Элективный курс «Отечественная война 1812 г.» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (222) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 09.09.2018

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Богатырева, И. А. Элективный курс «Отечественная война 1812 г.» / И. А. Богатырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 100-106. — URL: https://moluch.ru/archive/222/52562/ (дата обращения: 17.12.2024).



…История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего…

Н. М. Карамзин, 1815 г.

Чтобы полнее понять то, почему мы живем так, а не иначе, что является жизненно важным для нашего народа, в чем гордость и слава, гражданственность и гражданский долг. Мало окинуть мглу веков, мы должны видеть эпоху, жизнь того времени, сопереживать ей, тогда мы немного познаем историю. Нельзя вымышлять, необходимо точно передавать текстовые документы, учить самоанализу и сопоставлению точек зрения, воспитывать уважения к предкам, воспитывать нравственность и добродетель.

Без знаний невозможно воспитать бережное отношение к прошлому. Между тем при изучении вопросов истории возникает проблема информационной перегрузки учащихся: ведь история, а особенно история Отечества, интересна, поучительна и обширна, а возможности учителя на уроке, к сожалению, ограничены. С Целью оптимизации учебной деятельности и предлагается данный курс.

История есть коллективная память людей о прошлом. Но продолжим логическую цепочку- память о прошлом, не есть прошлое в собственном смысле этого слова: это прошлое, восстановленное в соответствии с ценностями и идеалами ныне живущих. История Отечественной войны 1812 г. вызывала и продолжает вызывать интерес в обществе и в 21 веке. На исходе 20 столетия, а также и сегодня это грандиозное вооруженное столкновение по-прежнему рассматривается как судьбоносное, предопределяющее не только существование народов нашей страны, но возможность сохранение мировой цивилизации. В 2012 году наша страна отметит знаменательную дату — двухсотлетие победы. В связи с этим юбилеем, естественно, возрос интерес к истории данного события.

В веках осталась и по сей день живет добрая память о наших воинах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, смелых преданных отечеству.

Цели курса:

– развитие исторического мышления школьников на базе материалов курса

– формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;

– воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

– повышение интереса к историческим закономерностям;

– формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубоко осмысления исторической действительности;

– воспитать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа, выяснить в чем заключается народный характер Отечественной войны 1812 г.;

– развивать навыки работы с документами, картами, план-схемами, составлять презентации. Формировать умения определять и объяснять понятия, сравнивать;

– дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.

Новые термины: партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем курса

Всего часов

в том числе

Форма контроля

Лекции

Практи-ческие занятия

Семинары

1

Вводное занятие. Отечество в опасности!

1

1

Тест на аналогию и образные задания

2

Начало войны

1

1

1

1

Составляем презентацию, работа с картой

3

Военный министр. Барклай де-Толли.

1

1

1

Презентация «Галерея портретов»

4

Багратион М. Б.

1

1

1

«Галерея портретов»

5

Тормасов А. П.

1

1

1

«Галерея портретов» презентация

6

План сторон

1

1

Составляем презентацию, работа с картой. Документы.

7

Смоленское сражение

1

1

8

Кутузов М. И.- главнокомандующий

1

1

Работа с историческими источниками. Портретная галерея. Выдающаяся личность

9–11

Ратные поля России «Бородино»

3

1

1

1

Анализ текстов, документов, работа с картой. Составление презентации

12–13

Тарутинский маневр. Битва под Малоярославцем

1

1

1

Проверка умений и навыков при работе с картой.

14–15

Партизанское движение, народный характер войны

1

1

Работа с документами.

16–17

Гибель «великой Армады». Итоги Отечественной войны 1812 г.

2

1

1

Урок-викторина Отечественная война 1812 г. Закрепление материалов изученного курса.

Методические рекомендации ккурсу.

Тема 1. Введение. Проблема Отечественной войны 1812 г. История Отечественной войны 1812 г. вызывала и продолжает вызывать интерес в обществе и в 21 веке. На исходе 20 столетия, а также и сегодня это грандиозное вооруженное столкновение по-прежнему рассматривается как судьбоносное, предопределяющее не только существование народов нашей страны, но возможность сохранение мировой цивилизации. В 2012 году наша страна отметит знаменательную дату-200 летие победы. В связи с этим юбилеем, естественно, возрос интерес к истории данного события.

