаптированный вариант игры для условий воспитательно-образовательного процесса по иностранному языку в высшем учебном заведении и, в част...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)

Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...

Внеклассная работа по английскому языку как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка учащихся средней школы

В статье автор работы проводит исследование таких понятий, как внеклассная работа, мотивация при изучении иностранного языка. В статье представлены результаты проведенного анкетирования обучающихся с целью выявления преобладающего вида мотивации и да...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...

Итоговый урок элективного курса по английскому языку

В данной статье рассматривается способ применения технологии проектов на элективных занятиях по английскому языку с целью формирования у обучающихся умения привлекать данные смежных дисциплин, синтезировать их для решения конкретной научно-практическ...

Выполнение заданий раздела «Чтение» Всероссийской проверочной работы по английскому языку: стратегии и рекомендации

В статье кратко описаны итоги, проведенного ВПР по английскому языку в 2020–2021 учебном году в Новокузнецке, сложности и проблемные поля учеников. Также представлен комплекс примерных тренировочных упражнений и описаны стратегии выполнения задания «...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Языковой портфель как инструмент для развития языковой личности на уроках испанского языка

В данной статье языковой портфель рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также как средство их самоконтроля, самооценки и повышения мотивации. На примере обучающихся 5-х классов в рамках дисциплины «...

Похожие статьи

Экспериментальный подход подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в устной части

Статья посвящена эффективным методам подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в устной части, которая содержит в себе: чтение теста, умение задавать вопросы к картинке, описание фотографии согласно плану и сопоставление картинок с указанием их схо...

Организация групповой деятельности на уроке иностранного языка в форме The Survival Tournament

В данной статье изложено описание авторской модификации традиционного конкурса команд. Авторы статьи предлагают адаптированный вариант игры для условий воспитательно-образовательного процесса по иностранному языку в высшем учебном заведении и, в част...

Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ

Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...

Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)

Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...

Внеклассная работа по английскому языку как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка учащихся средней школы

В статье автор работы проводит исследование таких понятий, как внеклассная работа, мотивация при изучении иностранного языка. В статье представлены результаты проведенного анкетирования обучающихся с целью выявления преобладающего вида мотивации и да...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...

Итоговый урок элективного курса по английскому языку

В данной статье рассматривается способ применения технологии проектов на элективных занятиях по английскому языку с целью формирования у обучающихся умения привлекать данные смежных дисциплин, синтезировать их для решения конкретной научно-практическ...

Выполнение заданий раздела «Чтение» Всероссийской проверочной работы по английскому языку: стратегии и рекомендации

В статье кратко описаны итоги, проведенного ВПР по английскому языку в 2020–2021 учебном году в Новокузнецке, сложности и проблемные поля учеников. Также представлен комплекс примерных тренировочных упражнений и описаны стратегии выполнения задания «...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Языковой портфель как инструмент для развития языковой личности на уроках испанского языка

В данной статье языковой портфель рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также как средство их самоконтроля, самооценки и повышения мотивации. На примере обучающихся 5-х классов в рамках дисциплины «...

Задать вопрос