В веках осталась и по сей день живет добрая память о наших воинах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, смелых преданных отечеству.

— Не ходите на Русь!

Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет!

И в немеркнущий вечно победе правоту этих слов

Справедливым мечом доказал.

Сколько ж пахарей

Ты потеряла, Россия,

Сколько лучших сынов

Отдала ты кровавым векам?

—Не ходите на Русь!

Об одном ты просила

Не к друзьям обращалась,

А только к врагам.

—Не ходите на Русь!

Тема 2. Причины войны 1812 г. в России. Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию, которая лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли воины покоренных народов Европы. Скомплектованная по принудительному принципу-жажде славы и денег, она теряла свою надёжность в случае серьёзных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т. е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужского населения страны не были обучены военному делу. 12(24) июня армия Наполеона вторглась на территорию России. С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке Неман. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там-мир; война-с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей.

Тема3. Барклай де-Толли:

Князь (1815), российский генерал-фельдмаршал (1814). Командир дивизии и корпуса в войнах с Францией и Швецией. В 1810–1812 военный министр. Происходил из древнего шотландского баронского рода. Его предки в начале 17 века из-за религиозных преследований переселились в Германию, а затем — в Прибалтику, Сам Барклай воспитывался с 3-х лет в семье своего дяди. Военно-административные способности Барклая-де-Толли по достоинству оценил император Александр I. C 1810 по 1812 Барклай занимал должность военного министра, именно на него была возложена вся подготовка предстоящей войны с наполеоновской Францией. За это время он успел провести ряд важных мероприятий.

Тема 4. БагратионМ.Б.Петр Иванович Багратион из грузинских князей царского рода Багратионов. На военную службу был записан 1 мая 1783 рядовым в Астраханский пехотный полк и в том же году получил чин прапорщика. Родственные связи в среде высшей имперской аристократии и личная храбрость молодого офицера способствовали взлету его быстрой воинской карьеры. Около 12 лет его служба проходила на адъютантских должностях у видных полководцев и известных русских военачальников и долгое нахождение при них стало надежной школой по приобретению опыта руководства войсками.

За проявленную храбрость и боевые заслуги при штурме турецкой крепости Очаков в 1789 Багратион из подпоручиков был произведен в капитаны, а отличившись при взятии Праги (предместья Варшавы), в 1794 обратил на себя внимание самого А. В. Суворова. В царствование императора Павла I он пользовался большой благосклонностью этого монарха, женился на графине Е. П. Скавронской, имевшей родственные связи с царской фамилией (шафером на свадьбе был сам император), а 4 февраля 1799 пожалован чином генерал-майора.

Тема 5. ТормасовА.П.Тормасов (граф Александр Петрович, 1752–1819) — известный генерал. Замеченный Потемкиным, он был командирован в 1782 году в Крым для усмирения бунта татар. В начале 2-й турецкой войны находился в Екатеринославской армии. В 1791 году, командуя конной бригадой, произвел удачный поиск за Дунай к Бабадагу, а 28 июня принял видное участие в Мачинском сражении, начальствуя конницей левого крыла. Во 2-ю польскую войну нанес с несколькими легкоконными полками поражение неприятелю при местечке Мобар, а 28 сентября 1794 года в сражении при Мациовицах командовал левым флангом главных сил. При штурме Праги вел одну из колонн. При императоре Павле в 1799 году исключен из службы, но в 1800 году вновь назначен командиром лейб-гвардии Конного полка. В 1803 году назначен Киевским генерал-губернатором, в 1807 году — Рижским, в 1808 году — главнокомандующим в Грузии и на Кавказской линии. Прибыв к своему посту в феврале 1809 года, Тормасов нашел дела в затруднительном положении: Турция и Персия готовились к вторжению в наши пределы, Имеретия и Абхазия были в восстании, Дагестан был к тому близок, а в распоряжении главнокомандующего имелось не более 42 тыс. войск.

Тема 6. Планы сторон. Силы сторон. Французы — около 610 тыс. человек;

Русские — около 240 тыс. человек. Главную силу русских войск составляла 1-ая армия под командованием военного министра М. Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-ая армия П. И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра 1 подписания мирного договора. Наполеон: «Если я возьму Киев — я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург — я возьму Россию за голову; если я возьму Москву- я порожу ее в самое сердце. (документы, см. приложения).

Тема 7. Первоначально местом соединения русских армий был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тысяч своих солдат. После того, как русские войска и население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продовольствия, ни фуража, на которые рассчитывал Наполеон, захватить здесь та и не удалось. Русская армия была не только сохранена, но и убедилась в том, что «непобедимого» противника вполне можно успешно бить. (Работа с картой «Отечественная война 1812 г.1»)

Тема 8. Кутузов М. И. генерал-фельдмаршал (1812 г.). С 1761 г. командир роты Астраханского пехотного полка, с 1762 г. адъютант Ревельского генерал-губернатора. В 1764–1765 гг. командовал отдельными отрядами. В ходе русско-турецкой войны 1768–1774 гг. отличился в сражениях при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. За храбрость, проявленную в июле 1774 г. в бою близ деревни Шумы (ныне Кутузовка), награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. С 1776 г. служил в Крыму под начальством А. В. Суворова, который поручал ему наиболее ответственные задания по организации охраны побережья полуострова. С 1777 г. командир Луганского пикинерного, затем Мариупольского легкоконного полков. В русско-турецкой войне 1787–1791 гг. принимал участие в боевых действиях под Очаковом, Аккерманом, Вендорами. В 1790 г. отличился при штурме и взятии Измаила, командуя 6-й колонной, за что награжден орденом Святого Георгия 3-й степени и произведен в генерал-поручики.

Еще в ходе штурма Измаила был назначен комендантом крепости, а после победы оставался комендантом и стал начальником войск, расположенных между Днестром и Прутом. В 1791 г. нанес поражение турецким войскам при Бабадаге и в Мачинском сражении, за что удостоен ордена Александра Невского и большого креста орденов Святого Георгия 2-й и 3-й степени. С 1794 г. директор Сухопутного шляхетского корпуса, с 1795 г. командующий и инспектор русских войск в Финляндии, с 1799 г. Литовский и с 1801 г. — Петербургский военный губернатор. В 1805 г. назначен главнокомандующим одной из русских армий в войне с Наполеоном I. В октябре того же года совершил отступательный марш-маневр от Браунау к Ольмюцу и, нанеся поражение французам под Амштеттеном и Дюренштейном, вывел войска из-под нависшей угрозы окружения. Участник Аустерлицкого сражения 1805 г.

За мужество, проявленное в боях против французских войск, награжден орденом Святого Владимира 1-й степени. (cм. приложение 4.)

Тема 9–11. Бородинское сражение. Совет в Филях. Пожар Москвы.

Дитя 12-го года! в 16 лет-Бородино!

Хмель заграничного похода,

освобождения вино!

«За храбрость» — золотая

шпага, чин капитана, ордена.

Была дворянская отвага в нем

с юностью обручена.

Прошел с боями до Парижа

еще безусый ветеран!

Я победителем вас вижу,

мой капитан!

О, как мечталось вам,

как пелось,

Как поклонялась вам страна!

Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года в половине шестого утра в 110 км от Москвы. Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву. Упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным. (целесообразно прочесть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино») работа с картами и планом сражения, анализ документов.

Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты.

Наполеон

Итоги сражения не однозначны. Каждая сторона считает себя победителем и празднует годовщину битвы.

С научной точки зрения победил Наполеон: французы заняли все стратегические объекты, за которые шли бои. Русские войска организованно отступили, при этом на утро планировалось возобновить сражение. Русская армия не смогла остановить «Великую армию». Наполеон не смог в одной битве разбить Кутузова. Россия сохранила армию, а французы заняли Москву. Но славу непобедимости Наполеон потерял. Предстояли новые сражения…

Тема 12–13. Битва под Малоярославцем. Тарутинский маневр.

Битва под Малоярославцем.

Тарутинский маневр. Действия русской армии в 1812 после оставления Москвы и сражение с французами 6 (18) октября. По решению военного совета в Филях русская армия оставила Москву и совершила фланговый марш-маневр, перейдя у Боровского перевоза с рязанской дороги на старую калужскую. Несколько казачьих полков, оставленных на рязанской дороге, успешно имитировали отступление целой армии, и французы на несколько дней потеряли из виду главные силы М. И. Кутузова. Русские же войска, достигнув Подольска, продолжили отступление и остановились в «неприступной позиции» у села Тарутино в 80 км от Москвы. (работа с картой и документами, см. приложение)

Тема 14–15. Народный характер войны.

Денис Васильевич Давыдов родился 27 (16) июля 1784 года в г. Москве.

Его отец Василий Денисович Давыдов был сподвижником Суворова и оставался верен суворовскому духу даже после полного краха своей военной карьеры, состоявшегося с приходом к власти Павла 1. Из четверых детей Василия Денисовича Денис был старшим и по свидетельствам очевидцев самым резвым и непоседливым. Его-то и заметил великий Суворов, прибывший в Полтавский легкоконных полк, которым командовал Василий Давыдов. “Ты выиграешь три сражения!” — благословил девятилетнего мальчика Александр Васильевич.

Маленький повеса бросил Псалтырь, замахал саблею, выколол глаз дядьке, проткнул шлык няне и отрубил хвост борзой собаке, думая тем исполнить пророчество великого человека. Розга обратила его к миру и к учению.

Так было представлено сие событие в жизнеописание Дениса Давыдова, составленное якобы неким «сослуживцем» автора. Современники не сразу распознали в этой биографии остроумную и художественно яркую автобиографию. Итак, Денис Давыдов говорит о себе в третьем лице: «Его благословил великий Суворов: благословение это ринуло его в боевые случайности на полное тридцатилетие... Мир и спокойствие — и о Давыдове нет слуха, его как бы нет на свете; но повеет войною — и он уже тут, торчит средь битв как казачья пика. Снова мир — и Давыдов опять в степях своих, опять гражданин, семьянин, пахарь, ловчий, стихотворец, поклонник красоты... «(см. приложение 5.)

Тема 16–17. Гибель великой армии. Итоги и значения войны.

Поражения, нанесенные французам под Тарутиным и Малоярославцем, вынудили Наполеона повернуть войска на им же самим опустошенную Смоленскую дорогу. Русская армия и партизанские отряды, преследовали врага. Ранняя и суровая зима стали еще одним бедствием для французов. При переправе через реку Березену Наполеон потерял 30-тыс. солдат. Границу сумели перейти лишь за жалкие остатки «Великой армии». Сам император еще раньше, бросив войска, бежал в Париж. Встретившим его придворным на вопрос о том, где же армия, он был вынужден ответить: «Армии больше нет!»

В конце декабря 1812 г. генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря царь издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

Нашествие «двунадесяти языков» на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу, внес весь многонациональный народ нашей страны.

Основные термины (генерируются автоматически): москва, Отечественная война, Россия, русская армия, военный министр, войска, Наполеон, француз, Георгия, тарутинский маневр.


Похожие статьи

Элективный курс «Фракталы». Вводный урок

Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая экономика и право»

К истории изучения вопроса «Переводы произведений А. С. Пушкина на каракалпакский язык»

Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 1. Программа курса

Учебно-методическая разработка по русскому языку. Тема: «Знакомство. Моя семья. Автобиография»

Дидактическое пособие «Логопедическая полянка»

Элективный курс для учащихся 9-х классов «Практико-ориентированные задачи, 1-я часть ОГЭ»

Рецензия на монографию Козырева Т.А. Независимый Казахстан. Борьба за прошлое (Актуальные проблемы современной Казахстанской историографии)

Методический материал к уроку-дискуссии «Мораль»

План-конспект семинара-практикума для родителей «Применение воспитательной системы М. Монтессори дома»

Похожие статьи

Элективный курс «Фракталы». Вводный урок

Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая экономика и право»

К истории изучения вопроса «Переводы произведений А. С. Пушкина на каракалпакский язык»

Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 1. Программа курса

Учебно-методическая разработка по русскому языку. Тема: «Знакомство. Моя семья. Автобиография»

Дидактическое пособие «Логопедическая полянка»

Элективный курс для учащихся 9-х классов «Практико-ориентированные задачи, 1-я часть ОГЭ»

Рецензия на монографию Козырева Т.А. Независимый Казахстан. Борьба за прошлое (Актуальные проблемы современной Казахстанской историографии)

Методический материал к уроку-дискуссии «Мораль»

План-конспект семинара-практикума для родителей «Применение воспитательной системы М. Монтессори дома»

Задать вопрос